Дисграфия и дислексия – характеристика. Коррекция. Дисграфия и дислексия у детей: прием у психотерапевта.

Некоторые родители замечают, что у их детей проблемы с обучением в школе начинаются уже с первых классов. Выражаются они в низкой успеваемости, проблемами с чтением, письмом. Иногда взрослые ищут причины в нежелании ребенка учиться, но проблема может крыться в дисграфии и дислексии, и чтобы понять, так ли это, нужно знать, что это такое.

Выявив эти недуги, нужно сразу же принимать меры, которые позволят избавиться от них. Несвоевременная помощь приводит к тому, что с проблемой человек может прожить всю жизнь.

Что это такое?

Многие родители о таких недугах и не слышали, пока их чадо с ними не столкнулось. Говоря о том, что такое дислексия и дисграфия, нужно сразу сказать, что их наличие вовсе не является свидетельством отсталости умственного развития ребенка.

Под дисграфией понимают частичное нарушение письменной речи, при котором ребенок совершает ошибки, меняя местами буквы или слоги, пропускает их. В первую очередь речь идет о схожих по написанию либо произношению буквах и звуках.

В некоторых случаях дети могут писать буквы в перевернутом, зеркально отображенном виде либо с добавлением к ним дополнительных элементов.

Пропуск букв, их замена на другие, перестановка слогов – это и есть симптомы дислексии, которая представляет собой нарушение процесса чтения.

Признаками этих недугов также являются:

  • Скудность лексикона;
  • Неграмотная письменная речь;
  • Нелогичная устная речь;
  • Сложность выражения собственных мыслей.

Две эти проблемы, как правило, проявляются одновременно. Ребенок не может корректно воспринимать на слух звуки, в силу чего соответствующие буквы пишет и читает он неправильно.

Причудливое произношение слов и их написание, которыми характеризуется дисграфия и дислексия, к сожалению, не всегда становятся поводом для беспокойства родителей, особенно если речь идет об ученике младших классов. Важно понимать, что при первых признаках этих проблем необходимо незамедлительно обратиться к опытному специалисту. В первую очередь это может быть психотерапевт или невропатолог.

Навыки письма и чтения закрепляются к 9-10 годам, и если есть нарушения этих процессов, они лишь укоренятся, соответственно, проблема усугубится, а решить ее со временем будет гораздо сложнее.

Причины нарушений

Данные явления не возникают сами по себе, есть ряд провокаторов, которые могут их вызвать.

Причины дисграфии и дислексии могут заключаться в следующих факторах:

  • Недостаточно сформированный зрительный анализ, нарушение развития звукопроизношения, вызванное нарушением фонематического восприятия;
  • Генетическая предрасположенность. Если овладение навыками письменной и устной речи было нарушено у кого-то из близких ребенку людей, в частности, у родителей, его также может настичь данная проблема;
  • Привычные неупорядоченные движения глазами. Явление может наблюдаться, если у малыша с детства выработалась привычка что-либо делать на фоне отвлекающих факторов (например, при включенном телевизоре). В силу этого впоследствии ему сложно сфокусировать свое внимание и взгляд на каком-либо занятии, в том числе на чтении;
  • Воспитание в двуязычной семье. В этом случае в процессе письма и устной речи происходит перенос букв и звуков из одного языка в другой.

В ряде случаев дисграфия перекликается с дизорфографией. При этой проблеме ребенок владеет правилами правописания в теории, но не всегда может применить их на практике, заметить и исправить ошибки в своей письменной речи.

Дислексия и талант

Многие популярные личности страдали этим недугом.

Какие известные люди столкнулись с дислексией?


  • Годы обучения в школе еще долго называл самыми ужасными годами в своей жизни Г. Х. Андерсен. Из-за недуга учеба давалась ему весьма сложно. Будущего писателя из школы забрала мать. Корректоры, работавшие с ним, утверждают, что грамотно писать Г. Х. Андерсен так и не научился;
  • Не смогла избавиться от безграмотности и Агата Кристи, что, впрочем, не помешало стать ее произведениям и ей самой всемирно известными. В силу недуга писательница, как и многие другие известные люди с таким диагнозом, тоже так и не окончила школу;
  • В 16 лет отказалась от дальнейшего обучения и Вупи Голдберг;
  • Более успешным в борьбе с дислексией оказался Киану Ривз, который тем не менее в 15 лет решил отказаться от учебы и посвятил себя актерской деятельности;
  • В возрасте 16 лет из-за дислексии отказалась от дальнейшего обучения и Мэрилин Монро;
  • Такой же диагноз был поставлен и таким дивам, как Кира Найтли, Лив Тайлер.

В списке дислексиков оказались и такие известные люди, как В. В. Маяковский, К. Тарантино, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Дастин Ли Хоффман. Оказались в нем и личности, которые входят и в список самых успешных людей в мире – Н. Рокфеллер, Г. Форд, Б. Гейтс.

Начинать лечение следует с посещения врача. Проводится лечение, как правило, с применением игр, упражнений.

Методика Рональда Дейвиса по устранению дислексии

Она часто используется современными специалистами для борьбы с дислексией и дисграфией.

Сам автор, которым создана данная методика, имел такие проблемы, и избавиться от них ему удалось к 38 годам. Рональдом Дейвисом был организован центр коррекции этих недугов. Им же была создана серия книг – «Дар дислексии» и «Дар обучения» . В них автор дает пошаговую инструкцию, следуя которой родители могут помочь своему чаду избавиться от проблемы.

В силу того, что недуги могут наблюдаться не только у детей, но и у взрослых, коррекционная программа этого автора рассчитана на лечение людей в возрасте 6-70 лет.

Методика Рональда Дейвиса предлагает устранять явления поэтапно:



  1. Для начала автор рекомендует оценить способность к восприятию. Для устранения явления нужно знать, насколько развито у ребенка образное мышление, а именно от этого зависит, умеет ли он представлять себе тот или иной предмет, например, закрыв глаза;
  2. Постановка «фокуса» . Искаженное восприятие, дизориентация – основные провокаторы дислексии. Речь идет о «скачущих» буквах, восприятии их в перевернутом либо зеркально отраженном виде и т. д. Методика Рональда Дейвиса по устранению такого явления, как дислексия, предполагает установление человеком контроля над дизориентацией. Важно помнить, что ее подавления добиваться не следует, поскольку она тоже является талантом, если уметь ее контролировать;
  3. Разрядка. Она необходима дислексику, потому как он не может долгое время находиться в состоянии «фокуса» ;
  4. Нахождение оптимальной точки ориентации. Без нее сложно избавиться от ощущения растерянности;
  5. Координация. Методика по устранению явления не возымеет результата, если дислексик не сможет различать право и лево, а при данном недуге сложности с ориентацией в пространстве встречаются часто;
  6. Освоение символов. Для этого применяются игры, упражнения;
  7. Легкое чтение. Методика Рональда Дейвиса предлагает несколько шагов к его освоению. Первый из них заключается в обучении «скользить» взглядом слева направо. Далее лечение дислексии по Дейвису предполагает обучение распознаванию групп букв, входящих в одно слово. На третьем этапе нужно работать над распознаванием и осознанием прочитанного до знака препинания;
  8. Сопоставление символов со значениями слов. Важно, чтобы ребенок не только распознавал символы, умел складывать их в слова, но и понимал значение прочитанного материала. Для этого потребуется работа со словарем, изучение слов в игровой форме, на практике.

Упражнения

Есть ряд приемов, которые используют логопеды при борьбе с недугом. Вот некоторые упражнения, которые родители без труда могут применять в домашних условиях.

  1. Поиск определенной буквы среди остальных в тексте или предложении;
  2. Добавление письменной буквы к печатной (либо наоборот);
  3. Поиск неправильно прописанной буквы в тексте или предложении;
  4. Вырезание букв из бумаги, обведение их контуров поверх уже написанных;
  5. Поиск букв с недостающими элементами и добавление последних;
  6. «Алфавит» . Это игра, для которой нужно заранее разложить или написать на бумаге вразброс все буквы алфавита, а затем попросить обучаемого назвать их все по алфавиту с обязательным указанием на каждую из них. Данную игру можно использовать в качестве упражнения на занятиях по устранению дислексии как в группе детей, так и в индивидуальном режиме.

Родителям дислексиков нужно знать, что недуг вызывает у ребенка дискомфорт, а это впоследствии может обернуться нарушением эмоционального состояния.

В связи с этим с проблемой нужно бороться сразу как только она была замечена, и лучше если работа будет проводиться одновременно родителями и учителями.

Дисграфия и дислексия

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процессса письма.
(Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.)

Часто дети с подобными нарушениями имеют нормальный интеллектуальный уровень, хотя, безусловно, ввиду подобных нарушений они испытывают определённые трудности в усвоении школьной программы. С возрастом человек с этими нарушениями приспосабливается, вырабатывая определённые механизмы, которые компенсируют эти нарушения. Эти механизмы основаны на "«эксплицитных правилах» " Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.- Петербург, Россия)] , подобные которым человек использует при изучении вторых языков. Как и изучающие второй язык, люди с этими нарушениями языка делают ошибки в определённых ситуациях, таких как состояние стресса или сильной усталости, при этом они так же не достигают уровня говорящего на родном языке: говорят не слишком быстро, практически контролируя свою речь, а также с трудом понимают быструю речь.

Можно говорить и о том, что существует некий "«критический возраст» " Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.- Петербург, Россия)] для усвоения языка детьми, то есть если в определённом возрасте ребёнок так и не окажется в языковой среде, то развитие языковой способности и "«формирование необходимых алгоритмов» " Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.- Петербург, Россия)] так и не происходит. А в связи с тем, что пластичность мозга после семи лет ухудшается, и в первую очередь это отражается на высших кортикальных функциях, то соответственно страдает и речь. ----

Причины возникновения «дислексии»

Письмо, являясь фиксацией речи при помощи графических знаков, имеет сложную структуру. Человечество прибегло к кодированию и фиксации знаний в символическом виде для того, чтобы иметь возможность сохранять и передавать различную информацию. Мы постоянно обращаемся к письменным источникам, книгам, заметкам, эссе, так же неотъемлемо в нашей жизни и письмо, умение записывать информацию - часто ежедневнаянеобходимость. И именно поэтому очень важно, чтобы ребенок овладел навыками письма и чтения. А если не сформирована какая-то операция, отвечающая за процесс письма или чтения, это может привести к определенным трудностям в овладении грамотой, развитию дислексии или дисграфии.

Вначале сформировалось иконические формы письменности - «пиктографическое письмо» (рисунки). Затем - силлабические (слоговые), а уже затем и алфавитные системы письменности. И, безусловно, подобное усложнение письма зависело от развития "«когнитивных способностей и сенсомоторных навыков человека» " Проект «Минерва», проект дистанционного обучения нейролингвистике. гл. 12, , 12.1.1 «Общие замечания», по материалам лекций Т. В. Черниговской.] .

Чтение основано на зрительном восприятии, различии и узнавании букв. На основе чего происходит соотнесение букв и соответствующих им звуков, тем самым, осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа, то есть его прочитывание. Благодаря же соотношению звуковой формы со значением, происходит понимание читаемого текста.

Усвоение букв и понимание процессов, с помощью которых происходит чтение, возможно лишь при условии, что достаточно сформированы такие функции, как пространственные представления, фонематическое восприятие, фонематический анализ, а также зрительный мнезис, то есть важно, чтобы была развита возможность запоминания образа буквы.

Итак, для того, чтобы ребенок смог полноценно овладеть грамотой, ему необходимо достичь определенного "«уровня когнитивной и моторной зрелости» " Проект «Минерва», проект дистанционного обучения нейролингвистике. гл. 12, «Дислексия и дисграфия у детей», 12.1.1 «Общие замечания», по материалам лекций Т. В. Черниговской.] . Так называемая "«школьная зрелость» " ребенка зависит от некоторого количества биологических и психологических факторов. При этом недостаточная зрелость некоторых механизмов может привести к проблемам в овладении чтением и письмом.

Говоря о причинах возникновения дислексии и дисграфии, стоит отметить, что существует несколько точек зрения на эту проблему. Так, к примеру, группа исследователей из Гарварда обнаружила, что причиной «выпадения» групп слов или букв у детей с дислексией является - аномально медленное функционирование ряда нервных процессов, в результате чего возникает неспособность воспринимать быстро меняющиеся стимулы.

В статье «Дислексия и дисграфия у детей» , проект «Минерва», приводится мнение М. Левингстон, по словам которой, сигналы от мелко* и крупноклеточной систем** поступают к высшим мозговым механизмам в неправильной последовательности.

* Мелкоклеточная система представлена небольшими по размеру нейронами, происходящими из групп клеток, продуцирующих гормоны гипоталамуса (отдел головного мозга, отвечающий за вегетативную регуляцию сосудистого тонуса, потоотделения, секреции слюны, за вегетативное обеспечение эмоций, половой и пищевой активности и др.) и гипофиза (находится в центре головного мозга, и жестко контролирует работу большинства эндокринных желез, выделяя специальные гормоны, которые управляют производством других гормонов).

** Крупноклеточная система представлена большими нейронами, содержащими окситоцин (гормон задней доли гипофиза) и вазопрессин (гормон животных и человека, вырабатываемый в гипоталамусе, поступает в гипофиз, из которого выделяется в кровь), которые заканчиваются в задней доле, где гормоны хранятся и по мере необходимости поступают в кровь.

М. Левингстон выяснила, что у больных дислексией мелкоклеточные системы, отвечающие за медленные процессы, анализирующие высококонтрастные изображения функционируют нормально, тогда как крупноклеточные, отвечающие за быстродвигающиеся низкоконтрастные образы имеют нарушения. Исследования мозга дали возможность сделать вывод, что нейроны крупноклеточной системы имеют у них необычно маленькие размеры, а мелкие нервные клетки проводят сигналы медленнее. А так как чтение зависит от анализа очень быстрых движений глаз, подобные отклонения играют решающую роль. В слуховой системе выделяют быстрые и медленные системы, что также объясняет нарушение восприятия устной речи при дислексии.

Известно, что школа Хомского и Пинкера выступает за врожденность языковой способности ("LAD - Language Acquisition Device "). Последователи же Скиннера в психологии, и коннекционисты в лингвистике, считают главным фактором языкового поведения - научение. Для бихевиоризма - ребенок - tabula rasa , и он лишь постепенно наполняется различными ""схемами поведения, в том числе и вербального, согласно принципу «стимул-реакция» " Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.- Петербург, Россия)] . Многие исследователи говорят, что при SLI (specific language impairment) нарушена "«морфологическая репрезентация, проявляющаяся и в понимании, и в продукции инфлекционных морфологических операций» " Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.- Петербург, Россия)] , то есть это нарушение сводится кнеспособности создавать символические правила.

Согласно мнению многих психо-лингвистов понимание предложения - сложная задача, требующая вовлечения множества когнитивных процессов, обращающаяся к различным информационным источникам. Две главных грамматических функции (то есть, предмет и предикат) должны играть центральную роль в обработке предложения, и идентификация этих основных пунктов синтаксической структуры является важной задачей.

Роль синтаксических способностей в дислексии была широко обсуждаема в прошлом десятилетие. Различные исследования говорят о связи между синтаксической обработкой и навыками чтения. Некоторые исследователи также выступают за различия между навыками чтения и обобщенного языкового фактора. Другие же - говорят о том, что нарушения фонологических процессов затрагивают различные аспекты языковой обработки.

Одну из причин нарушений чтения и письма высказал S. Orton, мнение которого приводится в уже упомянутой работе «Дислексия и дисграфия у детей» , проект «Минерва». S. Orton говорит о том, что у людей, больных дислексией, "«нарушена функциональная специализация полушарий головного мозга, что показателями - среди прочего являются левшество и амбидекстрия» " Проект «Минерва», проект дистанционного обучения нейролингвистике. гл. 12, «Дислексия и дисграфия у детей», 12.1.1 «Общие замечания», по материалам лекций Т. В. Черниговской.] . То есть у них присутствуют нарушения ориентирования в пространстве, сканирующих движений глаз, возникают проблемы и с запоминанием и с воспроизведением временной последовательности событий, действий, слов.

Чтение требует знания нормальной звуковой структуры языка для того, чтобы соответствующие ассоциации звукового вида могли быть сформированы.

Сенсорно-перцепционные временные нарушения обработки могут привести к трудностям представления звуков в некоторых языках, которые требуют быстрой обработки. Что в свою очередь, может привести к трудностям в чтении.

Проведенные нейрофизиологические и психофизические исследованияпоказали существование нарушений и в визуальном восприятии, в движениях глаз у больных дислексией, а также медленную обработку в слуховой системе. Говоря о причинах, возникновения дислексии, стоит отметить, что среди прочего, говорится и об анатомических изменениях в мозге. Так как в большинстве случаев обнаруживаются некоторые изменения в расслоении коры головного мозга, которые затрагивают левое полушарие больше, чем правое. Эти отклонения, названные эктопиями*, заключаются в нарушении миграции нейронов к коре головного мозга во время эмбрионального развития мозга.

Определения «дислексии»

Как уже было отмечено в работе - дислексия определяется, как некие лингвистические проблемы, связанные с пониманием фонем, с короткой рабочей памятью, а также некоторые сложности при восприятии из коротких или быстрых переменных звуков. Чаще всего, дислексия связана с проблемами в фонологической обработке, и с некоторыми отклонениями, основанными на нарушениях, которые затрагивают визуальную систему. Исследования мозга показывают, что дислексия имеет биологическое основание, но также зависит и от орфографии и типа каждого языка.

Mark Leikin в своей работе «Identification of words` grammatical functions in Hebrew: Electrophysiological evidence» говорит о том, что на основании проведенных исследованийчитатели, больные дислексией, не только показали другие способы активации мозга, но у них также была отмечена тенденция использовать другую стратегию для идентификации грамматических функций слов: стратегия порядка слов.

Дисграфия - определенное нарушение письма, характеризующееся неправильным написанием по фонетическому принципу. В результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. По мнению А. Н. Корнева, смешения букв возникают не по оптическому, но по их кинетическому сходству. Так в связи с тем, что первый элемент взаимозаменяемых букв совпадает, написав его, ребенок не может дальше определить движение руки в соответствии с замыслом, вследствие чего, ребенок неправильно передает количество однородных элементов или не верно выбирает следующий элемент.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дислексия - это частичное нарушение чтения, проявляющееся в виде определенных, часто повторяющихся ошибок в чтении, причиной которых является не полностью сформированные психические функции, задействованные в процессе чтения.

* Эктопия (от греч. ektopos - смещенный) - смещение органа в соседние полости тела или наружу при врождённом дефекте (порок развития) или травматическом повреждении стенок полости.

Диагностика «дислексии»

Говоря о диагностике дислексии, стоит снова обратиться к работе «Dyslexia in English as a Second Language» , в которой типичными признаками дислексии в устном чтении названы - аннулирования буков/графем, сокращение длинных слов, неправильное прочтение или исключение флективных суффиксов; а также низкая скорость чтения (80 слов в минуту или ниже в 12 лет). В письменных заданиях наклонные слова обычно записываются фонологически, так как слышатся, правила единственных и двойных согласных нарушены, сложные слова разделены. В диктантах текст может быть сокращен или изменен, служебные слова могут быть не учтены, пунктуация неполная.

А. Н. Корнев разработал методику ранней диагностики предрасположенности к дислексии: рядоговорение (к примеру, перечисление по порядку времен года и (после ответа на этот вопрос) дней недели), воспроизведение звуковых ритмов (повторение ребенком предложенных ему ритмов, к примеру, серия ударов по столу), срисовывание геометрических фигур, ориентировка в «право-лево», составление рассказа по серии картинок и другие.

При диагностике дислексии и дисграфии необходимо оценить умственное развитие (в связи с тем, что при дислексии умственные операции, не требующие участия речи, развиты значительно лучше, речь идет о том, чтобы обратить внимание на логические операции невербального характера (классификации, пространственная комбинаторика, поиск алгоритма изменения фигур и т. д.). Полезны также и методики рисования предметов по памяти и срисовывание геометрических фигур. Необходимо проверить кратковременную слухоречевую память, способность к рядообразованию (цифры, дни недели, алфавит и т. д.); развитие устной речи, необходимо так же понять состояние импрессивной и экспрессивной речи, проанализировать речевую активность, сложность построения и длину фраз, объем словарного запаса, фонематическую компетентность (предлагается называть изображения). Так же важно обратить внимание на нарушение слоговой структуры (замены, пропуски); навыки чтения (способ, скорость, правильность, понимание прочитанного; а так же на навыки письма (качество усвоения графем; классификация ошибок в письменных работах, следует разделять эпизодические и систематические ошибки - стойкие замены букв и пропуски, перестановки и аграмматизмы.; нарушения каллиграфии - дисфункция моторного компонента письма).

Виды «дислексии»

Выделяется несколько типов дислексии, некоторые из которых отмечаются не всеми исследователями, в связи с различными точками зрения на проблему дислексии и ее диагностики.

Фонематическая дислексия и дисграфия (акустическая) - дети с этим видом дислексии или дисграфии испытывают трудности со звуковым составом слова (плохо распознают звучание слов, звуки речи путаются). Речь, которую они слышат, ими плохо воспринимается. На письме фонематическая дисграфия проявляется в заменах букв, то есть ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал.Семантическая дислексия (механическое чтение) - этот вид дислексии заключается в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Причиной нарушения понимания прочитанного текста являются проблемы в создании звукослогового синтеза.

Аграмматическая дислексия заключается в не полностью развитом грамматическом строе речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Мнестическая дислексия обусловлена нарушением усвоения букв, этот тип дислексии заключается в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок незапоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Источники

Литература

1.Проект «Минерва», проект дистанционного обучения нейролингвистике. гл. 12, «Дислексия и дисграфия у детей», 12.1.1, «Общие замечания», 12.1.2 « Диагностика дислексий и дисграфий», по материалам лекций Т. В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга, [ http://www.genling.nw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/ch12/ch12_1_1.html ]

2.Т. В. Черниговская. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии, (С.-Петербург, Россия), [ http://www.genling.nw.ru/person/Chernigovskaya.htm ] - (др. греч. δυσ приставка, отрицающая положительный смысл слова, и λέξις «речь») избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Содержание 1 Описание … Википедия

МКБ 10 F81.1, R48.848.8 МКБ 9 315.2315.2 … Википедия

Дислексия (греч. δυς «сложность с» и греч. λέξις «слова» или «словарь») нарушение чтения. Дислексия это неспособность к обучению, которая проявляется в трудности восприятия устной и письменной речи. Нужно различать дислексию и трудности с чтением … Википедия

Если индивидуум не извлекает пользы из традиционной программы обучения и при этом не яв ся социально неблагополучным, педагогически запущенным, не страдает задержками в интеллектуальном развитии и не обнаруживает заметных симптомов, к рые бы… … Психологическая энциклопедия

К НАУЧЕНИЮ, НЕСПОСОБНОСТЬ - Синдром, обнаруживаемый у детей с нормальным или выше среднего интеллектом, характеризующийся определенными трудностями в обучении чтению (дислексия), письму (дисграфия) и счету (дискалькулия). Так как все другие когнитивные функции нормальны,… … Толковый словарь по психологии

Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру… … Википедия

Логопедия отрасль дефектологии, наука о нарушениях речи, о методах их профилактики, диагностики и устранения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного… … Википедия

I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм… … Большая советская энциклопедия, Полякова Марина Анатольевна. Полякова Марина Анатольевна - практикующий логопед с 30-летним стажем, автор многочисленных пособий для занятий с детьми, автор и ведущий семинаров и мастер-классовдля специалистов в речевом…

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.

Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Клиническая характеристика детей , страдающих дислексией и дисграфией, чрезвычайно разнообразна. В тяжелых случаях дислексия и дисграфия может проявляться у различных категорий аномальных детей в структуре нервных и нервно-психических заболеваний: у умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, у детей с нарушением зрения, слуха, при детских церебральных параличах. По мнению специалистов, в большинстве случаев у детей с дисграфией отмечается энцефалопатическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности в результате неглубокого повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период.

Таким образом, чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.

Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Но и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В настоящее время специалисты выделяют следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая. У большинства детей дисграфия является смешанной. Дислексия также бывает: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптической и семантической.

Акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков (мягких и твёрдых согласных, глухих и звонких, свистящих и шипящих, сонорных и др.) и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Акустическая дислексия проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.

В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.

Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках и при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявления: недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужного элемента сходного с ним, неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу, полные замены сходных по написанию букв. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (букв, отличающихся лишь одним элементом: В – З, Д – Л, Б – В, Ь – Ъ, Ш – Щ и др.; букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Т – Г, Р – Ь, Х – К, П – Н – И и др.). выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию . При литеральной наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв. При вербальной трудности проявляются при чтении слов.

Аграмматическая дисграфия проявляется, когда ребёнок, уже овладевший грамотой, не может на письме правильно согласовывать слова по числам, родам, падежам и пр., то есть в соответствии с нормами русского языка. Аграмматическая дислексия также вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем слова, чаще всего флексий. Обнаруживается аграмматическая дислексия на этапе, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка («мама моет рама», «сладкий яблоко» и т. д.).

Семантическая дислексия – механическое чтение. Проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Именно выявление и устранение предпосылок дисграфии и дислексии является основной задачей логопедов, работающих в специальных группах дошкольных учреждений.

Акустическая дисграфия и дислекси . Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям начиная с двухлетнего возраста: покажи картинку (названия картинок отличаются друг от друга только одним звуком, например: крыса – крыша, мышка – мишка, коза – коса). Программа детского сада предусматривает занятия по звуковой культуре речи, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия по дифференциации звуков, дающие детям необходимые навыки. В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях. Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет детям компенсировать своё «слабое» слуховое звено, по крайней мере временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). Далее играем в комара и жука. Дети определяют чья звучит песенка. Усложняя задание, логопед умышленно исключает зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрывает рот листом бумаги, экраном, отворачиваясь от детей и т.п.). Иногда требуется многократное повторение и разнообразие аналогичных игр прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу». Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова. Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:

Хлопни в ладоши (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву), если услышишь нужный звук в слове.

Разложи картинки на две группы («Подарки для Кролика и Хомяка (к-х)», «Магазин (б-п)», «День рождения Димы и Тимы (д-т)», «Собираем урожай (р-рь)», «Две рейки» и т.д.).

В подготовительной группе: «Вставь пропущенную букву в слово»; «Запиши слова в два столбика»; «Исправь ошибки Незнайки».

Артикуляторно-акустическая дисграфия . Возрастное или физиологическое косноязычие свойственно всем детям. Но оно обязательно должно исчезнуть не позднее пяти лет. Если же оно задерживается, то это уже патология, являющаяся несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте.

Дисграфия на почве несформированности звукого анализа и синтеза . Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости. Работа начинается с того, что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «слово», «предложение», «звук», «слог» (со временем эти понятия уточняются, расширяются, конкретизируются).

Упражнения в анализе предложения на слова:

1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.

2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».

3. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.

4. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.

5. Придумываем предложения, состоящие из определённого количества слов (по схемам, картинкам и схемам). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.

6. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»).

7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли). Работа с деформированными текстами в устной и письменной работах.

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность.

2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.

3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.

4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).

5. Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).

6. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).

7. Выделение ударного слога на занятиях по обучению грамоте. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

1. Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)

2. Выделение звука из начала и конца слова.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Определение количества звуков в слове и их последовательности.

5. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.

7. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).

8. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).

9. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).

10. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.

11. Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам.

В процессе работы постоянно используются схемы, разрезная азбука. Проводятся и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. Вся запись слов, а затем и предложений проводится с обязательным синхронным проговариванием их ребёнком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи. Довольно длительное время для записи (печатанья) в тетрадях дети пользуются цветными ручками: красной ручкой печатают гласные буквы, синей – твёрдые согласные, зелёной – мягкие, а чёрной – знаки препинания и буквы, не обозначающие звуки. По мере совершенствования навыка звуко-слогового навыка письма, дети переходят к записи одной ручкой, абстрагируются от цветовой подсказки.

Аграмматические дислексии и дисграфии . Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. Работа над формированием грамматического строя речи ведётся в логопедических группах целенаправленно, систематически и настойчиво. Осуществляется и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях.

Основные направления преодоления аграмматизмов (в рамках изучения лексических тем): развитие функции словоизменения (образование множественного числа существительных), формирование навыков словообразования (уменьшительно ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, притяжательные и относительные прлагательные), уточнение и усложнение структуры предложений (предложно-падежные конструкции).

Оптическая дисграфия и дислексия. Профилактика оптической дисграфии, т.е. устранение её предпосылок, должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием речи и мышления. Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков («большой», «круглый», «верхний» и т. д.) чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогают ему обобщить эти признаки и абстрагировать (отделить) их от конкретных предметов. Ребёнок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым (мяч, яблоко, арбуз), толстым, широким и т.д. Способность к «оречевлению» пространственных признаков поднимает восприятие ребёнком пространства на новый, качественно более высокий уровень – у него образуются именно представления о пространстве. Уровень же сформированности пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребёнка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв.

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Смысловое значение каждого предлога объясняется детям на реальных предметах, на картинках, отрабатывается с помощью схем. Наиболее интересно эта работа проходит при изучении тем: «Мебель», «Посуда», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт».

Очень важным показателем сформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в расположении предметов по отношению к самому себе, по отношению одного предмета к другому: выше – ниже, слева – справа, дальше – ближе и т.д.. Огромное значение имеет практическое овладение ребёнком ориентировкой на листе бумаги. Рисование, аппликация и другие занятия формируют понятия: центр, середина, край (верхний, нижний, правый, левый), угол (верхний – левый, нижний – правый и др.). В ходе занятий по подготовке к обучению грамоте дети усваивают и то, что начинаем писать буквы с верхнего угла и заполняем строчку слева направо. Элементы печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Чтобы избежать «зеркальности» каждую букву не только совместно рассматриваем, анализируем количество и расположение её элементов, находим сходство с хорошо знакомыми объектами, но и конструируем из счётных палочек, лепим из пластилина, конструируем из цветной бумаги и делаем аппликации.

Дополнительные задания:

Назвать буквы в «зашумлённом» изображении,

Назвать буквы, изображенные пунктиром,

Назвать недописанные буквы, дописать,

Преобразовать («превратить») одну букву в другую,

Назвать наложенные друг на друга буквы,

Назвать буквы, написанные разными шрифтами,

Найти неправильно написанные букв, среди пар букв, изображённых правильно и зеркально,

Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р – В, З – В, Ь – Б), состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве,

Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурных изображений предметов.

Но для развития зрительного анализа и синтеза, позволяющего находить сходство и различия в зрительных образах, а значит и отличать сходные предметы и их изображения, целесообразно также использовать игровые упражнения с картинным материалом (различной степени сложности): называние предметов по контурам, по силуэтам, называние недорисованных предметов, зашумлённых, наложенных изображений, нахождение неточностей в рисунках («ошибок художника»), распределение предметов по величине с учётом их реальных размеров (слон, собака, цыплёнок, божья коровка), нахождение двух одинаковых изображений, выявление отличий на двух сходных картинках, дорисовывание незаконченных контуров фигур, дорисовывание симметричных изображений, работа с разрезными картинками, с кубиками Кооса, с матрицами Равена, срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель – Мезони) и т. д.

Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанного обусловлено, как правило, недоразвитием звуко-слогового синтеза. Слово, прочтённое по слогам, - это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от слитно произносимого слова, привычно звучащего в устной речи. Поэтому ребёнок с недоразвитием звуко-слогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово. Рекомендуются следующие задания:

· Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);

· Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма – ши – на);

· Добавить недостающие слоги в словах (ка…ста, поми…, …ребёнок);

· Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово (топор – забор – упор);

· Из двух слов составить одно;

· Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).

Помимо этих упражнений, формирующих навыки звуко-слогового анализа, необходимо соотносить прочитанные слова с предметными или односюжетными картинками («Слово прочитай, картинку отгадай», «Поле чудес» и пр.). Нарушение понимания предложения или текста обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. Ребёнок читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливая связи между ними. Рекомендуются задания:

· Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке;

· Найти в тексте ответ на данный вопрос;

· Работа с деформированным предложением; текстом (дети читают предложения деформированного текста и распределяют их так, чтобы получился рассказ).

Литература:

1. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Издательство «Союз». 2001.

2. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. Дельта. Санкт –Петербург. 2001.

3. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. Санкт –Петербург. Издательство «Дельта». 1998.

4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. «Владос». 2001.

5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт –Петербург. Издательство «Союз». 2003.

6. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт –Петербург. «Союз». 2002.

7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. «Владос». 2001.

8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва «Просвещение». 1985.

9. Липакова В. И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт –Петербург. «Союз». 2001.

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.

Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения?

В них участвуют 4 анализатора:

1. Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

2. Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы.

3. Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы).

4. Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как осуществляется регуляция и согласование в работе механизмов письма и чтения?

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 годах жизни. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в процессе письма и чтения.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения имеет очень сложную структуру. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

При каких условиях возможно успешное формирование навыков письма и чтения?

1. Сохранный интеллект, слух и зрение (в случаях грубых нарушений на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии)

2. Сохранность основных психических процессов (восприятие, память, внимание)

3. Сформированность всех сторон устной речи. Сохранное звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи являются базой для нормального формирования навыков письма и чтения.

4. Сформированность пространственно-временных отношений. В процессе письма на этапе перевода фонема - графема - кинема происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем (Звуки произносятся в слове в определенной временной последовательности, один за другим. На письме эта последовательность передается через определенную последовательность букв в слове)

5. Сформированность латерального профиля (выбор ведущей руки, уха, глаза и проявление доминантности одного из полушарий). При несвоевременном формировании процесса латерализации затрудняется контроль головного мозга за многими видами деятельности, в том числе и за процессами письма и чтения.

6. Готовность общедвигательного анализатора, т.е. мелкой моторики рук.

7. Сформированность функции контроля Участвуют:

  • кинестетический контроль - ощущение движений органов тела. Дает возможность оценить правильность написания букв, внести необходимые поправки в письмо до совершения, во время совершения и после совершения ошибки.
  • зрительный контроль - зрение контролирует выполнение моторной операции письма и позволяет исправлять ошибки, допущенные при чтении.

8. Благоприятная речевая атмосфера развития ребенка. Двуязычие в семье - неблагоприятный фактор развития.

Процессы письма и чтения осуществляются на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-то из них может вызвать нарушение в овладении навыками письма и чтения.

Как же определить, готов ли ребенок к овладению навыками письма и чтения?

Конечно же учитель не может проследить, все ли в развитии ребенка было благополучно, все ли процессы, влияющие на овладение письмом и чтением, достаточно сформированы. Такое специальное исследование готовности ребенка к овладению письмом и чтением проводит логопед при поступлении ребенка в школу.

Учитель, в свою очередь, может:

  • узнать у логопеда об индивидуальных речевых особенностях детей своего класса;
  • обсудить характер предстоящих трудностей детей, входящих в «группу риска»;
  • выработать вместе с логопедом индивидуальный коррекционный план обучения письму и чтению таких детей и учитывать его при подготовке уроков в своем классе;
  • консультироваться с логопедом по вопросам преодоления возникающих трудностей письма и чтения у детей, не вошедших в «группу риска»
  • выполнять на уроке рекомендации логопеда по организации и содержанию процесса обучения письму и чтению детей, имеющих такого рода трудности;
  • информировать логопеда о трудностях в овладении навыками письма и чтения у конкретных учащихся для того, чтобы логопед как можно раньше начал оказывать ему помощь.

Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?

Сразу хочется отметить, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду.

Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии, специфичны (они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.

Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.

1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).

2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)

  • · парные звонкие и глухие согласные;
  • · лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
  • · заднеязычные согласные К, Г, Х
  • · сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
  • · свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
  • · аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С

3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).

4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.

5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».

6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

7. Отсутствие обозначения границ предложения.

8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).

О чем должен помнить учитель, работающий с детьми с нарушениями письма и чтения?

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Рекомендации : Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.

Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

2. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат.

Рекомендации : Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.

Вы можете давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в из различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.

Это общие приемы, которые помогут вам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Дислексия

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

ДИСЛЕКСИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Дислексические ошибки


Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.

У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Таким образом, дислексия определяется в результате наблюдения за ходом освоения нового учебного навыка для ребёнка и его анализа. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.
При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, «бухштабируются». Например, РАМА — Р,А,М,А.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Дисграфия


Письменная речь — это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения.
Выделяют 5 форм дисграфии

25 ссылок

  • Статистика
    Дислексия
    достаточно распространенное явление в современном обществе.
  • Дисграфические ошибки при письме
    Практически единственным КРИТЕРИЕМ ДИАГНОСТИКИ ДИСГРАФИИ является наличие в письменных работах специфических ошибок.
  • Нелюбовь к чтению как диагноз
    Надо отметить, что в англоязычных странах, например в США, существуют специальные учреждения, помогающие дислексикам вплоть до обучения в колледже. У нас, к сожалению, нет даже отдельных коррекционных классов, в которых дети с дислексией могли бы получать знания наиболее подходящим для них способом.

Формы дислексий и дисграфий


Фонематическая дислексия и дисграфия
Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Оптическая дислексия и дисграфия
Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия
Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

Дизорфография
По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.