Определение направлений в море. Понятия курс, пеленг и курсовой угол

Издание третье, переработанное и дополненное

Глава VII . НАВИГАЦИЯ

Навигация - основа науки о судовождении. Навигационный способ судовождения заключается в том, чтобы провести судно из одного места в другое наивыгоднейшим, кратчайшим и безопасным путем. Этот способ решает две задачи: как направить судно по избранному пути и как определять его место в море по элементам движения судна и наблюдениям береговых предметов с учетом воздействия на судно внешних сил - ветра и течения.

Чтобы быть уверенным в безопасности движения своего судна, необходимо знать место судна на карте, определяющее его положение относительно опасностей в данном района плавания.

Навигация занимается разработкой основ судовождения, она изучает:

Размеры и поверхность земли, способы изображения земной поверхности на картах;

Способы счисления и прокладки пути судна на морских картах;

Способы определения места судна на море по береговым предметам.

§ 19. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО НАВИГАЦИИ

1. Основные точки, круги, линии и плоскости

Наша земля имеет форму сфероида, у которого большая полуось ОЕ равна 6378 км, а малая полуось ОР 6356 км (рис. 37).

Рис. 37. Определение координат точки на земной поверхности

Практически, с некоторым допущением, землю можно считать шаром, вращающимся вокруг оси, занимающей определенное положение в пространстве.

Для определения точек на земной поверхности ее принято мысленно делить вертикальными и горизонтальными плоскостя ми, образующими с поверхностью земли линии - меридианы и параллели. Концы воображаемой оси вращения земли называются полюсами - северным, или нордовым, и южным, или зюйдовым.

Меридианы - большие круги, проходящие через оба полюса. Параллели - малые круги на земной поверхности, параллельные экватору.

Экватор - большой круг, плоскость которого проходит через центр земли перпендикулярно оси ее вращения.

Как меридианов, так и параллелей на земной поверхности можно вообразить бесчисленное множество. Экватор, меридианы и параллели образуют сетку географических координат земли.

Место любой точки А на земной поверхности можно определить по ее широте (f) и долготе (l).

Широтой места называется дуга меридиана от экватора до параллели данного места. Иначе: широта места измеряется центральным углом, заключенным между плоскостью экватора и направлением из центра земли на данное место. Широта измеряется в градусах от О до 90° по направлению от экватора к полюсам. При расчетах считают, что северная широта f N имеет знак плюс, южная широта - f S знак минус.

Разностью широт (f 1 - f 2) называется дуга меридиана, заключенная между параллелями данных точек (1 и 2).

Долготой места называется дуга экватора от нулевого меридиана до меридиана данного места. Иначе: долгота места измеряется дугой экватора, заключенной между плоскостью нулевого меридиана и плоскостью меридиана данного места.

Разностью долгот (l 1 -l 2) называется дуга экватора, заключенная между меридианами заданных точек (1 и 2).

Нулевой меридиан - гринвичский меридиан. От него производится измерение долготы в обе стороны (к востоку и западу) от 0 до 180°. Западная долгота отсчитывается на карте влево от гринвичского меридиана и при расчетах берется со знаком минус; восточная - вправо и имеет знак плюс.

Широта и долгота любой точки на земле называются географическими координатами этой точки.

2. Деление истинного горизонта

Мысленно воображаемая горизонтальная плоскость, проходящая через глаз наблюдателя, называется плоскостью истинного горизонта наблюдателя, или истинного горизонта (рис. 38).

Предположим, что в точке А находится глаз наблюдателя, линия ZABC - отвесная, HH 1 - плоскость истинного горизонта, а линия P NP S - ось вращения земли.

Из множества вертикальных плоскостей только одна плоскость на чертеже будет совпадать с осью вращения земли и точкой А. Пересечение этой вертикальной плоскости с поверхностью земли дает на ней большой круг P N BEP SQ , называемый истинным меридианом места, или меридианом наблюдателя. Плоскость истинного меридиана пересекается с плоскостью истинного горизонта и дает на последней линию норд-зюйда NS . Линия OW , перпендикулярная линии истинного норд-зюйда, называется линией истинного оста и веста (востока и запада).

Таким образом, четыре основные точки истинного горизонта - север, юг, восток и запад - занимают в любом месте на земле, кроме полюсов, вполне определенное положение, благодаря чему относительно этих точек можно определять различные направления по горизонту.

Направления N (север), S (юг), О (восток), W (запад) носят название главных румбов. Вся окружность горизонта делится на 360°. Деление производится от точки N по движению часовой стрелки.

Промежуточные направления между главными румбами называются четвертными румбами и носят наименование NO , SO , SW , NW . Главные и четвертные румбы имеют следующие значения в градусах:


Рис. 38. Истинный горизонт наблюдателя

3. Видимый горизонт, дальность видимого горизонта

Видимое с судна водное пространство ограничивается окружностью, образованной кажущимся пересечением небесного свода с поверхностью воды. Эта окружность называется видимым горизонтом наблюдателя. Дальность видимого горизонта зависит не только от высоты расположения глаз наблюдателя над водной поверхностью, но и от состояния атмосферы.



Рис 39. Дальность видимости предмета

Судоводитель всегда должен знать, как далеко он видит горизонт в разных положениях, например, стоя у штурвала, на палубе, сидя и т. п.

Дальность видимого горизонта определяется по формуле:

или, приближенно, для высоты глаза наблюдателя менее 20 м по формуле:

где d - дальность видимого горизонта в милях;

h - высота глаза наблюдателя, м.

Пример. Если высота глаза наблюдателя h = 4 м, то дальность видимого горизонта 4 мили.

Дальность видимости наблюдаемого предмета (рис. 39), или, как ее называют, географическая даль ность D n , является суммой дальностей видимого горизонта с высоты этого предмета Н и высоты глаза наблюдателя А.

Наблюдатель А (рис. 39), находящийся на высоте h , со своего судна может видеть горизонт только на расстояние d 1 , т. е. до точки В водной поверхности. Если же поместить наблюдателя в точке В водной поверхности, то он мог бы видеть маяк С, расположенный от него па расстоянии d 2 ; поэтому наблю датель, находящийся в точке А, увидит маяк с расстояния, равного D n :

Дальность видимости предметов, расположенных выше уровня воды, можно определить по формуле:

D n = 2,08( + ).

Пример. Высота маяка H = 1б,8 м, высота глаза наблюдателя h = 4 м.

Решение. D n = l 2,6 мили, или 23,3 км.

Дальность видимости предмета определяется также приближенно по номограмме Струйского (рис. 40). Прикладывая линейку так, чтобы одной прямой были соединены высоты, соответствующие глазу наблюдателя и наблюдаемому предмету, получают на средней шкале дальность видимости.

Пример. Найти дальность видимости предмета высотой над уровнем моря в 26,2 м при высоте глаза наблюдателя над уровнем моря в 4,5 м.

Решение. D n = 15,1 мили (пунктирная линия на рис. 40).

На картах, лоциях, в навигационных пособиях, в описании знаков и огней дальность видимости дана для высоты глаза наблюдателя 5 ж от уровня воды. Так как на маломерном судне глаз наблюдателя расположен ниже 5 м, для него дальность видимости будет меньше обозначенной в пособиях или на карте (см. табл. 1).

Пример. На карте обозначена дальность видимости маяка в 16 миль. Это значит, что наблюдатель увидит этот маяк с расстояния 16 миль, если его глаз будет на высоте 5 м над уровнем моря. Если же глаз наблюдателя находится на высоте 3 м, то видимость соответственно уменьшится на разность дальности видимости горизонта для высот 5 и 3 м. Дальность видимости горизонта для высоты 5 м равна 4,7 мили; для высоты 3 м - 3,6 мили, разность 4,7 - 3,6=1,1 мили.

Следовательно, дальность видимости маяка будет равна не 16 милям, а только 16 - 1,1 = 14,9 мили.


Рис. 40.

4. Морские меры длины и скорости

На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места. На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).

Таблица 1

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА

Дальность видимого горизонта

Дальность видимого горизонта

Дальность видимого горизонта

мили

мили

мили

Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние. Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов - одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень - одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов). Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).

Километр - основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.

5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол


Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК - это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N M .

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d . Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, - знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

1) МК + (± d) = ИК

и обратная задача:

ИК - (± d) = МК

2) МП + (± d) = ИП или ИП - (± d) = МП.


Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта - знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

ИП = ИК + КУ п/б,

ИП = ИК - КУ л/б.

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.

6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов

Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше. Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.

Отклонение стрелки под влиянием магнитных сил судового железа называется девиацией компаса. Угол, заключенный между нордовой частью магнитного меридиана N М и нордовой частью компасного меридиана N K , называется девиацией магнитного компаса s (рис. 44).

Девиация может быть как положительной - восточной, или остовой, так и отрицательной - западной, или вестовой. Девиация - величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.

Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:

КК + (± s) = МК

или МК - (± s) = КК.

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + (± s) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать. Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса D К называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K . Поправка компаса D К равна алгебраической сумме девиации s и склонения d , т. е.:

D К = (± s) + (± d).

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

ИК = КК + (± D К)

или КК = ИК - (± D К).

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

Компасный курс КК - угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

Компасный пеленг КП - угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

Магнитный курс МК - угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП - угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

Истинный курс ИК - угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

Истинный пеленг ИП - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Девиация s - угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M .

Склонение d - угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И.

Поправка компаса D К - угол между линией истинного меридиана N И и линией компасного меридиана N K .

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Для выполнения этого правила необходимо запомнить последовательность: И K - d - MK - s - КК. Если из ИК алгебраически вычесть склонение d , то получим рядом стоящую вправо от ИК величину МК; если из МК вы чтем алгебраически девиацию s , то получим рядом стоящую вправо от МК величину КК. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d - склонение и s - девиацию, то получим КК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК. Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d , стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию s и склонение d , представляющие не что иное, как поправку компаса D К, то получим истинный курс - ИК.

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов.

Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации

Морской Государственный Университет им. адм. Г. И. Невельского Институт «Морская Академия»

Кафедра теории и устройства судна

РАСЧЕТ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ ТАНКЕРА ДЕДВЕЙТОМ 3474 Т ПО ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ ИПРОЧНОСТИ

Методические указания к выполнению курсового проекта для специальности 180402.65 Судовождение

Составили: Азовцев А.И. Огай А.С. Петров В.А.

Владивосток

Позиция № _____

в плане издания учебной литературы МГУ на 2011 г.

Составили: Анатолий Иванович Азовцев Алексей Сергеевич Огай Владимир Алексеевич Петров

Общее научное и техническое редактирование А. И. Азовцева

РАСЧЕТ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ ТАНКЕРА ДЕДВЕЙТОМ 3474 Т ПО ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ И ПРОЧНОСТИ

Отпечатано в типографии МГУ им. адм. Г. И. Невельского Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а

1. ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Инженеру-судоводителю в большинстве случаев приходится самостоятельно принимать решения по эксплуатации судна и управлению им. Это требует от специалиста большого объема знаний, умения проводить углубленную оценку возникающих в процессе работы ситуаций.

Курсовой проект, выполняемый на третьем курсе судоводительской специальности, включает в себя задачи по важнейшим разделам курса теории и устройства судов. Изучение этих разделов дает курсанту возможность получить знания, которые необходимы для квалифицированного обеспечения безопасности мореплавания, удовлетворения нормам классификационного общества по запасу плавучести судна, его остойчивости, непотопляемости, прочности и плавании на попутном волнении. Все расчеты в курсовом проекте выполняются на основе «Информации об остойчивости и прочности грузового судна», которая составлена в соответствии с требованиями Правил Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС).

Назначение курсового проекта состоит в том, чтобы будущий судоводитель представлял, как обеспечить безопасность человеческой жизни на море, контролируя мореходность расчетными методами по судовым документам, а также безопасность грузов и пассажиров в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ.

До 80 % аварий на морском торговом и промысловом флотах происходит по вине экипажа. Основная цель международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты ПДНВ – повысить безопасность мореплавания путем стандартизации компетентности и улучшения теоретической и практической подготовки моряков.

Компетентность выпускников Морского Государственного Университета должна соответствовать уровню эксплуатации, что подразумевает умение квалифицированно выполнять обязанности вахтенного помощника капитана при наличии соответствующего диплома.

Фундаментальная подготовка по вопросам плавучести, остойчивости, эксплуатационным вопросам непотопляемости, плавании на попутной волне, прочности, полученная в ходе самостоятельного изучения, лекционных и лабораторных занятий, является надежной основой данного курсового проекта. Закрепление теоретических знаний, связанных с обеспечением норм безопасности мореплавания, способов достижения норм в случае их невыполнения, является основной целью курсового проекта.

Наличие современной вычислительной техники на борту судна не исключают необходимости уметь выполнять расчет без применения ЭВМ.

Настоящие методические указания являются руководством для работы с «Информацией об остойчивости и прочности грузового судна» при расчете вручную. Они содержат сведения о судовой документации, используемой в расчетах мореходных качеств на рейс судна, пояснения к решению задач курсового проекта, определяют порядок выполнения, оформления и защиты курсового проекта.

2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

1. По формулам индивидуального задания насчитываются исходные данные для курсового проекта.

2. В соответствии с дальностью плавания D определяется количество запасов на рейс.

3. Выполняется размещение запасов по танкам с соблюдением требований малого крена и поправок на свободные поверхности.

4. Размещаются грузы пропорционально объемам грузовых помещений. Для этого определяется коэффициент пропорциональности, т.е. масса

груза, приходящегося на 1 м3 грузовых помещений, с точностью до пяти знаков.

P грa = V гп ,

где Vгп – суммарный объем всех грузовых танков судна, указанный в «Справочных материалах» Информации об остойчивости.

Масса груза Pi , приходящегося на каждый грузовой танк определяется по зависимости

P i= a V i, т,

где Vi - объем i-го танка.

Составляется таблица нагрузок предварительного грузового плана.

5. По водоизмещению ∆, Мх и Мz определяются параметры посадки и аппликата центра тяжести судна (см. «Пояснения к самостоятельным расчетам» Информации об остойчивости).

Оценивается продольная прочность судна, используя «Диаграмму контроля продольной прочности.

6. Проводится анализ мореходных качеств судна сравнением расчетных параметров с допустимыми значениями.

Определяются способы повышения мореходного состояния судна, неудовлетворенные требования устраняются перемещением, приемом, снятием груза и балласта.

7. Составляется откорректированный грузовой план судна на отход. Рассчитываются параметры мореходности для откорректированного грузового плана (параметры посадки, начальная метацентрическая высота, параметры ДСО, критерий погоды, общая прочность).

На штормовой диаграмме Ремеза определяются зоны основного и параметрического резонансов и место положение судна отсносительно резонансных зон.

Записываются в пояснительную записку выводы о мореходном состоянии судна на отход.

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Индивидуальное задание на курсовой проект формируется в функции от последней цифры номера группы (Гр) и порядкового номера курсанта в списке группы (П).

Заданными величинами в курсовом проекте являются:

Тип груза – жидкий; D–дальность плавания, мили;

ρ –плотность забортной воды, т/м3 ; Pгр –количество груза, т; ρ гр –плотность груза, т/м3 ; λ –длина волны в рейсе, м;

ϕ о –курсовой угол к направлению бега волны, град.; Эти величины задаются формулами и выражены в функции от Гр и П

Количество запасов на отход определяется по следующим зависимостям: количество дизельного топлива:

P ДТ = 344 D , т;4000

количество масла:

P М = 17 D , т;4000

количество воды:

P В = 58 4000D , т.

4. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ ГРУЗОВОГО СУДНА

Информация об остойчивости (далее просто Информация) разрабатывается для каждого конкретного судна и является руководящим документом при его эксплуатации. Заступая в должность, капитан судна делает расписку в Информации о принятии ее к исполнению. Использование информации не освобождает капитана от ответственности за остойчивость и прочность судна при эксплуатации.

Курсовой проект выполняется на единой базе Информации для судна проекта №520 по индивидуальным заданиям.

Информация содержит необходимые ограничения и рекомендации и другие сведения практического значения.

Используя основные характеристики и размерения суднав курсовом проектировании, следует обратить внимание на то, что осадка, водоизмещение судна и дедвейт приведены для конкретных условий плавания в соответствии с грузовой маркой.

Типовые случаи нагрузки в эксплуатационной практике используют, когда представляется возможность сравнить один из типовых случаев с планируемым на рейс вариантом загрузки. Типовые случаи загрузки выполнены с учетом удовлетворения требований Правил РМРС по остойчивости, посадке, продольной прочности.

В разделе Указания и рекомендации капитану указывается, что выполнение требований Правил РМРС обеспечивает определенный уровень безопасности плавания. На практике могут возникнуть более сложные условия, чем предусматривают Правила, поэтому чтобы неправильные действия не привели к аварийной ситуации, капитану необходимо постоянно контролировать состояние судна, его загрузку и принимать меры предосторожности при управлении судном, учитывая следующее. Запрещается выходить в море, если остойчивость судна не проверена, недостаточна или не может быть обеспечена в течение всего рейса. Водонепроницаемость корпуса судна должна контролироваться перед выходом в рейс, перед наступлением шторма и перед опасным маневром в штормовых условиях. Управление судном в штормовых условиях следует осуществлять с учетом резонанса бортовой и продольной качки. На сильном попутном волнении следует опасаться уменьшения остойчивости при длительной задержке судна на гребне высокой волны. При длине волны, близкой к длине судна, следует иметь скорость хода, значительно меньшую, чем скорость бега волны, однако, не теряя при этом способности управляться.

Неучтенная или излишняя свободная поверхность жидких грузов может стать причиной возникновения аварийной ситуации. Для сохранения остойчивости судна свободные поверхности жидких грузов должны быть минимальными, для этого танки по возможности должны быть запрессованы или пустые. Запасы однородных жидких грузов должны расходоваться поочередно, т. е. только когда опорожняется один танк, можно распрессовать следующий.

Продольная прочность может быть обеспечена, если грузы размещены на судне пропорционально объемам грузовых помещений. Контроль прочности необходимо выполнять по диаграмме контроля прочности.

Если нагрузка судна значительно отличается от типовых случаев Информации, то должен быть выполнен самостоятельный расчет нагрузки и осуществлена проверка выполнения требований Правил РМРС к посадке, остойчивости, местной и общей прочности, и если необходимо, непотопляемости судна. Именно такая ситуация рассматривается в курсовом проекте. Ниже приводится постановка и методика решения задач курсового проекта.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая “Информация об остойчивости танкера “Проект № 520”, разработана в соответствии с требованиями “Правил классификации и постройки морских судов” (т.1, ч.IV,2010 г.) Российского Морского Регистра Судоходства (РС)*, предъявляемыми к остойчивости грузовых судов неограниченного района плавания.

“Информация об остойчивости…” позволяет по рассчитанному водоизмещению, включающему в себя судно порожнем, запасы, груз и балласт, оценить посадку, остойчивость и прочность судна, сравнивая конкретный вариант с типовыми случаями нагрузки или выполняя расчет самостоятельно, с использованием приведенных справочных материалов. “Информация об остойчивости…” содержит необходимые ограничения, рекомендации и другие сведения практического значения.

“Информация об остойчивости…” является судовым документом, предназначенным для капитана и судового командного состава в качестве руководства при решении вопросов, связанных с практической оценкой безопасности плавания судна в разрешенных районах.

Остойчивость судна во всех типовых случаях нагрузки удовлетворяет требованиям Правил РС (Часть IV), предъявляемым к остойчивости судов.

Соблюдение указаний настоящей “Информации об остойчивости…” не освобождает капитана от ответственности за остойчивость и безопасность эксплуатации судна.

Расчеты остойчивости выполнены на ПЭВМ типа IBM PentiumIII по программе “TRANSSHIP”, имеющей допуск Российского Морского Регистра Судоходства - Сертификат о типовом одобрении на программу -№ 02.002.010 от

* в дальнейшем тексте - “Правил”.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ И ПРАВИЛА ЗНАКОВ

За центр координат принята точка пересечения плоскостей мидельшпангоута, диаметральной (ДП) и основной (ОП).

За ось абсцисс ОХ – линия пересечения ДП и ОП. Положительное направление – в нос.

За ось аппликат OZ – линия пересечения ДП и плоскости мидельшпангоута. Положительное направление – вверх.

За ось ординат OY – линия пересечения ОП и плоскости мидельшпангоута. Положительное направление – на правый борт.

Правило знаков для дифферента: «+» - на нос, «-» - на корму.

Правило знаков для крена: «+» - на правый борт, «-» - на левый борт.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Обозначение

Значение

Абсцисса центра тяжести, м

Абсцисса центра величины, м

Абсцисса центра тяжести судна, м

Аварийный угол крена, град.

θ 1r

Амплитуда качки судна с круглой скулой, град.

θ 2r

Амплитуда качки судна с килями, град.

Аппликата поперечного метацентра, м

Аппликата продольного метацентра, м

Аппликата центра величины, м

Аппликата центра тяжести судна, м

Аппликата центра тяжести, м

Н Взлив (высота) наливного груза, м

Водоизмещение объёмное, м3

М Изгибающий момент, тм

µ Коэффициент проницаемости

К Критерий погоды

Критерий ускорения

l max

Максимальное плечо ДСО, м

Множитель для определения амплитуды качки

Множитель для определения амплитуды качки, град.

Момент водоизмещения относительно миделя, тм

Момент водоизмещения относительно ОП, тм

P max

Наибольшая масса грузов, %

N max

Наибольшая перерезывающая сила, %

M max

Наибольший изгибающий момент, %

Неисправленная начальная метацентрическая высота, м

Нормируемая частота собственных колебаний

Объём помещения, м3

Мс

Опрокидывающий момент, тм

Ордината центра тяжести судна, м

Ордината центра тяжести, м

d"к

Осадка кормой на марке углубления, м

Осадка на кормовом перпендикуляре, м

Осадка на носовом перпендикуляре, м

d"н

Осадка носом на марке углубления, м

Осадка средняя на миделе, м

Осадка эквивалентная, м

S ост

Остаточная динамическая остойчивость, м*рад.

l xк

Отстояние кормовой марки углубления от кормового перпен-

дикуляра, м

l xн

Отстояние носовой марки углубления от носового перпендику-

Перезывающая сила, т

Период качки на тихой воде, с

Плечо диаграммы динамической остойчивости, м

Плечо ДСО, м

Плечо кренящего момента от порыва ветра, м

Плечо кренящего момента от статического давления ветра, м

Плечо кренящего момента от циркуляции, м

Плечо момента от давления ветра, м

Плечо ДСО при 30 градусах, м

Для плоскости карты определение может звучать так истинный пеленг угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый из точки местоположения нашего судна.

Истинный пеленг, также как и истинный курс, измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° по часовой стрелке и обозначается как ИП .

Говоря об истинном пеленге мы должны также помнить, что существует такое понятие, как обратный истинный пеленг . Обратный истинный пеленг – это угол, отличающийся от истинного пеленга на 180 градусов. И только. Следовательно, чтобы узнать величину обратного истинного пеленга (ОИП ), нужно к величине истинного пеленга прибавить, если она меньше 180º (или отнять от неё, если она больше 180º ) эти самые 180 градусов .

ОИП = ИП ± 180°

Существует ещё один вид направлений – это курсовые углы (КУ ). Это очень употребительное в практике понятие.

Курсовым углом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между носовой частью продольной оси судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (ориентир).

Здесь отсчёт производится от диаметральной плоскости судна в обе стороны, правую и левую, от нуля до 180 градусов.

Курсовой угол.

Кстати уже несколько раз мы употребили выражение диаметральная плоскость судна . Это плоскость, проходящая вдоль судна вертикально и условно делящая его на две одинаковые продольные половинки. Другими словами это – плоскость симметрии судна.

А для лучшего уяснения значения термина курсовой угол, мы разберём пример. Идём мы, скажем, где-то в море. Видим остров. Где? Например, слева. Значит, курсовой угол будет левого борта. (Понятно, что если справа – то правого борта).



Мысленно делим горизонт снова на градусы. Но только начало отсчёта – ноль градусов, будет не на севере, как мы делали до сих пор, а прямо по носу нашего судна. Мы также помним, что если прямо у нас – ноль, то точно слева и точно справа – по 90 градусов. А точно сзади – 180 градусов. Так вот направление на наш остров, отсчитываемое в градусах от нуля до 180 с указанием стороны отсчёта – это и есть курсовой угол. При вычислениях курсовому углу правого борта (КУ пр/б ) придается знак «+» , а курсовому углу левого борта (КУ л/б ) – знак «–».

Если наш остров точно слева, то курсовой угол на него будет 90 градусов левого борта . Кстати говоря, состояние, когда предмет находится точно справа или точно слева на курсовых углах 90 градусов, называется, соответственно, траверзом правого или левого борта (обозначается – ┴). То есть остров – на траверзе левого борта .

Курсовые углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) – «крамбола».

Курсовые углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) – «раковина» или «подзор».

Важные сокращения , применяемые в навигации и математические соотношения, существующие между ними.

ИК – истинный курс судна

ИП – истинный пеленг

ОИП – обратный истинный пеленг

КУ – курсовой угол

пр/б – правый борт (правого борта)

л/б . – левый борт (левого борта),

Все истинные направления (ИК, ИП, КУ ) связаны между собой соотношениями, которые легко установить из рисунка.



Истинные направления

ИП = ИК + КУ

ИК = ИП − КУ

КУ = ИП – ИК Формулы алгебраические (учитываются знаки КУ).

При решении задач по данным формулам необходимо знать, что:

Если при вычислениях ИК или ИП получается результат более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°.

Если при вычислениях ИК или ИП получится отрицательный результат , необходимо к полученному результату прибавить 360°.

Если при вычислениях значение курсового угла (КУ) получается более 180°, то необходимо полученный результат отнять от 360° , а наименование КУ изменить на противоположное .

2.5.4. Устройство штурманского транспортира.

Транспортир штурманский служит для измерения направлений в море на карте относительно истинного меридиана и представляет из себя полукруг, разделенный на 180° с линейкой, расположенной по диаметру круга. На середину внутреннего среза линейки нанесен центральный штрих , являющийся центром транспортира. Полукруг транспортира разбит на градусные деления. Надписи десятков градусов сделаны двойными цифрами, обозначающими взаимно противоположные направления .

Основным условием безопасности плавания корабля является безошибочное определение направления движения судна относительно заданной линии пути и направлений на навигационные опасности.
Основой для определения направлений движения судна и на окружающие судно объекты являются главные направления: N, S, Е,W. Любое из этих главных направлений может быть принято за начало счета направлений. В судовождении традиционно за начало счета направлений принимают или северную или южную часть линии истинного меридиана (полуденной линии). Определение направлений относительно полуденной линии производится по различным системам счета в зависимости от характера решаемых навигационных задач с точностью до 0,1.
Для определения направления в плоскости истинного горизонта используются три системы деления горизонта: круговая, полукруговая и четвертная.

Круговая система счета направлений

В круговой системе за начало счета направлений принята северная (нордовая) часть линии истинного меридиана. В этой системе вся плоскость истинного горизонта разделена на 360°. Счет направлений ведется от северной части истинного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°. Отрицательных значений система не предусматривает.
Форма записи: 37,4°.
В навигации круговая система счета направлений является основной и применяется для определения направления движения судна, а также направлений на видимые с судна предметы.
В соответствии с этой системой на суднах разбиты шкалы всех курсоуказателей и приборов, служащих для определения направлений в море.
Круговая система счета направлений проще и нагляднее других, но судоводитель должен уметь переводить направления, данные по одной системе, в направления по другой системе, так как при решении многих навигационных и астрономических задач получаются результаты с указанием наименования четверти.

Полукруговая система счета направлений

В полукруговой системе плоскость истинного горизонта линией NS разделена на две части по 180° каждая. За начало счета направлений (0°) принимают как северную (N) часть, так и южную (S) часть линии истинного меридиана. Во всех случаях счет ведут к осту (Е) или весту (W) от 0° до 180°.
Для исключения многозначности направлениям в полукруговой системе счета придают наименования:

Вначале буквами N или S обозначают ту часть истинного меридиана, от которой отсчитывают направление;
- затем цифрами показывают значение угла в градусах;
- в конце записи буквой E или W показывают направление, в сторону которого ведут счет.

Например: N65°Е, S135° W.

Четвертная система счета направлений

В четвертной системе плоскость истинного горизонта линиями NS и EW делится на четыре четверти: NE, SE, SW и NW.
За начало счета направлений (0°) принимают северную (N) или южную (S) часть истинного меридиана. Счет ведут от N или S в сторону Е или W от 0° до 90° в каждой четверти:

В NE четверти от N к Е (по часовой стрелке) от 0° до 90°;
- в SE четверти от S к Е (против часовой стрелки) от 0° до 90°;
- в SW четверти от S к W (по часовой стрелке) от 0° до 90°;
- в NW четверти от N к W (против часовой стрелки) от 0° до 90°.

Для исключения многозначности при записи четвертных направлений указывают наименование четверти, в которой это направление расположено.

Например: NE70,1°; SW38,3°; NW76,9°; SE70,0°.
На практике, если заданные направления указаны в разных системах счета, то их предварительно приводят к какой-либо одной системе. При этом используют различные схемы пересчета направлений, одна из которых показана на рисунке.

ИСТИННЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ. КУРСОВОЙ УГОЛ.

Для обеспечения безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.
Направления в море определяются относительно Истинный меридиан – меридиан, проходящий через место нахождения наблюдателя" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> истинного меридиана (N и) и называются истинными направлениями . Зная положение истинного меридиана любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.
Направление движения судна определяется истинным курсом.
Истинным курсом (ИК) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и Диаметральная плоскость – вертикальная продольная плоскость симметрии корпуса судна" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки.
Диаметральная плоскость, пересекаясь с плоскостью Истинный горизонт – горизонтальная плоскость. проходящая через глаз наблюдателя" style="cursor: help; font-weight:800; font-style:italic; color:#2e44b7; text-decoration:none"> истинного горизонта , образует линию курса судна. Таким образом, истинным курсом ИК является угол между северной частью истинного меридиана и линией курса. Отсчитывается истинный курс в круговой системе счета.
Направлением из точки наблюдения на объект называется линией пеленга .
Направление с судна на естественные и искусственные объекты определяется истинным пеленгом.
Истинным пеленгом (ИП) называется горизонтальный угол между северной частью истинного меридиана и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке.
Вертикальная плоскость, проходящая через место наблюдателя и место наблюдаемого объект, называется визирной плоскостью .
Пересечение визирной плоскости с плоскостью истинного горизонта образует линию пеленга , которая и является направлением на объект. Таким образом, истинным пеленгом (ИП) является угол между северной частью истинного меридиана и линией пеленга. Отсчитывается истинный пеленг в круговой системе счета.
При решении отдельных задач используется направление, противоположное истинному пеленгу. Это направление называется обратным истинным пеленгом (ОИП):

ОИП = ИП + 180°, если ИП ОИП = ИП - 180°, если ИП > 180°.

ОИП является углом, который отсчитывается по часовой стрелке от нордовой части истинного меридиана, проходящего через ориентир, до направления с ориентира на судно .

При решении задач, для которых особое значение имеет взаимное расположение курса судна и наблюдаемого объекта, измеряют курсовой угол (КУ) - горизонтальный угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый объект, т.е. угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и линией пеленга. Курсовой угол измеряется в круговой или полукруговой системе счета направлений.
В основном курсовые углы измеряют в полукруговой системе и для исключения многозначности им придают наименования, указывающие в сторону какого борта судна (правого или левого) вели счет.
Например: КУ= 15° л/б, КУ= 78° п/б.
При решении задач курсовые углы правого борта считают положительными , а курсовые углы левого борта считают отрицательными .
При решении некоторых задач требуется, чтобы курсовой угол был измерен в круговом счете. Счет при этом ведут от носовой части диаметральной плоскости судна вправо от 0° до 360°. Курсовой угол, измеренный в круговом счете, получил название отсчета курсового угла (ОКУ).
Связь между отсчетом курсового угла и курсовыми углами определяется выражениями:

ОКУ = КУ п/б;
ОКУ = 360° - КУ л/б

Некоторым значениям курсовых углов традиционно присвоены наименования. Например, КУ = 90° - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля - называют траверзом .
Математическая зависимость между истинными направлениями:

ИП = ИК + КУ;
ИК = ИП - КУ;
КУ = ИП - ИК.

При расчетах по этим формулам следует помнить о необходимости учитывать знак курсового угла. Другая особенность заключается в том, что истинный курс и истинный пеленг не могут иметь отрицательных значений. Если все же при решении задач будет получено отрицательное значение ИК или ИП, то его следует вычесть из 360°, а полученный результат считать положительным.


Двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и вертикальной плоскостью, совпадающей с линией перемещения судна называется путевым углом (ПУ).

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Пример 1:

ИК = 270°,
КУ = 130°пр/б,
ИП = ?


Решение:

ИП=ИК+КУ=270°+130°= 400°

Т.к. результат получился более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°:

400° - 360° = 40°


Ответ: ИП = 40°.
Пример 2:

ИК = 40°,
КУ = 70° л/б,
ИП = ?


Решение:

Т.к. углы левого борта считаются отрицательными, то

ИП=ИК+КУ=40°+ (-70°)= -30°

Т.к. получится отрицательный результат, необходимо к полученному значению необходимо прибавить 360°:

–30° + 360° = 330°


Ответ: ИП = 330°.
Пример 3:

ИП = 340°,
ИК = 40°,
КУ = ?


Решение:

КУ=ИП-ИК=340°- 40°=300°пр/б

Т.к. значение КУ получилось более 180°, то необходимо от полученного результата отнять от 360°, а наименование КУ (пр/б) изменить на противоположное (л/б).

360° - 300° = 60° л/б


Ответ: КУ = 60° л/б.

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ. МАГНИТНЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ.

Магнитные полюсы Земли располагаются сравнительно недалеко от географических, но с ними не совпадают. Кроме того, они постепенно изменяют свое положение.
Вертикальная плоскость, проходящая через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только сил земного магнетизма, называется плоскостью магнитного меридиана , а линия от пересечения этой плоскости с плоскостью истинного горизонта - магнитным меридианом .
Горизонтальный угол, на который в данной точке Земли плоскость магнитного меридиана отклоняется от плоскости истинного меридиана, называется магнитным склонением d . Оно отсчитывается от северной части истинного меридиана N и к Е или к W от 0 до 180°. Если северная часть магнитного меридиана N м отклонена от N и к востоку, то склонение имеет наименование Е (восточное) и ему приписывается знак плюс (+), если к западу, то W (западное) со знаком "минус" (-).
В отдельных точках Земли магнитное склонение отличается как по значению, так и по наименованию. В большей части судоходных районов склонение не превышает 25°Е или W. Исключением являются высокие широты, где склонение может достигнуть десятков градусов, а между одноименными магнитными и географическими полюсами даже 180°.
Чтобы правильно использовать магнитный компас, необходимо знать значение магнитного склонения в районе плавания. С этой целью на навигационные карты наносят значение и наименование склонения. Однако наблюдениями установлено, что значение склонения не остается постоянным даже в одном и том же месте. В отдельных районах за год склонение может изменяться до 0,2-0,3°. Поэтому на навигационных картах указывают также год, к которому отнесено склонение, и значение его годового изменения.
Величина изменения магнитного склонения за один год называется годовым изменением магнитного склонения и составляет, в среднем, от 0,0° до 0,2°.
В процессе любой работы с навигационной картой необходимо приводить магнитное склонение к году плавания. Для этого к значению магнитного склонения (cо своим знаком), указанному на карте прибавляют произведение величины годового изменения (также со своим знаком) и количества лет, прошедших от года, к которому отнесено склонение, до года фактического плавания, например:

На карте указано:

Магнитное склонение 5,7°Е, приведено к 2000 г. Годовое изменение 0,1° к W.

Тогда для плавания в 2014 г. магнитое склонение будет составлять:

d 2004 = + 5,7 + [(- 0,1 × (2014 - 2000)] = + 5,7 - 0,1 × 14 = 5,7 - 1,4 = 4,3°.



Магнитным курсом (МК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.
Магнитным пеленгом (МП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Угол, отличающийся от МП на 180°, называется обратным магнитным пеленгом (ОМП): ОМП = МП ± 180° или МП = ОМП ± 180°.
Магнитные курсы и пеленги могут лежать в пределах от 0 до 360°.
Зная магнитное склонение в данном месте Земли, можно по известным магнитным направлениям получить истинные, а также решить обратную задачу. Зависимость между магнитными и истинными направлениями выражается формулами:

ИК = МК + d; ИП = МП + d; ОИП = ОМП + d;
МК = ИК - d; МП = ИП - d; ОМП = ОИП - d.

ДЕВИАЦИЯ МАГНИТНОГО КОМПАСА. КОМПАСНЫЕ КУРСЫ И ПЕЛЕНГИ.

Линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа, называется компасным меридианом .
Находящиеся в магнитном поле Земли детали набора и другие стальные и железные части судна постепенно намагничиваются и приобретают свойства магнита. В результате этого в окружающем судно пространстве возникает собственное магнитное поле, действие которого складывается с магнитным полем Земли. Магнитная стрелка судового компаса устанавливается по равнодействующей сил обоих полей, вследствие чего отклоняется от направления магнитного меридиана.
Горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса d .
Девиация отсчитывается от северной части магнитного меридиана N м к Е (со знаком "+") или W (со знаком "-") от 0 до 180°.
На каждом курсе девиация у судовых компасов различна. Это объясняется тем, что при изменении курса меняется положение судового железа относительно магнитных стрелок компаса. Кроме того, после поворота судна судовое железо частично перемагничивается, что также приводит к изменению магнитного поля судна.


Компасным курсом (КК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.
Компасным пеленгом (КП) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.
Угол, отличающийся от КП на 180°, называется обратным компасным пеленгом ОКП : ОКП = КП ± 180° или КП = ОКП ± 180° Компасные курсы и пеленги могут быть в пределах от 0 до 360°.
Зависимость между компасными и магнитными направлениями:

МК = КК + d ; МП = КП + d ; ОМП = ОКП + d ;
КК = МК - d ; КП = МП - d ; ОКП = ОМП - d .

Между КК, КП и КУ ориентиров при круговом счете сохраняется следующая зависимость:

КП = КК + КУ;
КК = КП - КУ;
КУ = КП - КК.

ПОПРАВКА МАГНИТНОГО КОМПАСА.

Алгебраическая сумма девиации и магнитного склонения, на величину которой компасные направления отличаются от истинных, называется поправкой магнитного компаса:

Δ К = d + d

Девиацию и склонение берут со своими знаками, а именно:

Если северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана вправо (к востоку), то склонение и девиация называются восточными и считаются положительными, т.е. в формулы подставляются со знаком "+".
Если же северный конец магнитной стрелки отклонен от истинного меридиана влево (к западу), то склонение и девиация называются западными и считаются отрицательными, т.е. в формулы подставляются со знаком "-".

Задачи, связанные с переходом от компасных курсов и пеленгов к истинным, называются исправлением румбов , а задачи, связанные с переходом от снятых с карты истинных кусов и пеленгов к компасным - переводом румбов .
Формулы исправления румбов:

ИК = КК + d + d или ИК = КК + Δ К
ИП = КП + d + d или ИП = КП + Δ К
ОИП = ОКП + d + d или ОИП = ОКП + Δ К

Формулы перевода румбов:

КК = ИК - d - d или КК = ИК - Δ К
КП = ИП - d - d или КП = ИП - Δ К
ОКП = ОИП - d - d или ОКП = ОИП - Δ К


Условные обозначения, используемые в навигационных задачах

N и - Истиный меридиан - линия пересечения вертикальной плоскости, проходящей через географические полюсы Земли и место наблюдателя, с поверхностью Земли.
N м - Магнитный меридиан - линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось свободно подвешенной магнитной стрелки, находящейся под действием только силы земного магнетизма.
N к - Компасный меридиан - линия пересечения плоскости истинного горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через ось магнитной стрелки, находящейся под действием силы земного магнетизма и магнитных сил судового железа.
КК - Компасный курс - угол между линией компасного меридиана N к и линией курса.
КП - Компасный пеленг - угол между линией компасного меридиана N к и линией пеленга.
МК - Магнитный курс - угол между магнитным меридианом N м и линией курса.
МП - Магнитный пеленг - угол между линией магнитного меридиана N м и линией пеленга.
ИК - Истинный курс - угол между линией истинного меридиана N и и линией курса.
ИП - Истинный пеленг - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.
d - Девиация - угол между линией компасного меридиана N к и линией магнитного меридиана N м.
d - Склонение - угол между линией магнитного меридиана N м и линией истинного меридиана N и.
Δ К - Поправка компаса - угол между линией истинного меридиана N и и линией компасного меридиана N к.
ПУ - Путевой угол - угол между линией истинного меридиана и линией, совпадающей с направлением курса судна.