При какой скорости взлетает пассажирский самолет. Как посадить самолет в экстренной ситуации.

Задумывались ли вы когда-либо над вопросом, что делать, если в виду сложившихся обстоятельств (потеря сознания, травма, шок, смертельный исход), пилот не может самостоятельно посадить самолёт? Согласитесь, вопрос весьма щепетильного характера, но вероятней всего ничего не остаётся делать, как самостоятельно посадить самолёт. Однако, здесь наверняка возникнет вопрос о том, , чтобы пассажиры находящиеся на его борту выжили и не пострадали. Конечно, далеко не каждый может быть пилотом, тем более, что большинство даже близко незнакомы с тем, как посадить самолёт в экстренной ситуации, но стоит подчеркнуть, что при помощи руководства диспетчера, сделать это можно, пусть и не так профессионально как это делают лётчики с сотнями часов налёта, но, тем не менее, благодаря своим действиям, вы можете спасти не одну сотню пассажиров.

Как посадить самолёт

  1. Для начала, коль вы являетесь единственным, кто решил взяться за эту непростую задачу, вам потребуется пройти в кабину пилота, где необходимо будет занять кресло командира авиалайнера. Как правило, место главного пилота наиболее загружено всевозможными кнопками, рукоятками управления и рычагами, так что ошибиться здесь вы вряд ли сможете. Однако, и это важно, не прикасайтесь к элементам управления самолётом, ведь если воздушное судно находится в режиме автоматического пилотирования, следовательно, вы на данный момент находитесь в полной безопасности, и постарайтесь усвоить, что в сложной машине нет лишних кнопок – каждая отвечает за своё действие, а порой за несколько, и нажатие любой может привести к самым непредсказуемым результатам. Если пилот самолёта находится бессознательном состоянии прямо в кабине пилота, то занимая его место, убедитесь в том, что в дальнейшем части тела пилота не будут перекрывать элементы управления – штурвала управления, кнопок и рычагов, так как посадить самолёт в дальнейшем при возникших неожиданно проблемах, будет невозможно.
  1. Садясь в кресло пилота, первым делом, ещё раз удостоверьтесь в том, что самолёт находится в режиме автопилота. Для этого, вам потребуется взглянуть на контрольную панель расположенную обычно на передней панели и в том случае, если на ней горит световой индикатор, то автопилотирование находится в режиме действия.


В случае, если при посадке в кресло пилота вы всё же затронули рычаги управления авиалайнером, то вероятней всего это привело к автоматическому отключению автопилота, и данный режим потребуется включить путём нажатия на соответствующую кнопку, которая в различных моделях самолётов может называться по разному, но чаще всего в самолётах российского назначения встречаются такие названия: «Автопилот», «Авто полёт», «АНФ», «АР» и т.д. В самолётах иностранных авиаперевозчиков, функциональное название режима автоматического пилотирования будет иметь название «Autopilot».

Стоит отметить, что в ряде некоторых случаев, может потребоваться корректировка положения самолёта в пространстве. Для этого, вам потребуется взглянуть на индикатор авиагоризонта, который обычно всегда легко узнаётся даже теми людьми, которые ни разу не были в кабине пилота. Обратите внимание, что на индикаторе имеется статическая полоса, указывающая нормальное положение самолёта – искусственный горизонт.

Если самолёт заметно отклонился от плоскостности, то вам потребуется скорректировать его движение – поднять либо опустить, или же скорректировать его крен. Если самолёт наклонён ниже нормальной плоскости, то вам придётся потянуть штурвал на себя, если выше – оттолкнуть от себя. В том случае, если самолёт накренён влево, то вам необходимо повернуть руль управления в правую сторону, если же наоборот, он накренён вправо, то повернуть в левую сторону.


После того, как самолёт окажется выровнен по лини искусственного горизонта, вам необходимо будет включить функцию автопилота, причём в качестве элемента управления может использоваться и кнопка, и тумблер. Стоит отметить, что функция автоматического пилотирования самолётом используется для сохранения нормальной плоскостности самолёта относительно пространства, и сама она создана с той целью, чтобы в случае критической ситуации, даже лицо, не обладающее никакими навыками пилотирования, могло сохранить самолёт в воздухе, однако, так как посадить самолёт автопилот самостоятельно не может, то в дальнейшем вам сё же придётся брать штурвал в свои руки.

  1. Стоит отметить, что самолёт не сможет всё время находиться в воздухе, и рано или поздно, вам придётся его посадить, и вот тут, весьма и будет уместен вопрос о том, как посадить самолёт самостоятельно. Для начала, вам обязательно потребуется связаться с ближайшей расположенной авиавышкой, чтобы сообщить об экстренной ситуации на вашем самолёте. Для этого, вам потребуется взять гарнитуру пилота, нажать и удерживать на штурвале соответствующую кнопку «РТТ», и передавать в эфир позывной «Mayday» три раза, после чего сообщить о случившемся на борту. В том случае, если самолёт вышел из зоны действия авиавышки, и вы не можете связаться с авиадиспетчером, то вам потребуется переключиться на частоту 121.50 МГц. После того, как вы передадите в эфир своё экстренное сообщение, не забудьте отпустить кнопку, чтобы получить ответ.

Если с работой радиостанции возникли какие-либо проблемы, то вы можете воспользоваться транспондером, в котором потребуется ввести цифровой код «7700», что даст возможность диспетчерам понять, что на борту вашего самолёта чрезвычайная ситуация.

Для того, чтобы диспетчер мог понять, с каким самолётом в данный момент ведётся связь, при посылке каждого сообщения, сообщайте перед ним позывной вашего самолёта.

  1. Руководствуясь помощью диспетчера, не забывайте о том, что в самолёте имеется такое понятие как минимальная скорость, то есть, при которой самолёт всё ещё находится в воздухе. Определить скорость можно путём просмотра того же указателя авиагоризонта – как правило в левой его части имеется индикатор с цифрами, и вам стоит убедиться, что его показания находятся в «зелёной зоне».


Самопроизвольное уменьшение или увеличение скорости свидетельствует о том, что самолёт либо теряет высоту, либо наоборот – набирает её. В первом случае, скорость будет расти, и для того, чтобы привести её к нормальному состоянию, вам придётся немного подать штурвал на себя, во втором – самолёт набирает высоту, и вам потребуется отодвинуть штурвал от себя.

  1. Перед началом совершения посадки, авиадиспетчер будет вас информировать обо всех необходимых действиях с вашей стороны, так как правильно посадить самолёт не так уж и просто.

Для начала, вам придётся снизить мощность двигателей самолёта – для этого, опускайте дроссель на несколько сантиметров, пока не услышите, что звук самолёта стал тише. Обратите внимание, что в этот момент штурвалом не следует совершать каких-либо действий – самолёт самостоятельно выровняется в плоскости, однако, если скорость самолёта становится ниже «зелёной зоны», то дроссель придётся несколько подать вперёд, чтобы авиалайнер не упал.

Согласно указаниям диспетчера, вам потребуется принять необходимую высоту, для чего обратите внимание на всё тот же датчик авиагоризонта, в правой части которого указывается высота полёта, и при помощи ручного управления перейдите на указанную высоту, после чего, опять можно будет включить автопилот.

  1. Перед тем, как посадить самолёт , диспетчер авиавышки расскажет вам о том, как работать с закрылками и планками, которые обычно располагаются рядом с дросселями, и, готовясь совершить посадку самостоятельно, вам необходимо выпустить шасси самолёта. Для этого, отыщите соответствующий рычаг, располагаемый, как правило, в правой части центральной панели управления, который также обычно имеет соответствующую подпись.


Прежде чем совершить посадку, самолёт необходимо будет выровнять в направлении посадочной полосы, но об этом вам лучше всего расскажет только диспетчер. Затем, готовясь совершить посадку, необходимо будет приподнять носовую часть самолёта на угол порядка 7-15 градусов (в зависимости от типа самолёта).

Заходя на посадку, необходимо будет воспользоваться обратной тягой, бары управления которой располагаются сразу же за дросселями. В том случае, если обратная тяга в самолёте не предусмотрена, то максимально быстро потяните дроссель на себя, тем самым снизив его скорость до минимума.

Наконец, для того, чтобы самолёт начал торможение, вам потребуется нажать на верхнюю часть педали – она отвечает за тормоз, однако, учтите, что тормозить следует таким образом, чтобы самолёт не занесло на полосе.

Естественно, в действительности решение вопроса о том, как посадить самолёт, может быть не таким простым, как указано, но, тем не менее, принцип от этого нисколько не изменится.

Как только приземление самолета изучено на тренажере, пилот приступает к обучению на реальной машине. Посадка самолета начинается в тот момент, когда самолет оказывается в точке начала снижения. При этом от самолета до полосы должна быть выдержана определенная дистанция, скорость и высота. Процесс посадки требует от пилота максимальной концентрации. Пилот направляет машину в точку начала полосы, все время движения нос самолета держится немного приспущенным. Движение при посадке – строго вдоль полосы.

Первое, что делает пилот в самом начале движения на полосу – выпускает шасси и закрылки. Все это необходимо, в том числе и для того, чтобы заметно снизить скорость движения самолета. Многотонная машина начинает двигаться по глиссанде – так называется траектория, по которой происходит снижение. По многочисленным приборам пилот постоянно следит за высотой, скоростью и темпом снижения.

Особенно важна скорость и темп ее снижения. По мере приближения к земле она должна уменьшаться. Нельзя допускать слишком резкого снижения скорости, равно как и превышение ее уровня. На трехсотметровой высоте скорость составляет примерно 300-340 км в час, на двухсотметровой высоте 200-240. Пилот может регулировать скорость движения самолета подачей газа, изменением угла закрылок.

Непогода при посадке

Как садится самолет при сильном ветре? Все основные действия пилота остаются те же. Однако посадить самолет при боковом или порывистом ветре очень сложно.

Непосредственно у самой земли положение самолета должно стать горизонтальным. Чтобы касание было мягким, самолет должен снижаться медленно, без резкого сброса скорости. В противном случае он может резко удариться о полосу. Именно в этот момент непогода в виде ветра, сильного снега может доставить максимум проблем пилоту.

После того как произошло касание поверхности земли, газ нужно сбросить. Закрылки убираются, с помощью педалей самолет выруливается на место стоянки.

Таким образом, казалось бы, простой процесс приземления на деле требует большого мастерства пилотирования.

Для среднестатистического пассажира успешная посадка самолета в аэропорту — это конец путешествия. Но мало кто задумывается, что подготовка к этому начинается задолго до соприкосновения шасси с полосой. посадки колеблется в районе 200 км/час. Самолет проходит несколько этапов, касается полосы (в этот момент, как правило, за самолетом взлетает облако пыли), затем гасит скорость по специальныму алгоритму и останавливается.

Для успешного завершения полета требуется слаженная работа обоих пилотов (капитан и второй пилот) и нескольких авиационных диспетчеров. Если в одном из звеньев происходит сбой — результат, чаще всего, один. По статистике взлет и посадка самолета — это два самых опасных момента любого полета.

Выключите мобильные телефоны

В суперсовременных авиалайнерах этой фразы, может, и не услышишь, но в большинстве самолетов это требование должно выполняться неукоснительно. Правила безопасности полетов, с которыми вы соглашаетесь, вступая на борт, требуют выполнения этого пункта во избежания помех для работы приборов, которых в современном пассажирском лайнере более сотни. Конечно, с повсеместной компьютеризацией вроде бы число приборов и уменьшилось, за всем следит один бортовой компьютер, но, например, данные о высоте этот компьютер получает с альтиметра, расположенного на панели перед членом экипажа, сидящим слева. Если говорить о других параметрах полета, то датчиков, с которыми сверяется компьютер, не стало меньше, скорее, наоборот.


Вот так выглядит кабина пилотов в лайнере Боинг 777. Экраны (у каждого из пилотов свой) и управление находятся на горизонтальной панели между пилотами. Экраны независимы — каждый пилот может просматривать и настраивать нужную в данный момент информацию. Посадка самолета производится по приборам, имеющим отдельные экраны перед штурвалом, но в новых аэропортах компьютер на борту способен сам взаимодействовать с оборудованием полосы.

Верните шторки в исходное положение (открытое)

Просьба поднятия шторок имеет под собой особенности конструкции современного лайнера. Пилоты, сидя в кабине, могут оценивать ситуацию в полете по показаниям компьютера, но какую-то внештатную ситуацию компьютер или датчик покажет далеко не сразу. Но ни они, ни компьютер не способны увидеть, что происходит с крыльями. Утечку топлива приборы зафиксируют, но где именно она происходит - прибор сказать не способен. И если посадка самолета будет происходить внештатно, стюардессы, имея картинку за бортом, сумеют предупредить пилота, а через него наземные службы.

О чем компании не скажут

Есть несколько правил, о которых вам не скажет компания, но знать их стоит. Каждая компания входит в какую-то группу, и иногда пользование самолетами одной группы (или просто компании) поможет сэкономить на билетах — программу лояльности ценят все авиаперевозчики. Отправляясь в полет, стоит проверить отзывы о компании и то, как она проводит эту программу.


Всегда рекомендуется иметь при себе сосательные конфеты. Взлет и посадка самолета связаны с быстрым набором или потерей высоты, и хотя сейчас существуют системы, позволяющие компенсировать изменение давления за бортом, у пассажиров может отмечаться заложенность в ушах и другие не очень приятные ощущения. Если вы путешествуете с маленьким ребенком — рекомендуется захватить ему книжку-раскраску.

Если вы летите впервые, стоит вспомнить о туалете. Им можно пользоваться на стоянках или в полете. Но когда начинается посадка самолета — стюардесса обязана его закрыть.

О том, как будете добираться от аэропорта до места проживания, тоже стоит поинтересоваться заранее. Служащие компании об этом знают, но в 9 из 10 случаев вам подскажут самый «дорогой» способ. Если же вы летите в туристическую поездку, задайте этот вопрос агенту. Доставка до места проживания часто включается в стоимость путевки.

Внештатные ситуации

В каждом полете могут возникнуть ситуации, для разрешения которых потребуется экстренная посадка самолета на ближайшем аэродроме. В большинстве случаев особых действий от пассажира не требуется.


Самолет сел на брюхо в результате проблем с шасси. В таких случаях рекомендуется:

  • быстро покинуть самолет;
  • не отходить от самолета далеко, чтобы спасательные бригады смогли вас найти;
  • убрать столик, и по указанию бортпроводников принять позу для аварийной посадки.

Такая ситуация может никогда с вами не произойти, но поговорку «предупрежден = вооружен» еще никто не отменял.

Заключение

Заключительный этап полета — это посадка самолета. И если среднестатистический пассажир сидит до полной остановки самолета в конце ВПП, то для сопровождающих рейс и обслуживающего персонала на земле наступает авральная пора. Самолет нужно заправить, почистить и отправить в новый полет как можно скорее.

Из классических определений:

Посадка - часть полёта, в которой летательный аппарат возвращается на землю.
Посадка может быть: мягкой, жёсткой, вынужденной и аварийной.

Этап посадки самолёта начинается с высоты 15 м над торцом ВПП и завершается пробегом по полосе до полной остановки летательного аппарата. Для лёгких самолётов этап посадки может начинаться с высоты 9 м.
Посадка - самый сложный этап полёта, так как при уменьшении высоты уменьшается возможность исправления ошибок лётчика или автоматических систем.

На этом видео я снял заход и посадку самолета Pitts S-2C во время авиашоу SUN n"FUN (Florida) в 2010 году

Непосредственно посадке предшествует заход на посадку - часть полёта, которая включает предпосадочное маневрирование в районе аэродрома с выпуском шасси и закрылков в посадочное положение.

Заход на посадку начинается на высоте не менее 400 м. Скорость захода на посадку должна превышать скорость сваливания при данной конфигурации летательного аппарата не менее чем на 30 %. В аварийной ситуации скорость захода на посадку может превышать скорость сваливания на 25 %.

Заход на посадку завершается либо посадкой, либо уходом на второй круг. На второй круг летательный аппарат уходит при превышении допустимых отклонений параметров траектории при снижении на глиссаде от номинальных. Решение о посадке пилот обязан принять не ниже высоты принятия решения.

Воздушная часть посадки длится несколько секунд и включает:
- выравнивание - часть посадки, во время которой вертикальная скорость снижения на глиссаде практически уменьшается до нуля. Выравнивание начинается на высоте 5-8 м и завершается переходом к выдерживанию на высоте 0,5-1 м.
- выдерживание - часть посадки, во время которой продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег.
- парашютирование - часть посадки, которая начинается при уменьшении подъёмной силы крыла и плавным самолёта сближением с поверхностью ВПП.
- приземление - контакт летательного аппарата с земной поверхностью.
Самолёты с носовой стойкой осуществляют приземление на основные стойки, с хвостовой - на все стойки шасси одновременно (приземление на три точки);

Приземление на стойки, расположенные впереди центра масс, может привести к повторному отделению самолёта от ВПП - «козлению».
По материалам википедии

А теперь предлагаю вашему вниманию три ролика коллекционера посадок - TheHardLandings:
Первый - наиболее опасные для посадки самолетов аэродромы.
Вторые два - грубые посадки.
Во втором видео начиная с 4-й минуты показаны исторические кадры нашего Ту-144

Красивых взлётов и мягких посадок в Новом Году!!!

Казалось бы, что только в художественных фильмах какой-нибудь пассажир может посадить самолет. Но может так сложиться ситуация, что летательное средство придется сажать именно вам. Так, как посадить самолет?

Практически любой современный самолет оснащен автоматизированной системой посадки ну или системой выстраивания летательного транспортного средства по центру линии посадочной полосы. Так что, вам нужно будет лишь посадить машину с высоты около 30 метров. Для того, чтобы это успешно сделать вам нужно произвести следующие манипуляции:

  • Выровняйте самолет. Для этого необходимо потянуть штурвал на себя, для того, чтобы произошло соприкосновение основных стоек шасси с землей.
  • После этого нужно нажать на штурвал от себя, чтобы с землей соприкоснулась и передняя стойка.
  • Затем уберите тягу. Для проведения данной процедуры, нужно перевести рычаг управления тягой в заднее положение.
  • Теперь пора жать на тормоз. Эта педаль расположена сверху рулевых педалей, которые находятся у вас под ногами.
  • Будьте внимательны, если вы видите, что самолет отходит в сторону с посадочной полосы, то немного подрулите машину при помощи рулевых педалей, тем самым регулируя направление движения самолета.

Вот вы и посадили самолет! Теперь готовьтесь принимать поздравления и награды, но прежде чем вы отпустите воображаемый штурвал, изучите еще ряд чрезвычайно важных примечаний.

Шасси

Перед приземлением необходимо опустить шасси, если вы не хотите рухнуть на посадочную полосу. В подобной экстренной ситуации легко забыть об этом действии, что совсем не удивительно, но без этого момента у вас не выйдет удачной посадки. Для того, чтобы это сделать нужно воспользоваться ручкой механизма шасси. Она расположена на передней панели приборов, что справа от центральной панели. Она находится немного выше левой коленки второго пилота.

Горизонтальное положение самолета

Одна из ваших главных зада – поддержание горизонтального положения самолета в воздухе, что довольно сложно сделать при низкой скорости летательного аппарата. Посадка пассажирского самолета, впрочем, как и любого другого, осуществляется при сниженной скорости. Для этого нужно воспользоваться переключателями, которые активируют, например, закрылки, или предкрылки. Вторые, кстати используются, в основном, на больших самолетах. Переключатели находятся недалеко от рычага управления тягой. Таким образом, вы и скорость самолета понизите и удержите его горизонтально.

Активация закрылок

Активируя закрылки или предкрылки нельзя забывать о том, что есть определенная максимальная скорость для их использования. Конечно, ничего страшного не произойдет, если они будут использованы несколько раньше, но лучше этого не делать. Обычно, подсказать, когда нужно нажать на переключатель вам могут диспетчеры, которые должны находиться с вами на связи. Если же подсказать вам некому, подсмотрите данные на специальной таблице, которая называется взлетно-посадочные данные или TOLD.

Скорость

Следите за тем, чтобы показатель скорости находился в пределах допустимой зоны. Она отображена зеленым цветом. Если стрелка ушла в желтый сектор, то все еще пока можно исправить, но если датчик зашел в красную зону, то, скорее всего, вас ждет катастрофа. Красный датчик говорит о том, что самолет движется слишком медленно, и вот-вот он сорвется в пикирование. И вам, к сожалению, не справиться с этой ситуацией, так что старайтесь избегать подобной ситуации.

Гражданский самолет класса Боинг должен двигаться со скоростью в 200 узлов или 370 км. в час. Скорость самолета при посадке должна быть снижена до 130 улов. Именно на этой скорости стоит открыть закрылки и выпустить шасси. Более мелкие самолеты нужно сажать на скорости в 70 узлов, впрочем, стоит поинтересоваться об этом у диспетчера.

Теперь у вас есть теоретические основы о посадке самолета. Для закрепления полученной информации стоит посмотреть видео посадки самолета.