Ветеринарный центр. Вирусные заболевания кошек и собак передающиеся человеку Какие болезни вызывают вирусы у животных

Вирусы животных обычно бывают спиралевидными или икосаэдрическими, они могут быть непокрытыми («голыми») или оболочечными . У непокрытого вируса есть только капсид, как у фага. У оболочечного вируса тоже есть капсид, но, кроме него, присутствует и липидная оболочка, состоящая из части мембраны хозяйской клетки, которую вирус захватывает при выходе из клетки.

Вирусный геном определяет продукцию специфических глико-протеинов, которые вставляются в мембрану. Капсид вириона прикрепляется к концам этих гликопротеинов на цитоплазматической стороне мембраны, что вызывает связывание части мембраны с вирионом. В таком «конверте» он может отщепиться от клеточной мембраны в результате процесса, называемого почкованием , не оставляя в ней отверстия.

Вирион прикрепляется к специфическому рецептору на клеточной мембране, чтобы заразить клетку. Рецептор, как ключ к замку, подходит к капсиду непокрытого вируса или гликопротеину липидной оболочки оболочечного вируса. В клетке капсид, или конверт, удаляется и освобождает вирусный геном, который может состоять из ДНК или РНК, однонитевой или двунитевой, линейной или кольцевой (если это ДНК, так как вирусные геномы, состоящие из кольцевой РНК, неизвестны). Вирусные геномы, состоящие из ДНК, реплицируются в ядре хозяйской клетки, в то время как геномы, состоящие из РНК, остаются в цитоплазме клетки.

Вирусы вызывают четыре типа инфекции у животных:

1. Острая , или литическая . Вирусы проходят литический цикл (описанный выше в разделе о фагах) и быстро убивают хозяйскую клетку, вызывая ее разрушение и выход потомства вирионов.

2. Латентная . Соответствует лизогенному циклу бактериофагов. Вирус заражает клетку, но остается неактивным до наступления определенных условий.

3. Персистирующая . Новые вирионы медленно освобождаются с поверхности клетки, но клетка остается живой. В результате продуцируются упакованные вирусы.

4. Трансформирующая . Хозяйская клетка не только продуцирует вирионы, но и трансформируется из нормальной в раковую за счет вставки онкогена, принесенного вирусом.

ДНК или РНК содержащие вирусы, имеют различные пути репликации, транскрипции и трансляции, когда заражают животные клетки.

Типичные вирусы, содержащие двунитевую ДНК, прикрепляются к поверхности клетки, проникают внутрь и затем освобождаются от капсида (процесс называется распаковкой ). Ферменты хозяйской клетки реплицируют вирусную ДНК и транскрибируют ее в мРНК, которую рибосомы хозяйской клетки транслируют в белки вирусного капсида или (иногда) в ферменты, обеспечивающие преимущество репликации вирусной ДНК перед репликацией собственной ДНК хозяйской клетки. Белки капсида - капсомеры - образуют капсид вокруг реплицирующейся вирусной ДНК, а затем освобождаются при разрушении клетки или почковании (когда продуцируются упакованные в липидную оболочку вибрионы, описанные выше). Однонитевая ДНК вируса следует по такому же пути, вот только сначала достраивается вторая нить из нуклеотидов клетки, а уж потом полученная двунитевая ДНК транскрибируется и транслируется.

Жизненный цикл РНК содержащих более сложен, чем циклы жизни ДНК содержащих вирусов. Большинство хозяйских клеток не могут реплицировать или репарировать РНК, потому что в клетке нет для этого нужных ферментов. В результате РНК, содержащие вирусы больше подвержены мутациям. Вирусные геномы, состоящие из РНК, должны включать гены, кодирующие ферменты собственной репликации, или вирусы должны уже нести с собой эти ферменты при проникновении в хозяйскую клетку.

Вирусные геномы, состоящие из однонитевых РНК, метятся или (+), или (-). РНК (+) нить служит в хозяйской клетке в качестве мРНК, кодируя (по минимуму) белки капсида и ферменты для репликации вирусной РНК. РНК (-) нить комплементарна нити мРНК, кодирующей все эти белки, и должна нести с собой фермент, который может синтезировать нить (+) по нити (-), после чего начинается синтез необходимых белков и ферментов.

Двунитевые РНК-геномы реплицируются более-менее сходно с двунитевыми ДНК-геномами, используя фермент, названный РНК-репликазой . И, наконец, ретровирусы несут с собой обратную транскриптазу - фермент, который копирует РНК их геномов в ДНК. Полученная ДНК может встраиваться в геном хозяйской клетки или использоваться для транскрипции. Как отмечено в главе 8, некоторые ретровирусы несут онкогены, превращая хозяйские клетки в раковые. Другим примером ретровирусов, встраивающих в хозяйский геном опасные гены, является вирус ВИЧ-1, вызывающий СПИД. Это самый сложный из существующих вирусов, потому что он содержит по крайней мере шесть дополнительных генов.

Через две недели после возращения с дачи хозяева собаки обратили внимание на изменение ее поведения: собака неадекватно реагировала на резкие звуки, впадала в ярость, через несколько минут ее поведение резко менялось, появилась обильная саливация, изменился голос, собака щелкала зубами, как будто ловила мух.Через три дня собака пала.

Патолого- анатомическое вскрытие павшей собаки не проводили

Предварительный диагноз: Бешенство; Болезнь Ауэски; Чума Плотоядных.

Отбор патматериала Для исследования на бешенство направляют в лабораторию свежие трупы мелких животных целиком, а от крупных и средних животных -- голову с двумя первыми шейными позвонками. Трупы мелких животных перед отправкой на исследование обрабатывают инсектицидами.

Патологический материал упаковывают в пластмассовые мешки, вкладывают в плотно закрывающиеся ящики с влагопоглощающей прокладкой, пропитанной дезинфектантом. Материал и сопроводительное письмо, в котором указывают отправителя и его адрес, вид животного, анамнестические данные и обоснование подозрения в заболевании животного бешенством, дату и подпись врача, отправляют с нарочным.

Лабораторная диагностика включает: обнаружение вирусного антигена в РИФ и РДП, телец Бабеша--Негри и биопробу на белых мышатах.

РИФ. Для данной реакции биопромышленность выпускает флуоресцирующий антирабический у-глобулин.

На обезжиренных предметных стеклах готовят тонкие отпечатки или мазки из различных отделов головного мозга левой и правой стороны (аммонов рог, кора полушарий, мозжечок и продолговатый мозг). Готовят не менее двух препаратов каждого отдела мозга. Можно также исследовать спинной мозг, подчелюстные слюнные железы. Для контроля делают препараты из мозга здорового животного (обычно белой мыши).

Препараты высушивают на воздухе, фиксируют в охлажденном ацетоне (минус 15--20 °С) от 4 до 12 ч, высушивают на воздухе, наносят специфический флуоресцирующий г-глобулин, помещают во влажную камеру при 37 °С на 25--30 мин. Затем тщательно промывают физиологическим раствором или фосфатным буфером с pH 7,4, споласкивают дистиллированной водой, высушивают на воздухе, наносят нефлуоресцирующее иммерсионное масло и просматривают под люминесцентным микроскопом. В препаратах, содержащих антиген вируса бешенства, наблюдают разной величины и формы флуоресцирующие желто-зеленым цветом гранулы в нейронах, но чаще вне клеток. В контроле подобного свечения не должно быть, нервная ткань обычно светится тусклым сероватым или зеленоватым цветом. Интенсивность свечения оценивают в крестах. Отрицательным считают результат при отсутствии специфической флуоресценции.

Материал от животных, вакцинированных против бешенства, нельзя исследовать в РИФ 3 мес после прививки, так как может быть флуоресценция антигена вакцинного вируса.

В РИФ не подлежат исследованию ткани, консервированные глицерином, формалином, спиртом и т. д., а также материал, имеющий признаки даже незначительного загнивания.

РДП в агаровом геле. Метод основан на свойстве антител и антигенов диффундировать в агаровом геле и при встрече образовывать видимые визуально линии преципитации (комплекс антиген + + антитело). Применяют для обнаружения антигена в мозге животных, павших от уличного вируса бешенства, или при экспериментальной инфекции (биопроба).

Реакцию ставят на предметных стеклах, на которые наливают 2,5--3 мл расплавленного 1,5 %-ного раствора агара.

После застывания в агаре делают лунки по трафарету диаметром 4--5 мм, помещенному под предметное стекло с агаром. Агаровые столбики вынимают ученическим пером.

От крупных животных исследуют все отделы головного мозга (левой и правой стороны), от средних (крысы, хомяки и др.) -- какие-либо три отдела мозга, у мышей -- весь мозг. С помощью пинцета из мозга готовят пастообразную массу, которую и помещают в соответствующие лунки.

Контроли с положительным и отрицательным антигенами ставят на отдельном стекле по тому же трафарету.

После заполнения лунок компонентами препараты помещают во влажную камеру и ставят в термостат при 37 °С на 6 ч, затем оставляют при комнатной температуре на 18 ч. Учет результатов ведут в течение 48 ч.

Реакцию считают положительной при появлении между лунками, содержащими суспензию мозга и антирабический г-глобулин, одной или двух-трех линий преципитации любой интенсивности.

Бактериальная контаминация и загнивание мозга не препятствуют использованию его для РДП.

Материал, консервированный глицерином, формалином и другими средствами, для РДП непригоден.

Выявление телец Бабеша--Негри. На предметных стеклах делают тонкие мазки или отпечатки из всех отделов головного мозга (как для РИФ), не менее двух препаратов из каждого отдела мозга, и окрашивают по одному из методов (по Селлерсу, Муромцеву, Манну, Ленцу и т. д.)

Пример окраски по Селлерсу: на свежий, невысохший препарат наносят краситель, покрывая им весь препарат, выдерживают 10--30 с и смывают фосфатным буфером (pH 7,0--7,5), высушивают в вертикальном положении при комнатной температуре (в затемненном месте) и просматривают под микроскопом с масляной иммерсией.

Положительным результатом считают наличие телец Бабеша-- Негри -- четко очерченных овальных или продолговатых гранулированных образований розово-красного цвета, расположенных в цитоплазме клеток или вне их.

Данный метод имеет диагностическое значение только при обнаружении типичных специфических включений.

Биопроба. Она более эффективна по сравнению со всеми указанными выше методами. Ее ставят при получении отрицательных результатов предыдущими методами и в сомнительных случаях.

Для биопробы отбирают белых мышей массой 16--20 г. Нервную ткань из всех отделов головного мозга растирают в ступке со стерильным песком, добавляют физиологический раствор до получения 10%-ной суспензии, отстаивают 30--40 мин и используют надосадочную жидкость для заражения мышат. При подозрении на бактериальное загрязнение добавляют на 1 мл суспензии по 500 ЕД пенициллина и стрептомицина и выдерживают 30--40 мин при комнатной температуре. На одну биопробу заражают 10 -- 12 мышат: половину интрацеребрально по 0,03 мл, половину подкожно в область носика или в верхнюю губу по 0,1--0,2 мл.

Зараженных мышат помещают в стеклянные банки (лучше аквариумы) и наблюдают за ними в течение 30 дней, ведя ежедневную регистрацию. Гибель мышей в течение 48 ч считают неспецифической и не учитывают в оценке результатов. При наличии вируса бешенства в патологическом материале с 7--10-го дня после заражения у мышей наблюдают следующие симптомы: взъерошенность шерсти, своеобразную горбатость спины, нарушение координации движений, паралич задних, затем передних конечностей и гибель. У павших мышей головной мозг исследуют в РИФ, на обнаружение телец Бабеша--Негри и ставят РДП.

Биопробу на бешенство считают положительной, если в препаратах из мозга зараженных мышат обнаруживают тельца Бабеша-- Негри или выявляют антиген методами РИФ или РДП. Отрицательный диагноз -- отсутствие гибели мышат в течение 30 дней.

Рекомендуют для ранней диагностики методом биопробы (особенно это важно, когда исследуемое животное покусало человека) использовать для заражения не 10--12, а 20--30 мышат, и с третьего дня после заражения ежедневно забивать по 1-2 мышонка для исследования их головного мозга в РИФ. Это позволяет (в положительных случаях) сократить срок исследования на несколько дней.

В лабораторной практике иногда ставят метод так называемой специфической биопробы. Сущность его в том, что мыши заболевают при заражении мозговой тканью больных бешенством животных и не заболевают, если эту ткань предварительно обработать (10 мин при 37 °С) антирабической сывороткой.

Обычно в лаборатории проводят исследование в следующей последовательности: из головного мозга делают мазки-отпечатки для РИФ и обнаружения телец Бабеша--Негри, ставят РДП, при получении отрицательных результатов делают биопробу.

При высококвалифицированном выполнении РИФ получают 99--100 % совпадения с биопробой. Тельца Бабеша--Негри выявляют лишь в 65--85 % случаев бешенства, в РДП -- от 45 до 70 %.

Специфическая профилактика. В настоящее время для профилактики бешенства применяют инактивированные и живые вакцины. Условно вакцины можно разделить:

на вакцины первого поколения, которые готовят из головного мозга животных, инфицированных фиксированным вирусом бешенства;

вакцины второго поколения, которые готовят из штаммов вируса бешенства, адаптированных к культуре клеток;

вакцины третьего поколения, которые получают с помощью генно-инженерных методов.

За рубежом разработали и в некоторых странах успешно применяют рекомбинантную вакцину, которая содержит рекомбинантный вирус оспы, несущий ген основного гликопротеида оболочки вируса бешенства.

В настоящее время начата разработка и показана возможность применения ДНК-вакцин для профилактики бешенства. В России и СНГ широко применяют инактивированную вакцину из штамма Щелково-51, которую готовят с использованием культуры клеток ВНК-21.

Достижения науки по оральной вакцинации лисиц в естественных условиях природы представляют значительную веху в борьбе с природными очагами инфекции.

Слайд 2

Вирусы животных и человека

Это - оспа, полиомиелит, бешенство, вирусный гепатит, грипп, СПИД и т.д. Многие вирусы, к которым чувствителен человек, поражает животных и наоборот. Кроме того некоторые животные являются переносчиками вирусов человека, при этом не болея. Кратко остановимся на некоторых вирусных заболеваниях.

Слайд 4

Бешенство

Инфекционное заболевание, передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте со слюной больного животного, чаще всего собаки. Один из основных признаков развивающегося бешенства - водобоязнь, когда у больного затруднено глотание жидкости, развиваются судороги при попытке пить воду. Вирус бешенства содержит РНК, уложенную в нуклеокапсид спиральной симметрии, покрыт оболочкой и при размножении в клетках мозга образует специфические включения, по мнению некоторых исследователей, - "кладбища вирусов", носящие название телец Бабеша-Негри. Заболевание неизлечимо.

Слайд 5

Полиомиелит

Вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы. Возбудитель полиомиелита - мелкий вирус, не имеющий внешней оболочки и содержавший РНК. Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина.

Слайд 6

Вирусный гепатит

Инфекционное заболевание, протекающее с поражением печени, желтушным окрашиванием кожи, интоксикацией. Заболевание известно со времен Гиппократа более 2-х тысяч лет назад. В странах СНГ ежегодно от вирусного гепатита гибнет 6 тыс. человек.

Слайд 7

Оспа

Одно из древнейших заболеваний. Описание оспы нашли в египетском папирусе Аменофиса 1, составленного за 4 тыс. лет до нашей эры. Возбудитель оспы - крупный, сложно устроенный ДНК-содержащий вирус, размножающийся в цитоплазме клеток, где образуются характерные включения. В настоящее время оспа человека ликвидирована в мире при помощи вакцинации.

Посмотреть все слайды

Обновлено 21.11.2013 12:43 21.11.2013 12:34

Вирусные заболевания широко распространены в природе болезни животных, птиц, рыб, насекомых и даже бактерий, которые вызывают тяжелые болезни. Частицы вирусов попадают в организм животного самыми различными путями: через кожу, слизистые оболочки, через пищу вместе с кормом, также вирус может попасть через дыхательные органы. При несвоевременном и неправильном лечении вирусных заболеваний исход будет смертельный.

Список наиболее распространенных вирусных заболеваний.

Аденовироз собак;

Бешенство;

Вирусный гепатит;

Вирусный перитонит кошек;

Парвовирусной энтерит;

Ринотрахеит кошек;

Симптомы вирусных заболеваний:

Симптомы аденовироза у собак:

Аденовироз - респираторное заболевание, которое является заразным. Прямой источник заражения - собаки, которые уже болеют данным заболеванием. Здоровая собака легко может заразиться от больной собаки, выделяющие вирус с мочой, калом, через слизистые оболочки носовой или ротовой полости и половым путем. Признаки аденовироза у собак: собака впадает в депрессию, покраснения слизистой оболочки глотки. Также у собак наблюдаются хрипы в легких, сухой и мокрый кашель, в редких случаях у собаки могут возникнуть понос и рвота. Питомец выглядит вяло, также наблюдается снижение аппетита. Аденовирозом может заразиться любая собака и в любом возрасте.

Симптомы бешенства у домашних животных:

Заболевания бешенством чаще всего проявляются через полтора-два месяца, но сами признаки бешенства появляются на 16-26-й день после заражения. Энцефалит определяет все признаки и симптомы бешенства. Домашние животные, которые были ласковыми и ручными, со временем могут стать агрессивными, раздражительными.

Выделяют две формы энцефалита: агрессивную и паралитическую.

При агрессивной форме животное становится агрессивным, свирепым, нападает на хозяина. Появляются конвульсия, судорожные сокращения мышц, дрожание.

Паралитическая форма - животное не ест и не пьет, причиной является прогрессирующий паралич, который полностью лишает способности совершать глотательные движения.

Симптомы вирусного гепатита.

Вирусный гепатит может протекать в 4-х формах:

Сверхострой;

Подострой;

Хронической.

При острой форме вирусного гепатита, у животных наблюдают, подавленное состояние, животное отказывается от еды, накопление избыточного тепла в организме животного до 40-41 ◦ С, частая рвота с примесью желчи, диарея и другие симптомы. Помимо этих симптомов, у животных также может возникнуть расстройство сердечно-сосудистой и дыхательных систем, развивается ринит. При сверхострой форме болезни смерть животного наступает внезапно, при проявлении судорог - в течение одних суток.

Подострая и хроническая форма вирусного гепатита.

У животных наблюдаются неспецифические расстройства органов. Также можно заметить повышение температуры, которая со временем нормализуется, снижение аппетита, быстрая усталость, часто бывают поносы или запоры. Если самка животного беременна и при этом у нее вирусный гепатит хронической формы, то у нее может возникнуть выкидыш или же может родиться мертвые детеныши.

В случае если Вы заметили хоть один симптом у Вашего питомца, немедленно обратитесь к ветеринару. Врач определит степень развития болезни и назначит лечение.

Симптомы вирусного перитонита у кошек

Первичные симптомы перитонита кошек: потеря аппетита, снижение веса, кошка становится менее активной, у кошки повышается температура. У кошки значительно увеличивается объём живота, за счет развития асцита. При клиническом проявлении, кошка теряет массу тела, возникает депрессия, проявляются признаки поражения органов. При влажном течении болезни у кошек в грудной и брюшной полости накапливается вязкая прозрачная жидкость. При сухом течении перитонита у кошек часто встречаются поражение нервной системы и глаз.

Симптомы парвовирусного энтерита

Клинические признаки парвовирусного энтерита могут протекать в различной степени. Степень развития данной болезни принято разделять на смешанную, кишечную, сердечную форму , в зависимости от преобладающих симптомов.

При смешанной форме в первую очередь поражаются сердечная, дыхательная и пищеварительная система. Часто смешанная форма проявляется у тех животных, у которых очень слабый иммунитет – то есть у молодняка.

Кишечная форма характерна, как острое и подострое течение заболевания. Животное отказывается от еды и воды, причина отказа – поражение геморрагического характера в толстой и тонкой кишке. Одна из главных симптомов кишечной формы является неукротимая рвота в течение нескольких дней. Через два-три дня у животного начинается сильная диарея, которая длится в течение 10 суток.

Сердечная форма заболевания, чаще всего поражает щенков и котят 1-3 месяцев от роду. Для этой формы характерно острое поражение миокарда (мышц сердца). Котята и щенки отказываются от корма и воды, и даже от материнского молока. После чего у молодняка наблюдается резкая слабость, неритмичный пульс, сердечная недостаточность. Летальный исход животного может наступить на 2-3 день.

Симптомы ринотрахеита у кошек

У взрослых котов с сильным иммунитетом, ринотрахеит часто проходит в скрытой форме, как легкий ринит. Через неделю болезнь переходит в хроническую форму. При попадании в организм огромного количества вируса у котят со слабой иммунной системой болезнь может протекать в острой и подострой форме.

Для острого течения болезни Рино трахеита у кошек характерны прозрачные выделения из носа, чихания. В течение 2-3-х дней кошка постоянно лежит, не реагирует на голос хозяина. Затем у кошек воспаляются бронхи, возникает кашель с мокротой, повышается температура до 41 ◦ C. У кошки забит нос, что препятствует нормальному дыханию и кошка начинает дышать ртом. В ротовой полости появляются небольшие язвы, иногда возникает повышенное слюноотделение. Лечение и диагноз должен ставить только ветеринар.

Симптомы чумы.

Частые симптомы, возникающие при чуме, резкое и внезапное начало озноба, повышается температура тела до 41 О C, головокружение, общая слабость, мышечные боли, тошнота. Также у животных нарушается координация движения, походка, речь, страдает нервная система, при этом больные животные находятся в состоянии запуганности и беспокойства, животные начинают бредить.

Клинические формы заболевания:

Локализованная: кожная и бубонная;

Генерализованная: легочная и септическая.

Кожная форма: в месте входных ворот, возникают тканевые изменения, в тяжелых случаях могут вылезти волдыри, наполненные серозным экссудатом.

Бубонная форма - этоувеличенный лимфоузел, размер которого может достигать от размера грецкого ореха до яблока. Кожа блестящая и красная с цианотичным оттенком, пальпация болезненная. На 4-й день бубон размягчается и появляется флюктуация, на 10-е сутки лимфатический очаг вскрывается и образуется свищ (канал, соединяющий между собой или внешней средой полые органы) с изъявлением. Бубонная форма в любой момент может вызвать генерализацию процесса и перейти, как к вторичным бактериальным септическим осложнениям, так и вторичным легочным осложнениям.

Септическая форма. При первично-септической форме чумы микробы проникают через кожу, либо слизистые оболочки. Первичные симптомы заболевания: повышенная отметка температуры животного, у животного возникает одышка, учащен пульс, животное начинает бредить. Часто у животных появляется сыпь на коже. Если вы заметили у своего питомца данные симптомы, немедленно обратитесь за помощью к ветеринару, так как при отсутствии лечения в течение 3-4 суток наступает летальный исход.

Легочная форма. Для легочной формы характерно развитие в легких очагов воспаления в качестве первичных симптомов заболевания чумой. Легочная форма чумы начинает разрушать функции дыхательных путей. Затем у животных появляются выделения из глаз и носа, которые со временем становятся гнойными. В процессе гнойного выделения у животных закрываются носовые ходы. У животных наступает отечность слизистой оболочки носа, что препятствует животному нормально дышать, а вдохи и выдохи сопящие, также у животных от гноя начинают слипаться веки. Наблюдается слабый кашель с мокротой. При такой болезни, у животных часто возникает бронхит, а иногда и воспаление легких.

При обнаружении хоть из одного из симптомом немедленно обратитесь к ветеринару. Ветеринар поставит точный диагноз и назначит лечение вашему любимому питомцу.














































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Учебные:

  • Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
  • Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
  • Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.

Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.

Форма урока: урок конференция.

Ход урока

I. Оргмомент (30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Активация знаний учащихся (3 мин).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):

Каковы особенности вирусов?

Как вирусы функционируют в клетках?

III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).

Одним из известных людей 20 века, который погиб от СПИДа, был солист группы Queen. (Сообщение суворовцев, слайды № 4 – 8, приложение 1).

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель : узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.

Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).

Задания группам: на основе обсуждаемого на уроке материала о вирусных заболеваниях, прокомментируйте высказывания, которые вы получили :

  1. “Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка”.
  2. “Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции”.
  3. “Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно – опасно”.

После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Заслушивается выступающий от каждой группы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Вирусные заболевания растений и бактерий

(Сообщения суворовцев, слайды № 11 - 15).

У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад , (приложение 2).

Вирусные заболевания животных

(Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).

У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

Вирусные заболевания человека

У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).

СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).

Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”

С чего всё началось?

Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году - в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.

В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 - диагноз СПИД.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.

По данным ВОЗ на конец 2000 года:

Умерло 22 млн. человек;

Инфицировано свыше 36 млн.

  • В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
  • За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
  • Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
  • Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.

Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течение 3 - 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Где можно пройти тест? В любом СПИД-центре вашего района.

В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно.

Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

Вагинальный секрет;

Грудное молоко.

То есть, вирус может передаваться только:

При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.

ВИЧ не передается -при бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

Через укусы насекомых и животных;

При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% - во время родов, 10% - при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери - ребенку.

Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным?

  • Укус комара.
  • Пользование общественным туалетом.
  • Поцелуй в щеку.
  • Уход за больным СПИДом.
  • Пользование чужой зубной щеткой.
  • Нанесение татуировки.
  • Прокалывание ушей.
  • Множественные половые связи.
  • Переливание крови.
  • Укус постельного клопа.
  • Плавание в бассейне.
  • Объятия с больным СПИДом.

“Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”

Защита от вирусов. Наука вирусология

(Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)

Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.

Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.

Проблемы вирусологии:

  • найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
  • создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
  • выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
  • исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.

V. Подведение итогов (2 мин.)

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?

Но вирусы - и все об этом знают,
Среди других живут и процветают -
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки,
Играет с человеческой судьбой.
И любит нам загадывать загадки,
Одну сложней загадку, за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять!

VI. Закрепление. (5 минут)

В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).

VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44) .

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

Сегодня я узнал...

Я удивился...

Теперь я умею...

Я хотел бы...

VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”

Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

“Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”

Список литературы

  1. Васенева Е.В. “Вирусы неклеточные формы жизни” 9 класс.
  2. Карпушева А.Э. “Вирусы” 10 класс. МОУ Сусанинская средняя школа
  3. Лясота С.И. “Вирусы – неклеточные формы жизни” 10 класс. КГУ средняя школа №2 г. Тайынша.
  4. Пономарева И.Н. Общая биология 11 класс профильный уровень.