Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. История монастыря. Краткая летопись монастыря

Основание нынешнему Крестовоздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю было положено в 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, что на Каширском шоссе. Там, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Точное число живших в ней неизвестно, но можно предположить, что их было от 10 до 15 человек. Устроенная на церковной земле богадельня эта ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными дателями".

В таком виде она просуществовала около 20 лет. С 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет Иван Степанович оставил свою работу (а был он московским извозчиком) и принял на себя подвиг юродства. Случилось это так. Иван заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. За время своего паломничества он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета (Дроздова) проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке, находившейся позади скита в густой лесной чаще.

Подвиг юродства Христа ради и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил подвижническую.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым.

Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтири по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто ему отказывал. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри, что стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь.

Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему.

На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году, осмотрев богадельню, он сказал так: "Здесь не богадельня, а монастырь!". Эти слова оказались пророческими.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря его ходатайству богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер - Иван Степанович.

Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего монастыря.

В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных.

Для устройства на новом месте требовалось много сил. Поэтому Параскева Родионовна Саватюгина попросила епархиальное начальство назначить попечителем общины ее племянника, московского купца Егора Федоровича Саватюгина. С его помощью из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову) (в 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский). Прибыв на новое место, сестры начали обустраиваться.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне стала именоваться и община - Крестовоздвиженской.

Но со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для сестер, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу. Теперь именно здесь и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемую Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины - Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг - настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Постепенно интерес к общине со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев. На свои собственные деньги, заработанные тяжелыми и праведными трудами, простой крестьянин Сергей Тихонович Сорокин строит обширную трапезную для Крестовоздвиженского храма. Кладка пристройки была доведена почти до окон, когда Сергей Тихонович скончался. Стройку приостановили на три года, пока не нашелся новый жертвователь - московский купец Дмитрий Михайлович Шапошников, который и достроил трапезную.

Монахине Павле в то время было уже около 90 лет, и она подала прошение об увольнении ее на покой.

В 1886 году в управление общиной была назначена монахиня Московского Страстного монастыря Евгения (Виноградова). Она имела за плечами 30-летний опыт монашеской жизни и ревностно принялась за преобразование общины в монастырь.

При содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом на шесть девочек-сирот и больница на пять кроватей. На территории общины имелся свой аптечный огород, своя аптека. Сестры сами делали лекарства не только для себя, но и для окрестных жителей. Они ходили по селам и деревням, обстирывали немощных, разносили больным лекарства и еду. Была открыта богадельня для немощных стариц из числа сестер.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нов.ст.) 1887 года.

При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня.

Вскоре после этого монастырь посетил московский мещанин Василий Федорович Жолобов. Его поразило, что в праздничные дни Крестовоздвиженская церковь не может вместить всех молящихся. Василий Федорович предложил игуменье Евгении 10 тысяч рублей на начало строительства соборного храма. В 1889 году епархиальным архитектором С. В. Крыгиным был подготовлен проект, а весной 1890 года состоялась закладка собора. В. Ф. Жолобов ежегодно выделял определенную сумму из своих доходов, а впоследствии всю организацию работ по строительству храма взял в свои руки, при этом сам закупал материалы, нанимал рабочих и производил с ними расчет.

Главным образом благодаря его стараниям, к лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители.

Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице - игуменье Нине (Евстафьевой). (После 7 лет неусыпных трудов монахиня Евгения была переведена настоятельницей в Московский Вознесенский женский монастырь в Кремле.)

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года.

Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется "Васильевским". После игуменьи Нины, умершей в 1900 году, настоятельницей монастыря стала монахиня Александра (Егорова). Обновив Крестовоздвиженскую церковь, она ушла на покой, а посох игуменьи в 1906 году перешел к монахине Маргарите (Петрушенковой). Монахиня Маргарита была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой).

При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.

Помимо перечисленных и описанных выше храмов и зданий монастыря, на его территории располагалось много других построек.

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (разрушена в советское время). Была она невысокой - 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны "в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители". На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест.

Самый большой из них был весом 308 пудов.

Для размещения сестер и разных монастырских нужд имелись отдельные здания.

Трапезный корпус, как уже говорилось, перенесли в Лукино из села Старый Ям при переходе общины.

В корпусе, расположенном за Иерусалимским храмом и тоже двухэтажном, находились одно время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.

Дом настоятельницы монастыря первоначально был деревянный, одноэтажный. В мае 1910 года при игуменье Маргарите провели закладку нового каменного двухэтажного дома. На первом этаже в двух больших комнатах размещались рукодельная и белошвейная мастерские, а остальные предназначались для жилья сестер. Верхний этаж занимали настоятельские кельи.

В западной части монастыря, недалеко от нового дома настоятельницы, стояла деревянная двухэтажная монастырская церковно-приходская школа, где обучалось около сорока девочек. На втором этаже был приют для шести сирот, живших на полном монастырском содержании. (Здание школы построили в 1889 году при игуменье Евгении.)

Кроме перечисленных строений в пределах монастырской ограды было еще семь отдельных домиков, выстроенных на средства проживавших в них сестер. У южной стены монастырской ограды, по склону горы, находилась пасека. В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.

За монастырской оградой располагались дома причта и хозяйственные постройки. Напротив Воздвиженского храма и восточных ворот монастыря - помещение для священника и дьякона. Второй монастырский священник, который был назначен в 1904 году, жил в доме рядом с колокольней.

Дом располагался между двумя фруктовыми садами. Напротив - сосновая роща, посаженная игуменьей Евгенией. В.Ф. Колобов, о котором говорилось выше, выстроил в роще двухэтажную гостиницу на 15 номеров. А в 1911 году на заднем дворе, ближе к лесу, была построена и оборудована паровая мельница.

В центре монастырской территории находился пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.

В юго-западной от монастыря стороне, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисий, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню.

В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала Сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза "Лукино". Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу "Ферейн". Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок...

В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам...

27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.

Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.

В 1937 году году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил...

Страшное время Великой Отечественной войны... В зданиях и помещениях бывшего монастыря срочно располагают военный госпиталь. Верующим женщинам чудом удается спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона и будет находиться 50 лет.

После войны в монастыре открыли санаторий "Ленинские горки". Для проведения спартакиады вырубили фруктовый сад, кленовую аллею.

В 1980 году на территории монастыря расположили Всесоюзный центр реабилитации детей. В Крестовоздвиженском храме размещалась администрация Центра. Храм был разделен перекрытием на два этажа и разбит на множество небольших комнат. В Иерусалимском храме устроили водолечебницу. В алтаре стояли ванны, в которых больные принимали водные процедуры.

Возможно, молитвами основателя обители блаженного Ивана Степановича и обретших в вечности Милость Божию настоятельниц и насельниц монастыря святая Иерусалимская обитель была спасена Господом от большего осквернения, подобного тому, которому подверглись многие другие храмы и монастыри.

В то время, когда в других обителях и храмах устраивались тюрьмы, гаражи, склады удобрений и химикатов, заводы, производящие оружие массового поражения, и прочие несовместимые с церковным служением учреждения, Крестовоздвиженский монастырь всегда оставался местом, где страждущие получали облегчение от своих недугов - богадельней, приютом для беспризорников, Домом отдыха, госпиталем, санаторием, Детским реабилитационным центром. (Для реабилитационного центра на монастырской территории в 1980-е годы построили новый современный корпус. "Пригодился" и фундамент разрушенной паровой мельницы: на нем тоже возвели одно из зданий Центра. На лечение сюда по-прежнему приезжают дети со всей России.)

Но вот исполнились времена и сроки, закончился период духовного опустошения, и пришло время "собирать камни".

В 1992 году монастырь передали Русской Православной Церкви, и началась его вторая жизнь. В обитель пришли новые насельницы, затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения в Крестовоздвиженском храме обители.

Возрождение обители

Трудными были первые годы возрождения монастыря, переживавшего со всей страной падение экономики, финансовые обвалы, нравственную деградацию общества. Только искренняя вера в непреложные обетования Божий и Небесный Покров Божией Матери, чей чудотворный Иерусалимский образ, чудом спасённый от уничтожения, вновь вернулся в стены монастыря, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы периода становления.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

В этот период духовного "собирания камней" произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и "на гастролях" - то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Продолжает свою тихую жизнь богадельня, с которой когда-то и началась история Крестовоздвиженского монастыря. Здесь нашли приют, заботу и утешение несколько немощных, нуждающихся в помощи душ.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде - глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает "землю сердца своего", удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

И всё же главная "работа" монаха - молитва. Именно этот тяжёлый духовный подвиг является основой жизни монастыря, главным инструментом христианского совершенствования души. Ежедневно сестрами монастыря прочитывается полностью вся Псалтырь, поминаются синодики со множеством имён живых и усопших православных христиан.

Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с акафистами и заупокойные литии. Часто совершаемые Божественные Литургии дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестёр ведает лишь Сердцеведец Господь...

Немаловажную роль в обогащении душ монашествующих играют паломнические поездки к великим русским святыням: в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Серафимо-Дивеевскую обитель, серпуховские Владычний монастырь и Высоцкий монастырь и в другие святые обители, куда настоятельница организует поездки сестёр, порой вместе с воспитанниками Воскресной школы и прихожанами. Получаемый в таких поездках опыт способствует в дальнейшем развитию духовной жизни и в собственном монастыре.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа...

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни "земных Ангелов - небесных человеков" - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

И подворье, и сам монастырь живут напряжённой жизнью единого духовного организма, служением Богу и православному народу. "Собираются камни", - те "камни" веры и монашеского подвига, на фундаменте которых уже тысячу лет незыблемо стоит великая Русская Православная Церковь, и будет стоять до скончания Века.

Дата создания: 1887 г. Описание:

История

В 1837 г. в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви святых мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня для женщин. Она просуществовала около 20 лет. Первой жертвовательницей богадельни стала Параскева Родионовна Саватюгина. На ее деньги был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома в 1855 г. митрополит Филарет (Дроздов) прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую впоследствии главной святыней монастыря.

В 1865 г. по благословению митрополита Филарета богадельня была переименована во Флоролаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится П.Р. Саватюгина.

Вскоре община переехала в пожертвованное ей имение князей Головиных в селе Лукино. Из села Старый Ям перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная в 1846 г. Так отныне стала именоваться и община — Крестовоздвиженской.

В 1871 г. началось строительство храма Иерусалимской иконы Божией Матери. 13 октября 1873 г. новый храм был освящен.

В 1873 г. в Иерусалимском храме был совершен первый постриг — настоятельница общины Параскева Саватюгина приняла монашество с именем Павла, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

В период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня. Впоследствии при содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом и больница. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер.

В феврале 1887 г. определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение обители состоялось 28 июня (11 июля нов. ст.) 1887 г.

Весной 1890 г. началось строительство соборного храма по проекту архитектора С.В. Крыгина. 15 июля 1896 г. в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный придел во имя митрополита Московского Филиппа был освящен 15 сентября того же года.

После революции хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. Верующим удалось спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона пребывала в течение 50 лет.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. В начале 20-х гг. здесь был организован дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря располагался военный госпиталь. После войны в монастыре открыли санаторий «Ленинские горки». В 1980 г. на территории монастыря разместился Всесоюзный центр реабилитации детей.

В 1992 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. Чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери был возвращен в обитель.

В 2006 г. у монастыря появилось подворье в Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Святыни

  • Иерусалимская икона Божией Матери;
  • частицы мощей: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика; преподобных отцов Киево-Печерских; свт. Николая Мирликийсого; cщмч. Климента, папы Римского; вмц. Екатерины.

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Я посетил его в первый раз только в этом году, и он сразу стал одним из самых моих любимых монастырей Москвы и Подмосковья.

Как доехать. На автомобиле: со Старого Каширского шоссе на развязке сразу после МКАД на шоссе в аэропорт Домодедово, на развязке через 9 км левый поворот по указателю «Детский реабилитационный центр», далее 1 км до с. Лукино. На автобусе: м. Домодедовская, далее авт. 404, 510 до ост. «Детский санаторий»

В середине 19-го века известная помещица Александра Головина, овдовев и потеряв свою единственную 15-летнюю дочь, подарила всё своё имение в селе Лукино, а это более 500 гектаров земли, женской православной общине, для того, чтобы здесь молились об упокоении душ её мужа и дочери.

Женскую общину с богадельней преобразовали в женский монастырь по указу митрополита московского Филарета в 1887 году. Сразу же после революции обитель была разорена, и с 1921 года вместо детского приюта для девочек, тенистого парка и фруктового сада, пасеки и иконописной мастерской возникли - табачная фабрика, общежитие, кинотеатр.

Вознесенский храм монастыря - самый большой и самый молодой. Его начали восстанавливать в 1979 году перед Олимпиадой. Но не для того, чтобы вернуть церкви, просто художники нашли причину для реставрации. Купола этого собора были ориентиром для возвращавшегося с охоты Ленина, который жил здесь недалеко в Горках.

А потом в соборе расположились кинотеатр и столовая, местные рабочие приглашали сюда девушек на танцы или на просмотр фильмов, у них вычитали для этого два рубля из зарплаты. По тем временам хорошие деньги, на них нормально можно было попраздновать, и люди толпами приходили в храм.

Главная святыня монастыря, Иерусалимская икона Божьей матери, находится сегодня в Иерусалимском храме. Икона эта была подарена обители митрополитом Филаретом Московским, а после закрытия и разграбления монастыря она стала поддоном для угля. Потом её решили и вовсе сжечь.

Когда икону понесли на костёр, одна женщина по имени Анастасия распростёрла руки и закричала: "И меня тогда вместе с иконой в костёр!" И что-то произошло, казнь отменили, и икону, которую во время крёстных ходов несли 10-12 человек, эта женщина и двое ребятишек положили на сани и отвезли в село Мячково, где она хранилась 50 лет до её возвращения в монастырь.

К этой иконе всегда приходили тысячи и тысячи верующих. В 1866-ом году она остановила эпидемию холеры. В октябре 2002-го года в восстановленном монастыре патриарх московский и всея Руси Алексий II перед ней молился об освобождении заложников на Дубровке.

На фото ниже мы видим Крестовоздвиженскую церковь. Она расположена в самом конце монастыря, но до неё обязательно надо дойти. Храм имеет очень странный, непривычный фиолетовый цвет, но смотрится великолепно. Сразу за ним начинается склон холма.

Тут попадаются паломницы. Вот эта - моя личная. Она каким-то образом умудрилась надеть юбку точно под цвет стен храма, видимо, ей был голос свыше.

С вершины холма, на котором стоит монастырь, открывается великолепный вид. Вдалеке мы видим Храм Воскресения Словущего в селе Колычево, мы туда тоже заехали, но это тема для отдельного поста.

Да, кстати, перед посещением обители я как всегда быстро проглядел о ней информацию в Интернете. И пришёл в ужас. Говорят, здесь не просто строжайше запрещено фотографировать, но люди с фотоаппаратами обязательно должны дать письменное заявление, что снимать не будут. Что с ними сделают в случае нарушения, я даже боялся подумать.

Поэтому я шифровался как Штирлиц. Аппарат держал в сумке, а снимал из-за деревьев и кустов, сливался с травой, прикидывался монашкой, при встрече с людьми начинал распевать "Сердце красавицы", но никто даже внимания не обратил. Уже на выходе я с изумлением не обнаружил среди объявлений даже намёка на такой запрет. Зачем я партизанил?

Вот такие стога с дровами (как они правильно называются-то?) напомнили мне столь любимую мной Прибалтику, и особенно Пюхтицкий монастырь, где я видел точно такие же.

Вот это здание называется "Староигуменский корпус".

Ниже мы видим храм Иерусалимской Божией Матери, в котором и хранится главная святыня обители.

А вот это - Архиерейский домик. Он как-то не вяжется с остальными постройками монастыря и похож на коттедж зажиточного селянина. Зайти в него, естественно, нельзя.

Маленькая деревянная звонница. Названия её я не знаю. Вокруг неё сплошные лавочки и играют дети.

Кроме маленькой звонницы есть и большая колокольня. Она "большая" только по местным меркам, высота её около 26 метров. По сравнению с громадной 93-метровой колокольней Николо-Унрешского монастыря, который расположен неподалёку, она просто крохотная, но мы ей залюбовались.

Монастырь имеет две стены, одна, кирпичная, внутри другой, белой. Кирпичной стеной огорожен сам исторический монастырь, а между ним и белой находится гостиница, трапезная, аллеи и всякие спортивные сооружения. Вплотную к обители примыкает Реабилитационный центр "Детство", в который не попасть.

Хозяйство в монастыре ведётся очень грамотно, это сразу видно. В трапезной продаётся козий и обычный сыр, мёд, всякие сметаны, а при входе в обитель - почему-то сало. Здесь мы видим местных обитателей. Козочка с удовольствием и очень приветливо позирует мне.

А вот огромный, размером с пони, козёл нас просто нагло проигнорировал, и сколько я его не дразнил, даже головы не повернул. Но спасибо хоть, что в драку не кинулся. Козлы, они такие.

А вот трапезная для паломников. Очень вкусно, очень дёшево, готовит беженка с Украины. Кто мне недавно говорил, что в православных монастырях мяса в трапезных не дают? Дают! Мы съели по мясной и рыбной котлете, вздохнули, и взяли ещё по одной. Домашние котлеты - объедение. А ещё там дают душистые мясные щи, как говорит хозяйка, "шчи".

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь - это место, где душа отдыхает и набирается сил. В нём нет суеты, в нём нет великодержавной злобы, нет ничего лишнего. Это правильный монастырь, здесь готовятся не к войне со всем миром, а к жизни вечной.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Фото: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Фото и описание

Своим основанием, а точнее преобразованием женской богадельни в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь, эта обитель была обязана московскому юродивому по имени Иван Степанович.

В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви Флора и Лавра была устроена женская богадельня. Юродивый Иван Степанович, бывший извозчик, принявший на себя труд юродства, решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемой Псалтыри. Одна из благодетелей юродивого, купчиха Параскева Саватюгина после смерти своего супруга также решила стать членом этой женской общины, а на ее деньги для богадельни был выстроен каменный дом. Митрополит Филарет передал в дар общине Иерусалимскую икону Божьей Матери, по которой впоследствии будет назван и сам монастырь. Иван Степанович до своей смерти пользовался попечением московских купцов, и все эти средства шли на обустройство общины.

В 1869 году владелица соседнего со Старым Ямом села Лукино Александра Головина, овдовев и потеряв дочь, решила передать свое имение вместе со всеми землями женской общине. В Лукино был перенесен дом, построенный для общины. На новой территории, принадлежавшей теперь общине, стояла Крестовоздвиженская церковь, построенная в середине XIX века. Через пару лет ее сочли тесной и приступили к строительству нового храма, освященного в честь Вознесения Господня в 1890-е годы. Храм имел статус соборного. Его храмоздателем стал мещанин Василий Жолобов, на его средства также был построен один из монастырских корпусов, названный Васильевским. В 1887 году женская община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Его первой настоятельницей стала Параскева Саватюгина.

На территории монастыря со временем появились другие постройки: келейные корпуса, каменный дом настоятельницы, колокольня, гостиница, школа, детский приют и больница, хозяйственные постройки, в обители были пасека, пруд, два фруктовых сада, аптекарский огород и паровая мельница.

После октябрьского переворота имущество монастыря было национализировано. В его стенах сначала было организовано учреждение для детей-беспризорников, затем партийный дом отдыха. Вознесенский собор и Крестовоздвиженскую церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь, а после нее здесь открылся санаторий «Ленинские горки».

В 1992 годы монастырь был возвращен РПЦ, а в 2006 году у обители открылось подворье в Москве, в храме Иерусалимской иконы Божией Матери на улице Талалихина.

Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет.

Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря.

На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр.

По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович.

После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально.

Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

Так как на территории бывшего имения купцов Саватюгиных находилась Крестовоздвиженская, построенная в 1846 г. церковь, то община получила название Крестовоздвиженской. С течением времени в храме стало очень тесно, поэтому было решено отстроить более просторное здание. Начало строительства приурочено к 1871 г. Новый корпус пристроили к трапезной. Отныне чтение молитв и Псалтири сёстрами проводилось здесь. Также было решено перевести главную святыню храма в новое здание. Освящение состоялось 13 октября 1873 г.

За всё время служения м-ни Павлы (1871-1886 г.) в храме было выстроено:

Настоятельский корпус;
- келейный корпус в 2 этажа;
- постоялый двор для паломников. В наши дни место расположения гостиницы - рядом с аэропортом Домодедово;
- дом для причта;
- колокольня;
- каменная ограда;
- конный и скотный дворы.

Также был организован фруктовый сад и разбит огород. По мере возрастания окружающего общину интереса возникла необходимость возведения более просторного помещения для молящихся. Значимый вклад в данное строительство внесли крестьянин Сорокин Сергей Тихонович и купец Шапошников Дмитрий Михайлович, которые на свои деньги выстроили просторную трапезную.

После поданного прошения м-ни Павлы об увольнении, на её место была назначена в 1886 г. м-ня Евгения (Виноградова). С её помощью и при участии княгини Мещериной Марии Яковлевны в 1889 г. были построены больница на 5 койко-мест, приют для сирот на 6 мест и церковно-приходская школа в 2 этажа для обучения 40 девочек.

Февраль 1887 г. ознаменован преобразованием общины в монастырь, открытие которого состоялось 11 июля 1887 г. Летом 1893 г. при участии купца Жолобова Василия Федоровича практически завершено строительство нового соборного храма. В 1896 г. состоялось освящение престолов:

Сохранившийся до наших дней "Васильевский" сестринский корпус был построен также Жолобовым В.Ф. В 1909 г. для принятия высокопоставленных лиц справа от входа в монастырь был выстроен дом. Примерно в этот же год Жолобовым была возведена гостиница "Иерусалимская" в 2 этажа на 12 номеров и с мансардой.

После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини - отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС №10. Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола.

Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Кресто-Воздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет.

В 1980 г. монастырь приспособили под центр реабилитации детей, а в 1992 г. он был передан РПЦ. В храм возвратилась главная святыня.

На 2001 г. приходится начало реставрационных работ. Вновь стала работать воскресная школа, появился скотный двор, огород и подворье (в 2006 г.). Также стала принимать постояльцев тихая и уютная гостиница "Иерусалимская", отреставрированная в 2007 г. В наши дни монастырь продолжает жить умиротворённой духовной жизнью, призывая верующих к добру и послушанию.