Ощущения человека. Понятие об ощущении человека

Фактрум подобрал несколько примеров.

1. Горячо-холодно

Мы не задумываемся, каким образом наши мысли и поведение могут изменяться под воздействием тепла или холода. Учёные сделали интересные и потенциально важные выводы из исследований, касавшихся температурных условий. Они пригласили одного человека в жаркую комнату и попросили охарактеризовать поведение преступника. По мнению испытуемого, преступник вёл себя вспыльчиво и спонтанно.

Человек в холодной комнате, вероятнее всего, определит того же преступника как хладнокровного, а его поведение сочтёт преднамеренным. Оказывается, температура помещения может иметь огромное влияние на исход судебного разбирательства и вынесение приговора.

Более раннее исследование показало, что изменение температуры также влияет на доверие. В ходе эксперимента одни участники грели руки химической грелкой, а другие держали пакет со льдом. Испытуемым дали возможность свидетельствовать против своего партнера в обмен на смягчение их собственного приговора.

Результаты показали, что испытуемый, который держал пакет со льдом, в два раза чаще свидетельствовал против своего партнера. Исходя из этого, можно предположить, что люди больше доверяют друг другу, когда им тепло.

2. Дешифратор мозга

Эксперты предполагают, что когда вы читаете молча, слушаете кого-то или думаете «про себя», у вас активизируются одни и те же участки мозга. Брайан Пэсли, учёный из Калифорнийского университета в Беркли, говорит: «Когда вы читаете текст в газете или книгу, вы слышите голос в своей голове».


«Мы пытаемся расшифровать мозговую деятельность, связанную с этим голосом, чтобы создать медицинский протез, который позволит общаться парализованным или глухонемым людям», - объясняет он цель экспериментов. Пэсли и его команда, изучая эпилептиков с вживлёнными в их мозг электродами, заметили активность нейронов в височной доле больных, когда те слышат чей-то разговор.

Узнав, что некоторые скопления нейронов реагировали на определенных частотах, ученые попытались создать на основе этих активных нейронов алгоритм для определения слов, которые они слышат. Если у кого-то срабатывали одни и те же нейроны, алгоритм теоретически должен был декодировать слова, которыми они думают.

Чтобы убедиться в точности алгоритма, учёные проверили исследование другой группы больных эпилепсией с имплантированными электродами. Каждый испытуемый должен был читать текст вслух, чтобы исследователи могли создать персональный дешифратор, основанный на активности мозга субъекта.

Каждый субъект читал один и тот же текст молча, чтобы проверить достоверность дешифратора. Хотя активность мозга от чтения про себя немного отличалась от чтения вслух, ученые все-таки смогли расшифровать некоторые слова правильно. Однако их алгоритм ещё требует большой работы, прежде чем станет достаточно точным, чтобы помогать инвалидам.

3. Иллюзия мраморной руки

Исследователи провели много экспериментов, чтобы определить, как человеческий мозг чувствуют своё тело и позицию в пространстве. Как правило, они испытывают влияние визуальных сигналов на наше восприятие. В необычном эксперименте исследователи протестировали воздействие на наше тело звука и прикосновений и то, как оно воспринимает материал.

В частности, учёные хотели увидеть, смогут ли испытуемые поверить, что части их тела состоят из неживой материи. Учёные провели эксперимент, в котором попросили участника положить руки на стол перед собой. Затем по его правой руке постучали молоточком. Каждый раз, когда молоток начинал стучать, участник слышал звук удара по мрамору.

Через несколько минут человек чувствовал, что его рука становится неестественно твердой и тяжелой, как кусок мрамора. При этом его болевой порог резко снизился. Учёные проверили это, угрожая участнику иглой, которую поднесли к его руке очень близко, но реакции не последовало.

В отличие от положения в пространстве, материалы нашего тела не меняются. Таким образом учёные обнаружили, что мозг человека постоянно берёт информацию от его чувств, чтобы обновить восприятие материала нашего тела. Это объясняет, почему тело инвалида может легко принимать искусственную конечность.

4. Таблетка милосердия

Мы привыкли считать, что таблетки - это инструмент для борьбы с болезнью. Тем не менее исследователи из Калифорнийского университета обнаружили, что они могут воздействовать на уровень сострадания человека, изменяя химический состав его мозга. Учёные провели эксперимент, в котором раздали участникам таблетки толкапона и плацебо.


Толкапон, который используется для лечения болезни Паркинсона, способствует выработке химического вещества допамина, который находится в префронтальной коре головного мозга и связан с мотивацией и поощрением. Ни исследователи, ни испытуемые не знали, кто получил лекарство, а кто плацебо.

«Мы часто размышляем о справедливости как об устойчивой характеристике своей личности, - говорит исследователь Мин Сюй. - Наше исследование не отвергает эту идею, но это не значит, что эта черта может систематически влиять на конкретные нейрохимические пути в головном мозге человека».

5. Экстремальная изоляция

Изоляция, особенно на людей, которые хронически одиноки, производит глубокий физический эффект. Это может привести к ускоренным темпам распространения инфекции, повышенному кровяному давлению, болезни Альцгеймера, деменции и т. д. Изоляция провоцирует серьёзный иммунный ответ, который наполняет наши гормональные системы стрессом и воспалением.


Наиболее тревожные последствия - психические. Экстремальная изоляция, как, например, в одиночной камере, может нанести ущерб умственному здоровью. Это происходит из-за замедления времени и возможного появления галлюцинаций. Последствия долгой изоляции могут быть разрушительными.

В 1961 году во время экспедиции во Французских Альпах один геолог оставался под землей без дневного света в течение двух месяцев - достаточно долго, чтобы увидеть изменения в своём теле. Когда он вышел на поверхность, члены его команды обнаружили, что он испытал временной сдвиг. Для него 5 минут проходили за 120 секунд.

В другом эксперименте, 1993 года, Маурицио Монталбини спустился в пещеру на 366 дней. Когда его пребывание под землей закончилось, он думал, что провёл там всего 219 дней. Исследователи также обнаружили, что у людей, изолированных в темноте, как правило, изменяются циклы сна и бодрствования: они бодрствуют в течение 36 часов, а затем 12 часов спят.



Маурицио Монталбини

Социальная изоляция может вызывать галлюцинации. Многие эксперименты на эту тему не смогли завершиться потому, что у испытуемых появлялись странные симптомы. В Иране заключённая в одиночной камере 32-летняя Сара Шурд видела и слышала много воображаемых вещей.



Сара Шурд

Вот что она пишет о пережитом опыте: «Периферическим зрением я начала видеть мигающие огни, но стоило мне повернуть голову, как они сразу же исчезали. <…> В какой-то момент я слышала, как кто-то очень сильно кричал. Позже я почувствовала руки одного из охранников, который похлопал меня по лицу, и тогда я поняла, что крики были мои собственные».

6. Эффект Мак-Герка

Мы используем зрение, чтобы понять, что именно мы слышим. Но иногда это может направить нас по ложному пути. Например, если вы слышите, как кто-то сказал «ба», но вы увидели, что произнесли «га», ваш ум будет склоняться ближе к тому, что вы видите, - и получится «да».

Мозг пытается разобраться в конфликте между тем, что мы видим и слышим. Таким образом, мы не всегда можем поверить тому, что слышим, хотя с определенными звуками, особенно парами согласных, эффект усиливается. Если вы закроете глаза, то будете правильно слышать «ба», потому что для искажения восприятия нет визуальной опоры.

Даже если вы знаете, что находитесь под влиянием эффекта, он всё равно будет на вас действовать. Эффект Мак-Герка работает на всех языках, которые были проверены, даже если видео и аудио слегка не синхронизированы.

Этот эффект действует, если вы касаетесь лица говорящего, но не смотрите на него. По мнению исследователей, этому эффекту подвержены даже младенцы, которым четыре - пять месяцев.

7. Творческий толчок

Университет Каролины испытывал мозг добровольцев электричеством, чтобы проверить его воздействие на творчество. Целью было произвести альфа-ритм во фронтальной коре головного мозга, так как этот ритм мозговых волн связаны с творчеством. Альфа-колебания начинают действовать, когда мы расслабляемся и закрываем глаза. Они связаны с мечтательностью, глубоким мышлением и генерацией идей.


20 добровольцев 19–30 лет прошли популярный торранс-тест творческого мышления в два этапа: в одном случае они получили электрическую стимуляцию мозга, чтобы создать альфа-ритм, а в другом стимуляцию подделали для контроля над экспериментом.

Добровольцы не знали, когда они получили реальные, а когда фиктивные электрические удары. В обоих случаях, когда начались испытания, они чувствовали мягкое покалывание.

Результаты были впечатляющими! По итогам тестов, участники, которые получили настоящую электрическую стимуляцию, имели свыше 7,4 балла. «Это довольно высокий результат для теста на творчество, - считает исследователь Флавио Фролих. - Некоторые участники показали невероятный всплеск фантазии. Это было очень явный эффект».

Существует и более простой способ повысить свой творческий потенциал. По данным исследований 2009 года на наше воображение могут влиять цвета. Если вы хотите произвести больше творческих идей, следует находиться в голубой комнате. А если у вас более «точный» вид деятельности, например корректура, следует выбрать красную комнату.

8. Телепортация

Проводя интересный эксперимент, исследователь создал внетелесный опыт для своих пациентов-ученых. Им показалось, что он телепортировал их в разные места в комнате. На самом деле они лежали в медицинском сканере, но их мозг думал, что они «переехали».


Чтобы определить, где находится ваше тело, мозг постоянно обрабатывает информацию органов чувств. Ранее исследования продемонстрировали, что клетки мозга крысы функционируют как GPS и могут определять, есть ли поблизости другие грызуны. Но мы не уверены, что мозг человека обладает той же способностью.

Чтобы проверить, насколько правильно человек ощущает, где находится его тело, был проведён эксперимент. Участнику предложили надеть гарнитуру виртуальной реальности и лечь в сканер мозга.

Используя камеру в другой части комнаты, связанную с гарнитурой, участник мог увидеть тело незнакомца, лежавшего на переднем плане, а тело участника сканировалось в фоновом режиме. Чтобы создать внетелесный опыт, ученый коснулся тела участника, который видел только тело незнакомца, к которому прикоснулись точно так же.

«В течение нескольких секунд мозг объединяет ощущение прикосновения и визуальной информации, в результате создаётся иллюзия пребывания в чужом теле, - объясняет исследователь Арвид Гутерстам. - Ваше тело чувствует себя совершенно нормально - вы не „плаваете“ в пространстве».

Через эту иллюзию исследователи изучили активность мозга участников после их телепортации в разные части комнаты. Они обнаружили, что гиппокамп, в котором есть GPS-клетки, помогает нам определить, где находится наше тело.

9. Пишущий мозг

Пишущий мозг разрабатывался в тестовом режиме, чтобы позволить людям с ограниченными возможностями использовать свой ум для того, чтобы писать без нажатия клавиш или моргания. Гарнитура с электродами использовалась для записи активности мозга с помощью технологии отслеживания движения глаз, это программное обеспечение есть в интернете в свободном доступе.


Человеку достаточно подумать об одном слове или какой-то идее - и компьютер сразу откроет программу записи. Курсор на экране будет следовать за движением глаз человека. Создатели «пишущего мозга» очень хотели помочь художнику граффити Тони Цюаню из Лос-Анджелеса, который из-за бокового амиотрофического склероза (БАС) потерял контроль над своими мышцами.

В первой версии устройства Тони нужно было моргать, чтобы перевести компьютер в режим записи. К сожалению, он потерял эту способность, когда болезнь прогрессировала. Вот почему нынешняя версия использует мозговые волны, записанные с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы), которые считываются программным обеспечением. Эта версия разработана, чтобы помочь парализованным людям управлять свом письмом более эффективным способом.

10. Иллюзия невидимки

Мы уже говорили, что основываясь на иллюзиях, что можно чувствовать себя перемещённым в чужое тело. Учёные также выяснили, как заставить чувствовать себя невидимым. Они провели тест с участием 20 человек, из которых 75% испытали иллюзию.

Участнику дали гарнитуру, связанную с камерой, показывающей пустое пространство. Исследователь погладил участника кисточкой, а тот увидел, как кисть гладит пустоту. Мозг дал участнику понять, что его тело невидимо.

«Я очень восприимчив к иллюзиям, так что на меня она сильно подействовала, - говорит исследователь Арвид Гутерстам. - У вас есть полное ощущение, что вы владеете своим телом, но при этом оно - невидимый обьект».

В следущей части эксперимента испытуемых попросили смотреть вверх. В ходе эксперимента выяснилось, что гарнитуры некоторых участников смотрят вниз. Исследователи отметили, что участники не нарушали бы условий эксперимента, если бы чувствовали, что их тела видны.

Некоторые эксперты полагают, что этот эффект может быть использован для лечения фобий. В будущих экспериментах ученые хотят увидеть, как невидимость может влиять на моральный выбор человека.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека

Ощущение и восприятие человека.

Ощущение и восприятие человека необходимы в повседневной его жизнедеятельности. Они поддерживают активную работу . Резкое ограничение ощущений человека вызывает сон - полное или почти полное головного мозга. Вместе с тем ощущения служат человеку орудием ориентировки в окружающей среде. Животные не могли бы удовлетворить свои биологические потребности, не ориентируясь в среде при помощи ощущений. Если бы не обладал слухом, зрением, осязанием и другими видами ощущений, он тоже не смог бы практически ориентироваться в окружающем мире и совершать целесообразные действия. Таким образом, ощущение является одним из психических процессов, регулирующих жизнедеятельность и поведение человека.

К ощущению есть «субъективный образ объективного мира» . Это означает, во-первых, что вне мозга субъекта ощущений не существует. Каждое ощущение есть результат , который имеет своего обладателя. Это означает также, что интенсивность, длительность и другие особенности ощущения зависят не только от свойств объекта, но и от состояния и жизненного опыта субъекта. Так, например, чувствительность зрения значительно снижается под влиянием утомления и повышается при легкой мышечной работе. Чувствительность слуха заметно повышается под влиянием специальных упражнений и определенных видов трудовой (у музыкантов, радистов) .

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | ощущение и восприятие человека

Виды ощущений у человека.

Все виды ощущений у человека - «человечны», т. е. являются продуктом их исторического развития. Ощущения человека существенно отличаются от ощущений животных. В процессе труда и социального общения у людей развилось очень тонкое и точное осязание, цветовое зрение, речевой и музыкальный слух.

Научному, материалистическому взгляду на ощущения издавна противостоят взгляды ненаучные, идеалистические. Субъективные идеалисты Беркли, Мах и их последователи отрицают материальный источник происхождения ощущения. Отрицая вообще существование материи, они утверждают, что окружающие нас предметы - это не более как комбинации или комплексы наших ощущений. Получается, что, кроме субъекта и его ощущений, ничего в мире не существует.

Идеалистичны взгляды и так называемых агностиков, которые, не отрицая существования материального мира и его воздействия на органы человека, сомневаются, однако, в истинности отражения реальных свойств предметов посредством ощущений. Так, ученый Гельмгольц, исходя из того факта, что ощущение какого-либо свойства и само свойство предмета это не одно и то же, назвал ощущения символами, условными знаками вещей. Символ может обозначать как то, что реально существует, так и то, что вовсе не существует в действительности. Теория символов неизбежно приводит к агностицизму, к сомнению в правильности отражения человеком окружающего мира. На самом деле ощущение есть верное отражение действительности.

Широко известны взгляды другого ученого Иоганна Мюллера, который утверждал, что мы ощущаем не свойства реальных предметов, а лишь состояние собственных органов чувств. В подтверждение своего взгляда И. Мюллер ссылался на следующие общеизвестные факты: при действии разными раздражителями на один и тот же орган чувств всегда возникает одинаковое ощущение, специфичное для этого органа чувств. Так, если действовать на глаз светом, электрическим током или механическим (давление, удар), во всех случаях возникает зрительное ощущение. С другой стороны, при действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств всегда возникают разные ощущения, опять-таки специфичные для этих органов чувств. Так, если действовать электрическим раздражителем на глаза, уши, кожу, возникнут соответствующие для этих органов ощущения: зрительное, слуховое, тактильное. Следовательно, по Мюллеру, наши ощущения порождены не действием материальных предметов, существующих независимо от сознания людей, а «специфической энергией органов чувств» человека. Другими словами, они являются отражением не свойств объектов материального мира, а отражением состояния собственных органов чувств. Один из критиков И. Мюллера шутливо сказал, что если бы это было так, то кошка вместо того, чтобы схватить увиденную ею мышь, вцепилась бы в собственные глаза. Вывод Мюллера из упомянутых фактов ложен. Эти факты имеют иное объяснение. Из истории развития животного мира мы знаем, что специфичность органов чувств, как и органов движения, является результатом длительного биологического приспособления животных к изменяющимся условиям их существования. На низших ступенях эволюции ее не было.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Роль ощущений в жизни человека.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

ощущения мозга человека | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Свойства ощущений человека в психологии.

Свойства ощущений человека в . Физиологической основой ощущений и чувств является работа анализаторов. Как известно, анализатор представляет собой сложную анатомо-физио-логическую систему нервных приборов: рецепторов, т. е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части. Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, проводящим путем - зрительные нервы, соединяющие сетчатки с корой головного мозга, центральной частью - скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга. Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого анализатора, через которые осуществляется связь анализаторов друг с другом. Функции анализаторов состоят прежде всего в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов - оптических, акустических и т. д. Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях - низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществляется рецепторами и имеет безусловнорефлекторную природу. Глаза новорожденного сразу, после рождения реагируют на свет (зрачковый ); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем уровне обеспечивается коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздражителей по законам условного торможения и индукции, т. е. имеет условнорефлекторную природу.

Свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

Ощущения мозга человека.

Ощущения мозга человека . Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно представить примерно следующим образом. Внешний или внутренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь). От коры в ответ на раздражение после новой переработки импульсов идет обратный поток их к исполнительным приборам органа чувств: к мышечно-секреторному и сенсорному его аппаратам. Но на этом рефлекторная деятельность анализатора не кончается. От указанных приборов органа чувств тут же идет в кору новый поток импульсов, приносящий ей информацию о выполнении или невыполнении нужной функции (обратная связь, обратная афферентация). В коре происходит уточнение анализа раздражителей и новые «приказы» исполнительным и чувствующим приборам органа чувств и так далее до тех пор, пока не наступит точное отражение действующего на анализатор объекта, точное его ощущение.

В нервной системе на разных ее уровнях происходит не только анализ, но и синтетическая деятельность. Ни один из анализаторов не работает изолированно от других анализаторов. Кора представляет собой единый комплексный анализатор, осуществляющий одновременно процессы анализа и синтеза; мозг работает как сложная функциональная саморегулирующаяся система.

ощущения мозга человека | свойства ощущений человека в психологии | роль ощущений в жизни человека | виды ощущений у человека | ощущение и восприятие человека

В трактовке проблемы отражения реальной действительности следует прежде всего обратить внимание на зависимость ощущения от материи и полную независимость существования материи от наших ощущений; материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е. от определенным образом организованной материи. При этом явления объективного мира отражаются посредством органов чувств адекватно, а искажения отражения имеют свои закономерности.

Следует отметить, что отражение зависит от форм существования материи. В неживой природе оно проявляется в виде механического, физического и химического изменений. В живой природе отражение может быть биологическим, когда организм ко всем внешним воздействиям относится избирательно, активно, что способствует формированию саморегуляции, и психическим, когда происходит реакция не только на биологически значимые раздражители, но и на сигналы о биологически значимых воздействиях среды, что вырабатывает предвидение.

Познавательный процесс, т.е. процесс отражения объективной реальности - предметов окружающего нас мира и явлений - начинается с ощущения. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстеро-, ингеро-и проприорецепторы.

При этом различают экстерорецепторы двух видов: дистантрецепто-ры, т.е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактрецепторы, для деятельности которых необходимо непосредственное раздражение, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство).

Рецептор - это периферический конец того или иного анализатора. При помощи рецептора осуществляется первичный, грубый анализ. Центральный конец анализатора находится в коре головного мозга, где происходит тонкий анализ. Принцип работы таков: при воздействии какого-либо раздражителя возбуждаются периферические нервные окончания соответствующево анализатора, возбуждение передается по аффе-рентному пути к центральным клеткам. В результате мы испытываем то или иное ощущение. И если раздражение - это сам факт контакта с объектом внешнего мира, если возбуждение - это физиологический процесс в нервных клетках и волокнах, то ощущение - психический процесс, следствие только что имевших место раздражений и возбуждения. Ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Таким образом, ощущением называется процесс отражения человеком отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующей на его органы чувств. Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

Качество ощущения - внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета - синий, красный, коричневый и пр., слуховых - звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение, в дальнейшем продолжает нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома - оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

Длительность ощущения - это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжает иметь место. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения - после одномоментного касания раскаленным предметом. Ощущение имеет определенную пространственную локализацию. Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ошущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существующий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях - процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой - нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра. В частности, сложные аккорды (септаккорды) Н.А. Римский-Корсаков воспринимал так: до-ми, соль, си - окрашенными в синевато-золотистый цвет, ре-фа, ля-бемоль, си - в синевато-зеленовато-розовый с сероватым оттенком и т.д. Окраску для Н.А. Римского-Корсакова имели и некоторые трезвучия. При этом во всех трезвучиях ноты до-до "просветляли гармонию", си - "утемняла", а ля придавала аккорду "оттенок ясный, весенний, розовый".

Такое явление называется синестезией. Описавшие это явление французские авторы назвали его "цветным слухом" (audition colorde). Он может иметь место не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознание ощущений.

По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов - ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства ("темные чувства", как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.

Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интер-модальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).

В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому как недостаточно знания какого-либо одного симтома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение - "прозрачности". На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы и т.п. Новое ощущение - "объект твердый". Представление о воде исключается. Еще ощущение - "объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры". Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: "предмет при надавливании не деформируется и издает при постукивании характерный звук". Напрашивается вывод: "Вероятно, стекло". Вслед за синтезом всех этих - в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных - ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория - восприятие. Теперь человек уверен, что у него в руках находится пустой стеклянный стакан.

Ощущением человека называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. Ощущения человека делятся следующим образом:

Каковы виды ощущений человека

1)механические (осязание, кинестезия, слух);

2)температурные, вызванные тепловыми изменениями;

3)химические (вкус, обоняние);

4)фотохимические (зрение, поскольку химическая реакция представляет один из обязательных этапов зрительного акта на участке между действием света и возбуждением зрительных рецепторов);

5)болезнь.

Кроме того, с физиологической и анатомической точки зрения выделяют:

1)экстерорецепторы, которые получают информацию извне.

2)интерорецепторы (рецепторы внутренних органов и систем). Поэтому мы ощущаем как отдельные свойства признаки окружающих объектов, так и изменения, происходящие внутри нашего организма. Необычные внутренние ощущения человека часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного. Яркость ощущений обусловлена для человека не только новизной и неожиданностью действия раздражителя. Большое значение имеет опыт предварительных встреч с раздражителем и чувствительность того органа чувств, на который данный раздражитель действует. В связи с этим важным параметром чувствительности является ее порог.

Порог ощущения человека

Порогом ощущения человека называют минимальную интенсивность раздражителя, которая вызывает ощущение соответствующего свойства. Величина чувствительности всегда обратно пропорциональна порогу ощущения. Чувствительность ряда анализаторных систем настолько высока, что превосходит самые современные технические устройства. Световая чувствительность человеческого глаза, например, является почти абсолютный, глаз улавливает световой поток интенсивностью в два кванта, иными словами, две мельчайшие световые частицы. Ощущения представляют собой не только одну из наиболее простых категорий познания, они стимулируют развитие центральной нервной системы и поддерживают ее деятельность. Состояния, формирующиеся в результате лишения ощущений (слепота, глухота, длительная вынужденная неподвижность и т.д.), отличаются в первую очередь психическим инфантилизмом, а полная социальная изоляция может привести к психозу. Известно, что у лиц, лишенных с рождения одних органов чувств, компенсаторно усиливается чувствительность других. Дени Дидро описал слепого, который имел столь тонкую тактильную чувствительность, что раньше, чем специалисты с их сложными приборами, отмечал начало солнечного затмения.

Адаптация человека

Адаптация – одно из типичных свойств ощущения. Этим термином обозначают постепенное снижение чувствительности на повторяющиеся сильные раздражители или, наоборот, повышение чувствительности под действием повторных слабых раздражителей. Адаптация свойственна любому виду ощущений. Если иметь в виду вкусовые ощущения человека (вкус сладкого, горького, кислого, соленого), то наиболее яркой иллюстрацией может служить сладковатый вкус обычной питьевой воды, который она приобретает у тех, кто перед тем съел лимон. Очень типична так называемая темновая адаптация: по мере пребывания обследуемого в темноте чувствительность глаза увеличивается и достигает максимума через 30–40мин. В механизме адаптации существенную роль играет сенсибилизация органов чувств, происходящая в результате действия пороговых раздражений. Наличие адаптации к болевым ощущениям подтверждено многими клиническими наблюдениями. Болевые ощущения довольно часто являются первым сигналом заболевания, поэтому психотерапевтические воздействия, направленные на повышение адаптации больного к боли, могут быть оправданы лишь в двух случаях:

1)при функциональном или физиологическом происхождении болей (например, роды, истерический невроз);

2)при болях органического происхождения (например, за счет отека тканей) для уменьшения их интенсивности и облегчения страданий больного.

Изменения и расстройства ощущений многообразны и их очень важно учитывать во взаимоотношениях больного и врача.

Все ощущения в зависимости от темперамента, характера и особенностей личностных качеств подразделяют на:

1)гипостезию (низкая чувствительность);

2)гиперестезию (обостренная чувствительность);

3)анестезию (отсутствие чувствительности);

4)парестезию (извращение чувствительности);

Такие изменения или нарушения чувствительности изменяют поведение больного, несут видоизменения в его представление о болезни и могут служить основанием для недооценки или переоценки состояния больного врачом. В связи с этим простейшая проверка состояния чувствительности анализаторов входит в обязательный минимум осмотра больного врачом любой специальности, в том числе и психотерапевтом. Например, больной с выраженной близорукостью не проявляет бестактность или неуважение, если пристально и подчеркнуто рассматривает лицо врача, (он плохо видит его), но если врач не знает о близорукости пациента, контакт между ними может никогда не состояться, аналогичным является пример с тугоухостью (снижением слуха).

Ощущение человека представляют простейший сознательный акт, не только биологический, но и контролируемый корой головного мозга и подвластный направленный коррекции. Диапазоны чувствительности анализаторных систем отличаются дополнительным параметром – резервом возможностей возбудимости. Одни люди обычно работают почти на весь запас возможностей, и предел последних очень близок. Другие, наоборот, располагают значительным запасом обычно не используемых мозговых систем и поэтому гораздо более широкой способностью реагировать на новые запросы жизни, большими возможностями приспособления к новым условиям жизни. Поэтому такие люди легче переносят напряженную психическую деятельность и проще адаптируются к конфликтным ситуациям. Таким образом, воспитание как у больного, так и у врача спокойного отношения к внутренним и внешним обстоятельствам, упорядочных уравновешенных реакций на них равноценно образованию широкого диапазона (запаса) возможностей всех функциональных систем.

Восприятие человека

Восприятие – это форма отражения целостных объектов действительности в единстве присущих им свойств и качеств. Если ощущения мы получаем через отдельные рецепторы и органы чувств, то в акте восприятия участвуют многие анализаторы с пре-и-муществом одного из них. В связи с этим говорят, например, о зрительных или слуховых восприятиях. Акт восприятия можно разделить на два этапа.

1.Перцепция – это процесс непосредственного отражения объекта: при возникновении ощущений возникает определенный образ, осознаваемый человеком. Механизм такого осознания состоит в сопоставлении данного образа с иными, ранее сформировавшимися, сличении его с образами, накопленными в результате опыта.

2.Апперцепция – это процесс сопоставления образа впечатления с индивидуальными особенностями собственного опыта. Очень важен тот факт, что между отраженным объектом и образом впечатления не бывает абсолютного тождества. Хотя акт восприятия связан с непосредственным действием объекта на органы чувств, степень абстрагирования от реального объекта в нем более значительна, чем в акте ощущения. Несоответствие между объектом и образом впечатления не является недостатком или несовершенством восприятия. Наоборот, такое несоответствие оказывается движущей силой развития психики и механизмом проникновения в природу вещей (познания).