Не нашли должного внимания со. Уделяйте звездам максимум вашего времени и внимания. Смотреть что такое "должное" в других словарях

Вниманием во время молитвы называют собранность (нерассеянность) ума, всецело сосредоточенного на обращении к Богу.

Внимание должно быть направлено на смысл читаемых или произносимых слов. Во время молитвы человека ожидает испытание – борьба со стороны падшего человеческого естества, порождающего греховные страсти, присутствующие в уме в виде помыслов.

Постоянное внимание постепенно переходит в трезвение – состояние непрерывного духовного внимания, через которое можно, несмотря на суету и шум внешнего мира, услышать глас Божий.

Необходимость внимания в молитве

Рассеянность на молитве очень ярко свидетельствует о нашей оторванности от Бога. Можем мы себе представить рассеянность при встрече с главой государства, патриархом, известным человеком?

Молитва – это личное обращение, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы родились.

Если мы не слушаем себя сами, во время молитвы, думая о суетном, то почему рассчитываем, что нас будет слушать Бог? Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк.7:6 ).

Причины рассеянности на молитве

1. Небрежное отношение к молитве . Сосредотачиваемся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и является кумиром, заслоняющим Бога.

2. Непонятность текста . Она бывает от непонятности церковнославянского языка и от непонятности используемых в молитвословиях образов.

3. Воздействие падших духов . Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

4. Несоразмерность правила духовным силам. В молитвословах обычно публикуют полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян. Однако тем, кто только начинает исполнять молитвенное правило, трудно сразу начать читать его всё целиком. Обычно духовники советуют начинать с нескольких молитв, и затем, раз в одну-две недели добавлять к правилу по одной молитве, чтобы навык читать всё правило целиком выработался постепенно и естественно.

5. Слабость воли . Требуется воспитывать, тренировать волю, прилагать ежедневное усилие. Этому может помочь изучение опыта подвижников.

6. Психологические факторы : усталость, рассеянность - неумение концентрировать ум на длительное время.
Для того чтобы выспаться, рекомендуется ложиться спать не в тот день, когда нужно вставать.

Слагаемые внимательной молитвы

Внимательная молитва является даром Божьим тому, кто проявляет усердие в её приобретении. Молитва даётся молящемуся.

Наша молитва отражает наше внутреннее состояние. Требуется избегать многозаботливости, засорения памяти и воображения лишней информацией - главным врагом молитвы в современном мире.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, правильный настрой.

1. Подготовка, обретение внутренней тишины . Рекомендация в начале молитвослова: Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом… Немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным.

2. Время молитвы . Богу нужно отдавать лучшее (в т.ч.. и время), а не вставать на молитву в крайней усталости и рассеянности.

Утром принято молиться до завтрака. Хорошо перед этим прочитать хотя бы одну главу из Евангелия.

Вечернее правило можно разделить на две части (первая заканчивается отпустом - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец… ), прочтя вторую перед самым сном.

3. Внешние условия . Следует отключать звук телефона, желательно закрывать дверь в помещение, когда молишься. На одежду следует обратить внимание, аккуратная одежда дисциплинирует, способствует сосредоточенности.

4. Непонятность текста молитвословий . При непонятности текста следует пользоваться толковым молитвословом.

5. Если во время чтения молитв пришли посторонние помыслы , то возможно:

Остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием (не следует злоупотреблять этим правилом, чтобы не надорваться);
- засечь время по будильнику и не обращать внимания на количество молитв.

Нужно помнить, что самые благочестивые поводы отвлечься – от лукавого. Помыслы нужно отгонять как летающих мошек, без сомнения. Молитва – это время сугубой духовной борьбы.

После потери внимания можно взывать к Богу «Господи, научи меня внимательно молиться».

6. Произношение молитв . Требуется чётко и не спеша произносить слова целиком, не проглатывая окончаний; не тараторить; делать паузы между предложениями и между молитвами. Очень помогает вниманию чтение молитв нараспев.
Желательно и правильно молитву творить вслух и не тихо. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься.
Для усиления внимания полезно произносить некоторые фразы или слова молитвословий дважды или даже неколько раз.

7. Земные поклоны – молитва тела – их нужно делать по возможности часто. Мы сделаем во время правила 10 поклонов и удивляемся, что молитва у нас невнимательная. Если сделаем 100, то внимание заметно улучшится. Это хороший способ тренировки внимания, запоминания молитв (память тела) и заботе о здоровье тела. Задумался – сделай поклон. Подвижники в пожилом возрасте даже верёвку к полу приделывали, чтобы силой рук можно было вставать.

Тренировка внимания обычно начинает давать плоды через несколько месяцев.

Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечеpние молитвы: стал, помолчал, пpедстал пеpед Богом, пеpекpестился: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, – не в свое имя и не pади себя самого, а во имя Божие и pади Него. Потом пpочти пеpвую фpазу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще pаз; тогда пеpеходи на следующую фpазу. Это значит, что утpенние или вечеpние молитвы (с поклонами) занимают пpиблизительно два часа с половиной, – но они доходят.
Они доходят, потому что ты услышишь те же слова тpи pаза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пpеделах твоей глубины.
Молись так, чтобы сеpдце на них отвечало, а если не отвечает, остановись, скажи: Господи, пpости! я сказал святые слова, а до меня они не дошли… - и подумай, почему. Если тебе покажется, что знаешь пpичину, скажи: Господи, я не могу произнести «оставь долги мои, как я оставляю», потому что у меня в душе гоpечь, злоба, ненависть, непpощение. Пpости!.. Хочу пpостить – не могу; помоги моей немощи!..

митр. Сурожский Антоний

«Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

преп. Паисий Святогорец

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству… Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца.
Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся».
«Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел – и явно греховный, и праведный по наружности.
Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы».

свт. Игнатий (Брянчанинов)

«Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву».

свт. Иоанн Златоуст

По учению Отцов, внимание ума при молитве надо направлять не на то, чтобы каким-то своим усилием представлять (мечтать, воображать) себе Божественный мир. Это будет потуга воображения, противоположного вниманию, и дерзость, недопустимая в молитве.
«Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безóбразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом».

прп. Никодим Святогорец

Первый от Господа дар в молитве – внимание, т.е. когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной не развлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет в них согласия. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва не развлекательная. Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, т.е. когда мысли и чувства в согласии направлены к Богу.
Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело представить Богу.

прп. Варсонофий Оптинский

«Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; – чтобы это получалось,
1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев, близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь.
2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час, сколько обычно выстаиваете, и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.
4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.
5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
6) Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если иногда какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте, так до самого конца положенного времени.
Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по нескольку поклонов без установлений на то часов.
Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что».

свт. Феофан Затворник

Когда мы молимся, мы стараемся сосредоточиться, и эта задача психологически очень сложная. Многие жалуются часто, что во время молитвы мысли разбегаются, внимание трудно удерживать на предмете молитвы – буквально через несколько слов внимание начинает отвлекаться на другие предметы. И действительно, молитва это сложнейший психологический навык. Это внутреннее слово, которое очень близко по своему характеру по своему процессу на процесс мышления. Но внутреннее слово отличается. Оно отличается прежде всего тем, что оно гораздо скоротечнее, чем слово внешнее, слово фонетическое, звуковая речь. И поэтому одна из задач духовного делания, молитвы - это овладеть своим внутренним словом. Без этого, пожалуй, и научиться молитве-то невозможно до тех пор, пока мы не овладеваем своим внутренним словом своей внутренней речью.

Для подвижников, которые учились молитве, которые освоили то великое достижение православного аскетизма, которое называется «умное делание», овладение молитвой было, пожалуй, самым главным достоинством, главным предметом их аскетических трудов. И от этого опыта нам достались, как и учение о молитве, нам досталось очень много поучений о том, как молитву Иисусову совершить нужно в уме своем. В том числе и в нашем обычном молитвослове есть следы этого аскетического опыта. Именно следы, потому что это всего лишь несколько фраз, которые, кто открывал утреннее правило молитвенное Русской Православной Церкви, конечно же, знает. Вот эти фразы:

«Восстав от сна, прежде всякого другого дела, встань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом и совершая крестное знамение, произнеси: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Затем немного подожди, пока все чувства твои придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произнеси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным».

Посмотрите: это всего лишь две фразы. Но как много в них опыта, который каждый из нас может иметь в виду и попытаться себе его присвоить.

Но прежде всего: что такое «благоговейно стать?» Конечно же, речь идет не только о телесной позе - ведь можно же молиться сидя, можно молиться даже и лежа, если здоровье не позволяет стоять. Но ведь и сидящий и лежащий человек может стоять благоговейно. Не в том смысле, что только представлять себя стоящим, но переживать тот опыт, который испытывает человек, который стоит. И не просто стоит, а стоит, как здесь сказано, «пред Всевидящим Богом». Всевидящий Бог видит нас всяких. И это Его воля – видеть нас в любой момент нашей жизни. Это Его воля – быть перед нами. А наша воля – быть перед Ним. Мы можем об этом не знать, но Бог рядом. А вот в молитве нам нужно предстать перед Богом. Это сравнить можно с тем, как если путник, совершая длинное путешествие, восходит на вершину горы, где находится некий храм - святилище Богу. Вот он поднимается, он идет, он еще далек от того места, где он будет стоять перед святым алтарем. Он далек, он должен только подойти к этому месту.

Так и человек, вставший от сна, проснувшийся утром - он как бы поднимается в гору. Подъем этот труден. Очень трудно спросонок сразу же оказаться трезвенным и бодрствующим, как это подразумевается в аскетическом правиле. Трудно очень тотчас же собрать и свое зрение, и свой слух, и свою речь, и сделать ее настолько собранной, сосредоточенной, точной, целеустремленной после сна – должно пройти время. А молитвенное правило подразумевает, что «прежде всякого дела». Но какого дела? Прежде, чем заняться какими-то делами, звонками, прежде чем отправиться к компьютеру и посмотреть, что изменилось в новостях в мире за ночь, или какие письма были написаны, или какие строчки за ночь появились в «Фейсбуке»; прежде того, чтобы отправиться по делам, прежде того, чтобы сесть разбираться с книгами, или начать свой рабочий день, или взяться за метлу, или взяться за мытье посуды. Но, несомненно, здесь допустимы такие дела, которые бы способствовали трезвению и бодрствованию.

Я думаю, что для современного человека очень важно перед тем, как он встанет на молитву, умыть лицо, умыть руки, промыть глаза - а может быть, даже и принять горячий душ (может быть, кто-то и холодный). И это способствует бодрствованию, и это нужно для молитвы. Я знаю: существует практика молиться до утренних своих душа или умывания. Но кому-то – кому трудно проснуться сразу и стать таким бодрым, – кому-то потребно такое водное омовение. И тогда будет хорошо – если умыть лицо и руки, а может быть, и принять горячий душ.

Иными словами, для молитвы человек уже должен быть готов - как тот самый путник, который взбирается на вершину где стоит святилище, он должен встать, он должен дойти до того места, где он встанет перед самим алтарем, перед Богом – перед Всевидящим Богом. Вот это наше утреннее просыпание означает дойти, встать пред Всевидящим Богом. «Встать внутренне» - это означает встать лицом к лицу, ощутить себя перед Богом. Как это – «перед Богом?» – Один на один. Без посредника. Не в храме - перед Богом, Которого никто никогда не видел. Я думаю, что это не только загадка - молитва, это и величайший подвиг- молитва. Я думаю, что это и особая любовь – встать перед Богом. Не просто представить себе некое такое противостояние. Я думаю, что это особый дар, благодатный дар молитвы - стать перед Богом

«А затем немного подожди, - написано в «Молитвослове», - пока все чувства твои не придут в тишину». Тишина чувств – это непременное условие. Но если мы постоянно пребываем в тревоге, в страхе, в страстях – можем ли такой тишины добиться? Думаю, что нет. И это тоже загадка, потому что, видимо отцы наши подвижники- они умели эту тишину в себе создать. Это тишина тварная, эта тишина как психологический навык. Это и внимание, это и трезвение. Это и умение - не подавить чувства, нет - но вместе с тем, что чувства эти как мы говорим, обуревают человека, то есть представляют собой бурю, вместе с тем где-то в этой буре отыскать уголок, где штиль. Может быть,маленький - метр на метр, уголок тишины, уголок в своем собственном сердце. Уголок тишины. В этом уголке как бы замереть. На самом деле молитва - это не замирание, молитва - это очень активное и очень бодрствующее действие. Уголок тишины – на минуту, на пять, на десять - этой тишины.

«И тогда произнеси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным». Вот это самое сложное. Что такое «сердечное внимание?» Сердечное – значит, оно с чувствами. Одни чувства мы привели в тишину – чувства земные, чувства страха, тревоги, беспокойства - может быть, торопливости, суеты - ведь надо на работу собираться, на учебу. А другие чувства сердечные можно привести в какой-то степени в возбуждение – чувство умиления, чувство благоговения, чувство любви. Хотя бы на минуту, на пять, хотя бы на десять.

Нельзя сказать, что описанное здесь - это непременное условие молитвы. Молитва бывает разная, молитва бывает всякая. Но это особая красота молитвы – в умилении, в утешении с сосредоточенностью сердечной, с сердечными чувствами умиления и благоговения. Встать перед Богом с благоговением, встать перед престолом Всевышнего Царя, поклониться. И тогда, быть может, слова, которые вы произнесете – они будут священным даром. Слова, которые губы и язык произнесут с благоговением, как бы прикасаясь к этим сокровенным священным словам и звукам: «во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа»

Вот такие простые, казалось бы, психологические упражнения, но с них и начинается молитва, и в них и совершается молитвы, потому что молитва - это благоговейный дар нашего языка - в тишине, в благоговении предстоя Господу.

протоиерей Андрей Лоргус

В духовной практике - при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда - сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания - важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом.

Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью.

Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

Тот же пустынник замечает: «Диаволу особенно ненавистны горячо верующие, и потому он все средства употребляет для победы над ними, старается войти в их сердца. Когда ослабевает действие Божественной благодати, “тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12: 45; Лк. 11: 26). Вот в чем опасность, вот где поджидают страдания и испытания. Мысли о прошлом или мечты о будущем - самые легкие нападения диавола. Кознями диавола в сознании человека появляются разные мысли - и добрые, и злые, главное назначение которых - отвлечь человека от общения с Христом, перекрыть дорогу Богу к сердцу человека. Диавол всячески старается отвлечь внимание человека от Господа, и тем паче - от выражения любви к Нему. Диавол делает так, чтобы при молитве в сознании всплывали разные житейские эпизоды, связанные с нашим падением, случившиеся с нами в недавнем или далеком прошлом. Таким мечтам и раздумьям мы всегда и незамедлительно должны противопоставлять горячий призыв имени Христа, полную сосредоточенность на словах и содержании молитвы. При молитве молящийся должен проявлять твердость, стоять мужественно и не думать ни о чем постороннем, ни о своих добродетелях и ни о своих прегрешениях».

Рассеянность в молитве связана не только с действием злых демонических сил, ее причинами могут быть и какие-то обычные человеческие, житейские явления, например усталость. Наше утомление напрямую связано со степенью концентрации внимания, которая при этом сама собой ослабевает, так что это обязательно отрицательно скажется на всем, чем бы мы ни занимались в это время.

Сказывается это и на молитве. Когда человек утомлен, будет лучше, если, прежде чем молиться, он немного отдохнет. Отдых весьма поможет достижению необходимой для молитвы степени собранности: наши мысли в значительно меньшей степени будут рассеиваться, и плоды, приносимые молитвой, будут несравненно большими. Допустим, нам надлежит чтение Псалтыри, и, придя домой утомленными, мы сразу же примемся за это. Естественно, в этом случае мы весьма поверхностно воспримем содержание псалмов. А если сначала немного отдохнем и лишь затем приступим к чтению, то тем самым поможем более глубокому восприятию священных текстов. Как же часто верующие не учитывают этот важный психологический момент!

Иногда бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве.

Когда человек бодр и свеж, сознание просветлено, это само собой способствует максимальной собранности, концентрации внимания.

Святые отцы дают и такой совет: если в каком-то месте нашего правила мысли начинают рассеиваться, и мы принимаемся думать о чем-то постороннем, то нужно заметить, на какой молитве случилось это рассеяние, и потом вновь вернуться к ней, чтобы должным образом прочувствовать слова молитвы, упущенной из-за рассеянности. Но не следует злоупотреблять этим правилом, необходимо соблюдать осторожность. Применение этого правила не должно создавать иллюзию того, что с его помощью мы быстро сможем овладеть усердной молитвой и поднимемся на более высокую ступень духовности. Для этого требуются годы и большое старание. Один христианин, только недавно воцерковившийся, большим усилием воли попытался быстро овладеть нерассеянной молитвой. Как только во время молитвы он замечал, что думает о другом, то, сколько бы раз это ни происходило, он возвращался к тому месту, с какого, по его мнению, его внимание отвлекалось на иное. В конце концов это так его утомило и истощило, что у него вообще пропало всякое желание молиться.

Одним из факторов, способствующих поддержанию внимания на должном уровне, является воля. Иногда необходимо заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо.

Для христианина это имеет огромное значение. Жизнь христианина - это постоянная борьба, битва, которая требует проявления твердости духа. Царство Небесное нудится, то есть достигается через борьбу с самим собой, преодолением множества видимых и невидимых препятствий и сложностей. Этот путь совсем не легок, он не устлан цветами, но усеян шипами. К сожалению, современные христиане склонны иногда с небрежением относиться и к молитве, и к чтению духовной литературы, и к посещению храма, и даже к исповеди. Они ленятся, говорят, что «нет настроения» или «не видят смысла во всем этом», приводят и иные причины. Вот тогда-то и нужно взять себя в руки, усилием воли принудить себя делать должное. Так ведут себя в моменты отчаяния, гнева, при атаках других порочных страстей, и если поддаться им, уступить и не противостоять им так, как учит это делать Церковь, то тогда внутреннее состояние человека станет еще более тягостным, он еще прочнее окажется в сетях невидимого врага.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, настрой.

Все, что связано с появлением интереса, само собой привлекает внимание, попадает в поле нашего зрения. Так, голодного привлекает приятный запах еды. Уставший человек глазами ищет, где бы присесть, и сразу же замечает стул. Потребность, в широком понимании этого слова, определяет интересы человека, их направленность и силу. Что нам интересно, на том мы легко сосредотачиваемся и сохраняем эту собранность в течение необходимого времени. Так, при чтении интересной книги восприятие изложенного в ней материала происходит легко. И наоборот, кажущееся неинтересным рассеивает внимание, быстро утомляет. Эта опасность подстерегает при неверном подходе к чтению духовной литературы. Показавшаяся нам весьма полезной книга сначала заинтересовывает нас, но через какое-то время уже кажется нам не столь привлекательной, и от нас требуются немалые усилия для продолжения ее чтения. Это часто вызвано тем, что мы сразу же, в течение короткого времени (как можно скорей) хотим ознакомиться со всей книгой, стремимся как можно больше почерпнуть из нее. А в результате ум наш утомляется и информация воспринимается поверхностно, запоминается плохо.

Когда человек постепенно, вдумчиво знакомится с книгой, тем более духовного содержания, то тогда дольше сохраняется его интерес к изложенному в ней материалу, он лучше усваивается, а благодаря всегда сосредоточенному вниманию все, о чем говорится в книге, крепче запечатлевается в сознании. А чтобы интерес к той или иной книге не пропадал, иногда полезно ненадолго сделать перерыв и переключить внимание на какую-нибудь другую книгу. В это время происходит некое отвлечение, незаметно для нас сознание и разум перерабатывают и лучше усваивают то, с чем мы недавно познакомились.

Одним из определяющих факторов, способствующих максимальной концентрации внимания, является настрой. В зависимости от того, каков настрой человека, удается в той или иной мере концентрировать это психическое свойство. Уставшую мать может не разбудить сильный шум, но она тут же отреагирует на малейший шорох своего дитя. Связанная с ребенком внутренняя готовность вызывает усиление внимания в этом направлении.

Соответствующий настрой имеет большое значение и при молитве. Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

Феофан Затворник отмечал, что раньше на Руси существовало такое правило: прежде, чем приступить к молитве, члены семьи садились и какое-то время молча готовились к этому, и только после этого принимались за молитвенное правило. А сейчас совсем иная ситуация. Часто люди без всякой подготовки, благоприятного настроя пытаются приступить к молитве. Они, уставшие, только что пришедшие домой или сразу же после просмотра телепередач, машинально берут в руки молитвенник и приступают к молитве. Но ведь не так-то легко переключиться на святые темы, перейти к возвышенному, чистому, духовному. Поэтому и не удается должным образом сконцентрироваться. Механически читают текст, а мысли вновь продолжают витать над дневными проблемами и впечатлениями. Легко представить, каковы будут результаты для души от таких молитв. Такой молитвой мы ни на шаг не приблизимся к Господу. А если подождать, хоть какое-то время молча подготовиться, то и польза для души от молитвы была бы значительно большей.

Без внимания, сосредоточенного и полностью осознанного исполнения христианских правил, в том числе молитвы, мы не сподобимся Божественной благодати, а ведь к этому всем сердцем должен стремиться каждый православный.

На фронтах рабочего конфликта

Конфликт на работе – дело обычное и, как правило, непредсказуемое. Любой человек хоть раз, но попадал в неоднозначную ситуацию. А вот выйти из нее с положительным результатом удается далеко не всем. Конфликт может стать причиной увольнения, депрессии, нервозности. Несмотря на это, вряд ли можно добиться того, чтобы сотрудники перестали выяснять отношения на работе. Если разногласий избежать не удается, топ-менеджмент компании должен выявить причину появления споров и постараться минимизировать их последствия.

Если не уделять должного внимания проблемам возникновения конфликтов, они могут негативным образом сказаться на психологическом климате коллектива и осложнить бизнес-процессы компании. Хотя, по мнению многих психологов и менеджеров, разногласия на работе могут способствовать как личностному росту сотрудника, так и развитию деятельности предприятия в целом. По большому счету конфликт может быть двух видов: производственный и личностный. И порой отличить их друг от друга становится не то что сложно, а фактически невозможно.

Кто прав – кто виноват

Производственные конфликты зачастую заложены в бизнес-модель организации и являются в этом смысле объективными, то есть не зависят от воли его участников. Например, типичный спор между двумя департаментами, встречающийся во многих компаниях. Ситуация усугубляется, когда производственный конфликт становится также и личностным. Постепенно представители сторон начинают смешивать рабочие и личные отношения. Переговоры между «лагерями» носят эмоционально напряженный характер. Иногда оказывается, что с внешними контрагентами компании договориться гораздо легче, чем отделам организации друг с другом.

Еще одна распространенная причина производственного конфликта – неоптимальные бизнес-процессы организации. Если присутствует дублирование функций (сотрудники выполняют одну и ту же работу) либо существуют «разрывы» (зоны неопределенной ответственности), противоречия просто неизбежны. Но бояться этого не стоит. Прежде всего потому, что такие конфликты способствуют выявлению проблемных ситуаций и способствуют оптимизации деятельности организации. Эти разногласия компания может решить сама или пригласить консультантов. Зачастую их роль состоит в том, чтобы выступить посредниками между конфликтующими сторонами, помочь им найти компромисс и договориться о правилах игры.

Не сошлись характерами

Намного сложнее разрешить личностный конфликт. Тут все зависит от коллектива и конкретного его представителя. Не всем сотрудникам удается найти между собой общий язык. Конечно, можно сказать, что руководитель должен брать на работу психологически совместимых друг с другом людей. Но, к сожалению, при найме на службу этому вопросу не уделяют должного внимания.

Решение такого конфликта – в руках самих сотрудников. И выигрывает тот, кто сможет конструктивно им управлять. Руководство компании и HR-менеджеры подключаются к разрешению спора, только когда он начинает негативно сказываться на результате деятельности предприятия.

Директор компании или сотрудник HR-отдела может взять на себя роль посредника, то есть человека, который помогает сторонам высказать свои претензии без эмоционального накала, найти общие позиции и сделать возможные шаги навстречу друг другу. Иногда приходится признать, что спор зашел так далеко, что необходимо ставить вопрос ребром и расставаться с «разжигателем» конфликта.

Пример

Директор одной организации обратился за помощью к профессионалам в ситуации, когда руководитель выстроил предельно конфликтные отношения со своей командой и спровоцировал ряд увольнений. Специалисты оценили его по методу «360 градусов». Информацию о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах была получена от его начальника, коллег, подчиненных. Данная процедура показала уровень напряженности в коллективе, выявила демотивацию, которая наступает у рядовых сотрудников, когда компания своим бездействием поощряет «конфликтного» руководителя вести себя так, как он считает возможным. Такая процедура помогла менеджменту правильно оценить ситуацию и дать рекомендации руководителю, как правильно выстраивать отношения в коллективе.

Есть очень много примеров того, что именно личные конфликты с руководителем не позволяли работнику проявить себя на сто процентов. Еще больше случаев, когда за такими противоречиями просто не видны действительные преимущества сотрудника.

Нет худа без добра

Конфликт – дело неприятное, но, тем не менее, из него можно извлечь немало и положительных результатов.

Прежде всего, любая размолвка заставляет «вскрыть» проблему. Трудно не согласиться с тем, что замалчивание спорного вопроса может сказаться на работе пагубнее, чем явное противостояние. Открытый конфликт следует попытаться направить в конструктивное русло.

Любое противоречие позволяет обозначить свои позиции, альтернативно посмотреть на проблему. Как показывает практика, для менеджерских позиций управление конфликтами – прямая обязанность. И научиться этому можно лишь на личном опыте.

Но не стоит забывать, что любая ссора становится причиной напряженности, выбивает из колеи. Производственные конфликты могут перерастать в личностные, справиться с которыми гораздо сложнее. Да и выгода от неприязни сотрудников друг к другу весьма сомнительна. С одной стороны, производственные конфликты – вполне рабочая ситуация, кото-рая может быть использована для дальнейшего развития компании. С другой – она может выйти из-под контроля и завести в тупик.

Не стоит также забывать, что личные дружеские отношения между начальником и подчиненным иногда также могут стать причиной конфликтной ситуации. Если приятель-начальник лишит премии, то, скорее всего, это будет воспринято и как личное оскорбление.

Многое в такой ситуации зависит от руководителя. То, как он себя поставит перед своими подчиненными, как будет вести себя. Любая крайность не приведет к прогрессу – и слишком сильная отдаленность от коллектива, и близость.

Лидер создает в компании корпоративный дух. С него берут пример в поведении. Он всегда в центре внимания. Именно от лидера (причем он может быть неформальным) зависит атмосфера в организации, начиная с мини-коллективов: отдельных департаментов, кабинетов, в которых сидят по пять человек. И вплоть до компании в целом.

Причем роль, выпавшая на долю лидера, не из легких. Помимо выполнения своих функций, он должен помнить, что его коллеги замечают каждый его шаг, начиная с принятия решений и заканчивая порядком на рабочем столе. Более того, подсознательно действия лидера копируются. И как следствие, его поведение при появлении спорной ситуации непосредственно влияет на подходы к решению конфликтов в коллективе.

Новый сотрудник – новая проблема

Совсем недавно в русском языке появилось новое слово – мобинг (от слова – mob, толпа; сборище; орава), которое характеризует один из весьма распространенных видов конфликтов в компании. Мобинг – это иррациональное агрессивное давление со стороны коллектива на одного работника. Особенно часто такая ситуация возникает в связи с появлением нового сотрудника.

Причиной этого могут быть разные факторы. Прежде всего это непрофессионализм руководите-ля. Новый сослуживец нуждается в объяснении своих обязанностей, пояснении процесса производства и непосредственно своей работы. Но в первую очередь ему необходимо время, чтобы освоиться в компании. Начальники, которые этого не понимают и требуют от работника результата сразу, провоцируют всех остальных сотрудников настроиться против своего коллеги. «Предыдущий сотрудник хоть плохо, но справлялся со своими обязанностями», – думают они про новичка.

Зависть сотрудников может послужить еще одной причиной для агрессивного давления. Обычно это случается, когда в компанию приходит человек куда моложе и перспективнее, чем его коллеги. Соответственно его заработная плата выше, что и порождает зависть.

Характерная черта мобинга заключается в том, что интересы работника, столкнувшегося с такой проблемой, никто не защищает. Ни его коллеги, которые настроены по отношению к нему агрессивно, ни управление компании, которое далеко не всегда распознает такие ситуации.

Впрочем, узнаваемые черты у мобинга все же есть. Например, большая текучка кадров может свидетельствовать не о бездарности кандидатов на должность, а о непригодности руководителя.

Работнику, столкнувшемуся с такой проблемой, часто необходим совет, как выйти из подобной ситуации. Мнения специалистов сводятся к одному – нужно увольняться. Предупредить столкновение с подобной проблемой весьма сложно. Однако точно можно сказать, что, если возникают какие-то сомнения, лучше начать поиск новой работы.

Для того чтобы грамотно управлять конфликтом, необходимы определенные знания в этой области. В условиях отсутствия культуры грамотной коммуникации и персонал, и руководители нуждаются в тренингах. А советы и рекомендации специалистов могут свести вероятность появления конфликтов к минимуму.

Время проходит даром

Как показывают социологические исследования, потеря рабочего времени в результате деловых конфликтов и постконфликтных переживаний составляет около 15 процентов, а производительность труда снижается на 20 процентов.

Метод «360 градусов»

Это способ изучения персонала с помощью анкетирования, основанный на оценке каждым сотрудником себя, своих сослуживцев, подчиненных и руководства по ключевым компетенциям. Значимым результатом являются существенные отклонения самооценки от средних данных, поставленных индивиду другими участниками процесса оценки. Метод «360 градусов» позволяет выделить группы «друзей» и «врагов» для каждого сотрудника, а также определить наличие в коллективе неформальных групп и степень их толерантности друг к другу.

«Конфликт важно вовремя предугадать...»

Действительно, работа без конфликтов невозможна. И в любом, даже самом остром споре можно найти плюсы – если, разумеет-

ся, эмоциональный фон позволит увидеть это. Сотруднику не следует сразу увольняться при возникновении конфликта, касается ли это крепкого спора с коллегой или отторжения целой группы.

Некоторые признают, что не сильны в улаживании конфлик-тов и радостно передают ситуа-цию в руки своего начальства или HR-отдела. По сути, это отказ от собственной роли руководителя. HR-департамент или топ-менеджмент должны быть только консультантами (если конфликт не вышел за рамки подразделения). Решения должен принимать руководитель, ставить задачи – также только он. Что может сделать HR-менеджер или коллега – начальник? Обеспечить «взгляд со стороны» на ситуацию и поведение участников, заранее помочь в развитии навыков работы с конфликтом, напомнить похожие ситуации, оказать психологическую помощь (если имеет на это право), подать дружеский совет или просто помочь снять напряжение. Конечно, грамотный HR-менеджер во многих ситуациях может и сам полностью погасить конфликт к выгоде компании. Но это тот же путь, что печатать документы за своего секретаря.

Помимо личностных особенностей людей и несовершенства процесса их совместной деятельности, есть еще несколько «факторов риска». В первую очередь это обстановка: отдельный кабинет, но проходной; офис на 130 человек; толпа чужих посетителей; вентиляция из «курилки» или цеха. Как и в случае с бизнес-процессами и характерами, факторы риска можно заранее учесть и предугадать реакцию сотрудников. Рабочий конфликт часто используется в управленческих целях.

Высший пилотаж в работе руководителя – это вовремя отследить зоны риска и возникающие конфликты и перевести их в продуктивное русло. Ему необходимо предупредить HR-отдел о возможных проблемах и попросить отследить их (если руководитель не надеется на свои способности миротворца даже на ранней стадии развития конфликта). Такое предвидение помогает самому начальнику не погрузиться в эмоции. Если большая часть конфликтов возникает неожиданно для управленца, то это повод серьезно задуматься о его осведомленности о работе собственного подразделения и компании вообще.

С разногласиями нужно начинать работать еще до их возникновения. В офисе или цехе мини-конфликты возникают и гаснут постоянно. Если они разгораются до уровня параллельных подразделений, топ-менеджмента или собственника компании – это, несомненно, ошибка участников и их руководителя. Далеко не всегда сотрудникам хватает полномочий для решения конфликтной ситуации.

Конфликт на уровне организации и отделов часто помогает улучшить бизнес-процессы; на уровне общения коллег – оптимизировать разделение полномочий и развести тех, кто действительно тихо раздражает друг друга. Это возможность увидеть потенциал сотрудника или подразделения.

На мой взгляд, нет необходимости любой спор возводить в ранг конфликта, а каждый конфликт в ранг проблемы организации.

Светлана Прусская, директор по персоналу холдинга «Невская палитра»

Ирина Галицина, Анна Лаптева

Долгое время, английской гравюре, датированной 1678 годом, не уделяли должного внимания. На её деревянной поверхности было изображено овсяное поле. Богатый урожай радовал глаз, портил же всё Дьявол, который маячил на переднем плане и укладывал колосья на землю. Владыка преисподней уже уложил несколько кругов и заканчивал очередной. Зачем он это делал – было неясно: может проказил от безделья, может хотел досадить людям и испортить им богатые всходы. Те, кто любовался этой гравюрой на протяжении трёхсот лет, голову себе данным вопросом не забивали. Нечисть – она и есть нечисть, что с неё возьмёшь. И только события начала 90-х годов XX столетия заставили ценителей раритетов взглянуть на такое действо потусторонней силы более пристальным и внимательным взглядом. Всё же началось в 1991 году, когда англичане Дэвид Черлей и Дуглас Бауэр заявили во всё услышанье, что они с 1978 года сложа руки не сидели, а делали круги на полях – как раз такие, какие и изображены на старинной гравюре. Вытворяли же эти взрослые мужчины свои проказы при помощи обыкновенной доски и двух верёвок, которые были привязаны к её концам. Если выйти в поле, взять в руки верёвки, а ногой наступать на деревянную поверхность, то доска легко прижмёт колосья злаков к земле, и те начнут стелиться по ней. Таким образом можно создавать не только круги, но и овалы, треугольники, а также другие геометрические фигуры, на какие фантазии хватит. Делать же такие вещи нужно ночью, чтобы на следующий день, давясь от смеха, наблюдать за тем, как люди растерянно пялятся на эти творенья. Дэвид и Дуглас видимо были ребятами весёлыми и шутки любили. Но страсть к розыгрышам завела их уж слишком далеко. Сколько можно сделать таких кругов – пять, семь, десять: потом естественно это дело надоест и захочется чего-нибудь новенького. Но англичане оказались постоянны в своих пристрастиях. За, без малого, тринадцать лет Чарли и Бауэр создали 250 таких кругов. Нашлись, естественно, въедливые скептики, которые не поверили простым и весёлым английским парням. Они прибыли в графство Уилтшир и прямиком направились в местечко Милк Холл. Именно здесь проказники, якобы, и вытворяли свои забавы. Каково же было удивление невозмутимых британцев, когда перед их глазами предстало несколько таких кругов. Опросив местных фермеров, проверяющие были ошеломлены их рассказами о множестве других подобных геометрических фигур, которые с середины 70-х годов в великом множестве возникали на полях в этих далеко не безызвестных местах. Дело в том, что Уилтшир славится на весь мир своими мегалитическими сооружениями. Это и Эйвбери, и Стоунхендж, и Вудхендж. Культовые объекты уже сами по себе являются захватывающей тайной, а тут ещё Дэвид Черлей и Дуглас Бауэр создали нечто такое, что в пору заносить в книгу рекордов Гиннеса. С одной стороны британцам было приятно, что их соотечественники умудрились утереть нос всему человечеству и первыми додумались до рисунков на полях таким оригинальным способом, но, в то же время, не было никаких неопровержимых доказательств, что данные творения из злаков принадлежат рукам именно этих парней. Как бы там ни было, о Дэвиде Чарлее и Дугласе Бауэре написали в британских газетах. Даже солидные и чопорные английские издания не обошли этот вопрос своим вниманием. Ребята прославились, но наслаждаться лаврами первопроходцев им пришлось недолго. Со всего мира посыпались сообщения о том, что такие же круги уже давно наблюдаются на полях Франции, Германии, США, Мексики и многих-многих других стран, находящихся в разных уголках света. Тут вспомнили и про гравюру 1678 года. Напрашивался вывод, что данное явление имеет многовековую историю, а 250 кругов скорее всего дело рук отнюдь не человеческих, а природных. Отдельные энтузиасты попытались изучить это явление. При более внимательном рассмотрении колосьев было обнаружено, что они лежат строго параллельно внешней границе круга и не только примяты, но и закручены. Причём некоторые ряды закручены по часовой стрелке, а другие против. Вывод напрашивался категоричный - человек не способен создать такое при помощи обыкновенной доски. Самым же интересное было то, что ни один из стеблей не был поломан. Какая-то неведомая сила аккуратно пригнула их к земле. Однако у злаков имелась аномалия: на стеблевых узлах наблюдались небольшие разрывы волокон. Среди колосьев тоже было не всё благополучно: здесь находилось множество мелких расплавленных металлических частиц размером от 20 до 30 микрон. Эти частицы обладали устойчивым радиационным фоном, не представляющим опасности для жизни человека. Осмотрев множество подобных полей с кругами, исследователи убедились в их полной идентичности. Они составили подробный перечень характерных признаков, а круги, которые их содержат в полном объёме, назвали аутентичными, то есть подлинными. Теперь уже легко можно было отличить подделку, созданную руками человека, от оригинальных творений неизвестного творца. Закончив первый этап работы, энтузиасты принялись за следующие. Необходимо было выяснить историю данного явления, его природу, а по ходу и определить – кто или что всё это делает. Люди обратились к архивам, историческим летописям, сказаниям, легендам и даже сказкам. Неожиданно оказалось, что круги на полях наблюдались разными народами с древнейших времён. В древних сказаниях не говорилось прямо о непонятных кругах. О том, что речь идёт именно об этих таинственных образованиях на полях можно было догадаться по таким выражениям, как «ведьмины круги», «плевки чёрта», а также по сообщениям о загубленных урожаях. Более менее подробное описание кругов встречается в исторических хрониках датированных XVI веком. На ложащиеся на землю в ночное время злаки обращали внимание в Голландии, Южной Англии, Франции. Уже в XVII веке появились независимые исследователи, которые пытались хоть как-то объяснить этот природный феномен. Своё видение этой проблемы попытался изложить и известный английский натуралист, первый профессор химии Оксфордского университета Роберт Плот (1640-1696). Он являлся автором серьёзных научных трудов: «Естественная история Оксфордшира» и «Естественная история Стаффордшира». Именно в последней работе профессор и посвящает несколько страниц такому феномену, как круги на полях. Роберт Плот рассматривает это явление, как результат круговых разрядов молнии в облаках. Выделяющаяся при этом энергия воздействует на злаки, заставляет их стелиться по земле и принимать такие необычные формы. После Роберта Плота в научной среде не нашлось энтузиастов, готовых серьёзно заниматься изучением этого вопроса. О таинственной проблеме очень быстро забыли. Это можно объяснить и тем, что в XVIII и XIX веках круги на полях практически не наблюдались деревенскими жителями. Этот феномен пропал с богатых урожаем площадей. Точнее – он не носил массовый характер. За двести лет таинственные круги появлялись очень редко, были маленького размера и на них, практически, не обращали внимание. В начале же XX столетия это явление обрело второе дыхание и стало постепенно набирать силу. Уже начиная со второго десятилетия, фермеры частенько обращали внимание на лежащие злаки на их полях. В этих своеобразных свободных пространствах любили играть сельские ребятишки. Их воспоминания, через много лет, помогли цереологам (исследователям кругов на полях) воссоздать более менее достоверную картину этого феномена в первой половине XX века. Сразу бросалось в глаза, что круги постепенно росли в размерах. Если в 20-х годах их диаметры не превышали десятка метров, то уже в 50-е годы попадались отдельные фигуры, которые не укладывались и в 60 метров. Все они были идеальной круглой формы. К 70-м годам стали появляться образования, которые включали в себя уже по два, а то и по три круга. Форма тоже стала разница. Возникали довольно сложные рисунки с ромбовидными, треугольными, овальными изображениями. Странно же было то, что лётчики поначалу практически не замечали таких кругов. Это наводило на мысль об их концентрации в строго определённых районах. Лидером несомненно являлось графство Уилтшир в южной Англии. Здесь круги наблюдались систематически и в больших количествах. Попадались они и в других графствах. Ничтожно мало их было на Европейском континенте и в Австралии. В США до начала 90-х годов таких образований вообще не видели. Это уже после начала всеобщего бума Новый Свет решил утереть нос Старому. Американцы стали находить такие круги ежедневно и в больших количествах. Создавалось впечатление, что все поля Штатов просто усеяны лежащими кругами колосьями. Впрочем секрет заключался в обычных садовых катках. Они оказались гораздо эффективнее досок с верёвками: производительность здесь была гораздо выше и за короткое время позволяла создать несчётное количество кругов на полях. Цереологи задались целью подсчитать хотя бы примерное количество аутентичных образований из колосьев, созданных за последние сто лет. Дело это было нелёгкое, но всё же, хоть и с большим трудом, была определена примерная цифра. Она составила пять тысяч. Из этого количества кругов 90% пришлось на графство Уилтшир. Остальные 10% включили в себя земли Европы, Австралии и Американский континент Было также отмечено, что с середины 80-х годов фигуры на полях стали приобретать более сложные формы больших размеров, которые могли доходить и до трёхсот, и до четырёхсот метров. Это уже были не просто геометрические фигуры, а довольно сложные пиктограммы, представляющие из себя целые рисунки, которые при богатом воображении можно было принять за что угодно - даже за послания внеземного разума. Так в августе 2001 года, в местечке Чилболтон графства Хэмпшир (Великобритания), была обнаружена на хлебном поле огромная пиктограмма. Она представляла из себя сложный комплекс изображений. Специалисты, тщательно изучившие данное творение, пришли к выводу, что это ответ внеземной цивилизации на послание землян, отправленное в виде радиосигнала в 1974 году. Ровно через год, совсем рядом с тем местом, где нашли первую пиктограмму, была обнаружена ещё одна. На ней люди различили огромное лицо гуманоида, по всей видимости представителя как раз той цивилизации, которая отправила первое ответное послание. Как бы там ни было, исследователи, определив местность с максимальной концентрацией кругов, задались целью изучить её природную специфику и найти характерные отличительные черты, которые могли бы послужить причиной образования столь необычных и оригинальных творений. Но как энтузиасты не старались, никаких серьёзных аномальных отклонений, свойственных только этому району, обнаружить они не смогли. Единственный фактор, на который обратили внимание, и который мог бы являться причиной образования кругов на полях, - было наличие сильных течений грунтовых вод. В данном случае движущуюся воду можно было рассматривать в качестве генератора, способствующего созданию статического поля. Именно оно вполне могло бы воздействовать на колосья, пригибая их к земле в определённом порядке. Кроме обыденного и привычного научного объяснения нашлось ещё одно, представляющее несомненный интерес, так как базировалось на показаниях очевидцев. Как уже говорилось, круги на полях появляются в ночное время. Естественно, при таком их обилии, находились люди, у которых на глазах густо растущие колосья закручивались и укладывались на землю, создавая разнообразные и неповторимые геометрические формы. Один из таких очевидцев поделился своими впечатлениями в 1995 году. Это была женщина Оливия Китон, коренная жительница графства Уилтшир. Она поведала историю, которая случилась с ней в 1981 году. В ту пору рассказчица была совсем молодой девушкой на выданье. Какие силы занесли её глухой ночью в чистое поле – неясно. Интересно другое. Оливия стала свидетелем удивительного явления. Ночь стояла почти безлунная. Месяц только изредка выныривал из хмурых туч, застилающих тёмное небо. Слабое дуновение ветерка едва ощущалось. В трёх шагах уже невозможно было ничего различить, как вдруг в небе возникла светящаяся точка. Она очень быстро увеличилась в размере и распалась на два светящихся шара. Один был ярко-зелёного, второй же оранжевого цвета. Шары начали кружить над полем – сначала медленно, потом их скорость резко увеличилась. Их сияние было настолько сильным, что Оливия Китон, стоящая на небольшом холме, увидела поле со всей отчётливостью. На её глазах колосья пшеницы начали быстро укладываться на землю. Прошло не более минуты, и такой полезный для людей злак образовал большой круг, диаметр которого составлял примерно 30 метров. Завершив свою работу, шары зависли в воздухе, а затем сорвались с места с огромной скоростью. Они стали стремительно удаляться и через несколько секунд превратились в светящуюся точку, а затем и вообще исчезли из поля зрения девушки. В данном фантастическом повествовании можно было бы усомниться, но Оливия Китон оказалась не одинока в своих видениях. Нечто подобное видел и Патрик Сандерс в 1983 году. Он являлся жителем совсем другого графств и никогда не встречал вышеупомянутую рассказчицу. На его глазах два светящихся разноцветных шара очень быстро создали большой круг на колосящемся поле и растворились в ночном небе. Исследователи, заинтересовавшись столь интересной темой, стали выискивать других очевидцев этого необычного и поразительного явления. И что же - их старания не пропали даром. Было выявлено, по крайней мере, ещё пять человек, созерцавших нечто подобное в абсолютно разные периоды времени. Первый аналогичный случай имел место аж в конце XVIII века. Некий Карлос Карр поделился со своими односельчанами информацией об ошеломляющих вещах, которые ему посчастливилось лицезреть в ночное время на овсяном поле. Он рассказал соседям о шарах удивительной красоты, которые носились над землёй с огромной скоростью и шевелили колосья. Когда же они исчезли, крестьянин увидел, что овёс стелется по земле широкой полосой, которая имеет круглую форму. Подобное видение посещало ещё четырёх человек в первой половине XX века. Очевидцами были уважаемые и серьёзные фермеры. Двое из них жили в злополучной Англии, один в Голландии, а последнего неугомонные цереологи откопали аж в городке Бордертаун (Австралия). Рассказы этих людей были очень похожи. Различались они только по количеству шаров и по их цвету. В остальном всё совпадало. Правда был разнобой и во времени. Некоторые указывали несколько секунд, другие называли временной интервал в пару-тройку минут. Все эти факты напрямую указывали на внеземной характер явления. Секретное оружие военных здесь напрочь отметалось, так как двести с лишним лет назад, когда был зафиксирован первый случай, такового, в принципе, быть не могло. В то же время высока и вероятность того, что подобные яркие зрелища могли просто привидеться людям и являлись не чем иным, как обманом зрения. Совсем иначе можно отнестись к рассказам тех очевидцев, которые находились в вертолётах в момент совершения облёта кругов на полях. Здесь все в один голос повествуют о странном поведении приборов и механизмов летящей машины при приближении к полёгшим на землю колосьям. Где-то, начиная с высоты в сто метров, при снижении, стрелки контрольно-измерительного оборудования начинали отклоняться от нормы. Самое же непонятное происходило с двигателем. На высоте ниже 60 метров он глох. Пилоту приходилось уходить как можно дальше от злополучного круга на поле, чтобы газотурбинный агрегат вновь заработал, и несущий винт начал вращаться посредством механической тяги. Чем можно объяснить сей факт: аномальными явлениями, природными катаклизмами, всепроникающим воздействием внеземного разума или мистикой и проказами нечистой силы? Мистический ареол уже давно возник вокруг этого природного феномена. Существует немало людей, считающих круги на полях делом рук таинственной организации язычников. Именно они являются авторами этих творений, представляющих из себя религиозные культовые объекты. Глухими ночами одетые в чёрное люди скользят неслышными тенями на поля. Здесь они совершают секретные обряды и создают различные формы из зерновых культур, которые во все времена являлись символом жизни и благополучия. Такое можно допустить, но как тогда быть с кругами на песке, на снеге. Соответствующие явления тоже присутствуют в мире, правда в очень малом количестве. Вполне можно предположить, что имеют место и круги на воде. Их правда никто никогда не видел, но чем чёрт не шутит, вдруг найдутся очевидцы и подобного образования. Сбрасывать со счетов военных тоже нельзя. Всё более сложные пиктограммы, которые создаются в последнее время, наводят на мысль о том, что идёт процесс совершенствования каких-то технологий. Может быть это лазерное оружие, может психотропное. К стати, давно замечено воздействие кругов на полях на психику и физическое состояние людей. Есть немало примеров, когда человек, пробыв несколько часов среди лежащих на земле колосьев, излечивался от рака, туберкулёза, болезни почек и печени. Его здоровье заметно улучшалось. Нормализовалась и психика. Исчезали раздражительность, тревога, им на смену приходили покой, оптимизм, доброжелательность. Люди выходили из кругов преображёнными, настроенными на всё хорошее и положительное. Даже созданные человеческими руками круги на полях несут в себе множество свойств, присущих кругам аутентичным. Здесь правда есть один нюанс. Если создающие их люди несут в себе положительные эмоции и искреннюю любовь к своим собратьям по разуму, то тогда лежащие на земле колосья приобретают лечебные свойства. Если же создателям круглых форм чужды чистые душевные порывы, то пшеница, овёс, кукуруза так и остаются обычными зерновыми культурами, пригодными только в пищу. Не смотря на такие оптимистические заявления, многие скептики не успокаиваются. Они ищут обычные и естественные природные факторы, посредством которых и создаются разнообразные формы зерновых культур. Здесь бытует теория о плазменных вихрях. Последние несут в себе огромный запас электромагнитной энергии, содержащейся во вращающемся столбе воздуха. Такой электрический заряд зависает высоко над полем, со временем становится нестабильным, опускается к земле, а затем и рассыпается по окружности. Высвобождающаяся при этом энергия воздействует на культуры, вызывая на свет статическое электричество. То, в свою очередь, взаимодействует с магнитным полем планеты, оно и укладывает злаки вдоль силовых магнитных линий в жёстком соответствии с законами физики. Теория всем хороша, но не может объяснить образование сложных пиктограмм произвольных форм. Для создания таких творений требуются какие-то иные способы взаимодействия сил природы. Выявит таковые смогла бы серьёзная научная программа с соответствующим финансированием и новейшим оборудованием. К сожалению, наука пока самоустраняется от изучения кругов на полях, отдав всё на откуп энтузиастам. Те же, хоть и отдают все силы изучению данной проблемы, но действуют разрозненно, часто не обладают достаточным количеством нужных средств и в настоящее время продвинулись в данном вопросе не очень далеко. В их среде есть немало людей, отвергающих научный подход и тяготеющих к мистическим, религиозным и инопланетным версиям, базирующимся не на доказательной, а на конъюнктурной основе. Круги на полях – одна из величайших загадок человеческой цивилизации. От неё уже нельзя отмахнуться, так как количество загадочных фигур растёт год от года. Их формы усложняются, увеличиваются в размерах, интригуя людей своим многообразием и тем тайным смыслом, который видимо в них сокрыт. Раскрытие этого феномена смогло бы продвинуть людей на несколько шагов вперёд в познании тайн мироздания и осознании своего главного предназначения в этом большом и интересном мире.