Методы поиска инновационных идей и их характеристика. Методы поиска идеи инновации Методы поиска и приемы инновационных идей

В большой геополитической игре, в центре которой – гонка технологий, побеждает не тот, кто контролирует пространства, а тот, кто живет лозунгом «Будущее сегодня!». Национальная безопасность и приоритетные позиции на мировых рынках зависят от обладания базовыми и критическими технологиями, которые заставляют пересматривать ценности, – именно они находятся в неразрывной связи с , ведущими к резкому развитию общества.

В бизнесе XXI века трендом стали инновационные идеи: новые проекты, задачи, исследования, приводящие к небывалым источникам дохода.

Инновационная идея как точка роста

Инновация – это комплекс нововведений в области техники, технологии, управления или организации труда на основе достижений науки. Другими словами, это совокупность идей, которые являются новаторским продуктом мыслительной деятельности как высококвалифицированных специалистов, так и людей с раскрепощенным, незашоренным мышлением.

Когда идея как мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, действия начинает влиять на технологическое развитие общества, она становится инновационной. Ее воплощение обеспечивает качественный и количественный рост производства, бизнес-процесса или создание новой отрасли / услуги. В такой проект стоит вкладывать время и деньги.

Инновационная идея может стать зародышем или катализатором прорывного проекта с мировым рыночным потенциалом. Такие проекты реорганизуют или закрывают старые и формируют новые рынки продукции со сверхбольшой добавленной стоимостью. Они воспитывают инновационное мышление общества, преодолевая невосприимчивость большинства населения к быстрым темпам прогресса.

Такой точкой роста в свое время стал «взрыв» стартапов в Стэнфордском индустриальном парке, расположенном в Кремниевой долине. Зародышем оказалась группа сотрудников компании Shokley Semiconductor, учрежденной изобретателем транзистора Уильямом Шокли. Свои уникальные разработки они положили в основу электронной фирмы Fairchild, которая, в свою очередь, основала ряд сильнейших компаний. «Снежный ком» из вновь образованных фирм привел к лавинообразному зарождению и распространению информационных технологий. Именно 65 новых предприятий, рожденных восемью бывшими сотрудникам Шокли, легли в основу Кремниевой долины. Такие узлы инноваций возникают сейчас по всему миру.

Бизнес-инкубаторы также являются источниками инновационных идей: их цель – трансформация генерируемых знаний в прикладные результаты, стимулирующие рост экономики.

Инновационная идея как выражение индивидуальности

Значимой точкой развития технологий стало создание и распространение 3D-принтеров, позволяющих скопировать и воссоздать любую вещь, вплоть до частей человеческого тела. Появилась заманчивая и одновременно пугающая возможность тотального копирования.

Но каждый человек уникален, и потому стремится к созданию нового, неповторимого, особенного. XXI век перерастает эпоху подражания и вступает в состязание за неординарность, поэтому техника перестает быть только прикладной сферой: она становится источником нестандартных идей и революционных технологий.

Яркими примерами в плане неординарности стали компании Apple, Tesla Motors и Uber. Так, внедрение Macbook, iPod, iPad, iPhone подняло стоимость Apple с 2 млрд долларов в 1997 году до 850 млрд в 2017 году.
Разработка эстетичного и высокоэффективного электромобиля позволила создать в 2003 году компанию Tesla, оборот которой в 2016 году составил 7 млрд, а активы достигли 23 млрд. За 12 лет Tesla доросла до половины стоимости General Motors, основанной в 1908 году.

Идея такси в пятиминутной доступности за 6 лет превратила Uber в компанию стоимостью 50 миллиардов долларов.

Источники и основания инновационных идей

Влиятельный теоретик менеджмента XX века Питер Ф. Друкер назвал следующие источники инноваций:

  • Изменения во внешней среде, структуре и потребностях производства и рынков;
  • Демографические изменения, как местные, так и глобальные;
  • Человеческое восприятие потребностей, смысла жизни;
  • Критическое накопление новых знаний, приводящее к качественному скачку.

Линейная модель инноваций делит все нововведения на две группы:

  1. Инновации производителя – здесь человек или бизнес внедряют новое, чтобы продавать нововведения; это уровень научных исследований на ;
  2. Инновации конечного пользователя – здесь разработки преследуют цель создать новые продукты, которые будут соответствовать изменившимся потребностям.

В общем , как отметил известный робототехник Джозеф Ф. Энгельбергер, стоит на трех китах:

  1. Признанная потребность;
  2. Квалифицированные кадры с соответственной технологией;
  3. Финансовое обеспечение.

Основные генераторы технических идей – инженер-изобретатель и физик-исследователь. Их деятельность разнопланова: если один способен создавать новое устройство из готовых элементов знания, то второй ставит под сомнение сами элементы, меняет части картины мира.

Из технической идея становится инновационной, когда она доводится до промышленного использования и приносит прибыль. Поэтому автор должен помнить о трех следующих пунктах:

  1. Ценность идеи растет по мере ее коммерциализации, выведения на рынки: чем они больше, тем выше стоимость самой идеи;
  2. Рисковая стоимость реализации ложится на плечи финансирующей стороны.
  3. Роялти автора зависит от формы бизнеса и масштаба рынка.

Итак, перечислим факторы, способствующие появлению инноваций:

  • Потребительский спрос и потребности рынка;
  • Конкуренция, борьба за максимальную прибыль;
  • Создание имиджа;
  • Решение возникающих в процессе бизнес-деятельности проблем;
  • Желание развиваться, реализовывать знания;
  • Реорганизация: компания жертвует ядром своего бизнеса ради нового «денежного теленка»;
  • Научные открытия и трансфер знаний.

Интуиция или упорядоченность: что включают методы поиска инновационных идей

Распространено мнение, что новые открытия в сфере бизнеса происходят случайно: нужно только непрерывно быть в поиске. Конечно, интуиция – это большое подспорье в выборе и анализе подходящей идеи, но она есть не у всех.

Как же вести деятельность по поиску нужных инноваций рационально? Приведем наиболее известные приемы упорядоченного поиска идей.

  • Улучшение прототипа. Выявляются недостатки существующих моделей и ищутся пути устранения этих недостатков.
  • Мозговой штурм. Группа лиц проводит многоаспектный анализ проблемы и генерирует поток мыслей и идей, не стесняясь самых фантастических решений: критика здесь запрещена. В результате возрастают шансы найти верный подход.
  • Синектика. Это коллективная мотивированная интеллектуальная деятельность постоянной группы специалистов с сильным лидером. Является усовершенствованным методом мозгового штурма, в котором разрешена критика.
  • Ликвидация тупиковых ситуаций нетрадиционными методами, с выходом за пределы знаний, накопленного опыта и традиций. Зачастую такой метод приводит к созданию новых теорий, находящихся в противоречии со сложившейся картиной мира.
  • Создание морфологических карт квалифицированной группой разработчиков, расширяющих зону поиска решения проблемы.

Новаторские идеи как базы стартапов: успешно реализованные инновации

Главное условие поиска идеи для бизнеса – уход от штампов и традиций. Нельзя быть заложником одной единственной стратегии развития бизнеса, даже если именно она привела к успеху.

Примером ломки шаблонов служит создание в Дубае музея будущего, в котором визуализируются робототехнические разработки. В интерактивном режиме посетители исследуют фантастические возможности искусственного интеллекта, пробуют взаимодействовать с роботами. Это раскрепощает мысли простых людей, приучает их воспринимать технологические новшества. Впрочем, «дизайнеры будущего» уже зарабатывают не на технологиях, а только на идеях этих технологий.

Конечно, есть действительно прорывные идеи, воплощение которых приведет к качественному технологическому скачку и созданию новых рынков. Перечислим некоторые из них.

  1. Большие надежды возлагают на голосовые платформы Alexa, Siri и т. д.: в них видят технологии будущего. Но будет ли создан монопольный продукт, окупятся ли инвестиции, поверят в него потребители или нет – все это остается под вопросом.
  2. 15 лет назад знаковой технологией стал Skype – программное обеспечение, создавшее бесплатную видеосвязь во всем мире. Конечно, затем прототип улучшили – практически каждая страна разработала собственный видео-мессенджер.
  3. Эксперты Google провозглашают скорый прорыв в области квантовых компьютеров, которые смогут в параллельном режиме работы делать квантовые выборки. Это на порядки ускорит решение задач по сравнению с фон-неймановскими компьютерами.
  4. На базе технологий машинного обучения компания Cambridge Consultants научила мусорные баки сортировать отходы по видам происхождения, используя компьютерное зрение. Аналогичное программное обеспечение для распознавания типа мусора можно установить в смартфоны.
  5. Стартап из Британии Grid Edge создал сервис, позволяющий на 25 % оптимизировать расходы электроэнергии с помощью ИИ и облачных технологий.
  6. Стартап Ecova (Retroficiency) выпустил интеллектуальную платформу управления энергопотреблением, использование которой сэкономило 6 тераватт часов в мировом масштабе.
  7. Исследователи Массачусетского технологического института создали оптические материалы, толщина которых – всего два атомарных слоя. Светодиод из такого волокна может одновременно быть и фотодетектором. В результате использования таких материалов снижается энергопотребление и увеличивается скорость связи. Кремниевая фотоника продвинет компьютерные технологии на новый уровень.
  8. Рывок в развитии фотонных технологий для оптических интегральных схем сделали Гарвардские ученые, разработавшие волновод с показателем преломления, равным нулю.
  9. Убедительным примером использования научной мысли в крупной технической отрасли является беспилотная авиация. В ней монополистом стал Израиль – он поставляет 41 % всех дронов в более чем 50 стран.

Но пионерские разработки и внедрения иногда оказываются непомерно рисковыми и дорогостоящими.

Так, до сих пор не может найти финансирование белорусский стартап «Квантовые батареи» на базе БГУИР, являющийся владельцем уникальных приоритетных разработок по созданию твердотельных аккумуляторов. В них заложены новые принципы накопления электрической энергии в диэлектриках, дешевых и экологичных материалах типа оксидов алюминия. Революционный подход основан на использовании для аккумулирования электричества спаренных электронов в наноструктурированном диэлектрике. Это кардинально отличается от движения ионов в электролите в литиевых аккумуляторах.

Над той же задачей работают американский стартап «All-ellectron battery» Стэнфордского университета и японский стартап «Battenice» Guala Technology. Японцы уже стоят на пути создания технологии массового производства твердотельных аккумуляторов, а Quantum Scape Corp. привлекла дополнительные ресурсы из Volkswagen.

В это время белорусский стартап, хотя и выиграл международный конкурс открытых инноваций InnoCentive, так и остался на стадии исследований – а ведь мог бы привести к энергетической зеленой революции!

Технической идеей, не перешедшей в стадию инновационной, является открытие «горячей» сверхпроводимости, позволяющей создавать мощные магнитные поля до 10 Тесла при комнатных температурах (US Patent No 6,570,224 B1), а значит, разрабатывать нейрокомпьютеры, передавать электроэнергию без потерь, создавать новые виды летающего транспорта (WO 2008087496 A2 Magnetic levitation rope transport system).

Разумеется, для воплощения идей необходима благоприятная бизнес-среда. Элону Маску, который меняет мир на наших глазах, внешняя среда в лице государства изначально помогает взращивать частную инициативу. Его идеи становятся основой пирамиды глобальных бизнес-проектов.

Нам еще предстоит создать экономику, которая будет генерировать и внедрять наукоемкие инновационные идеи.

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Ключевые слова

идея, предпринимательская идея, инновационная идея, инновации, методы поиска инновационных идей, idea, enterprise idea, innovative idea, innovations, methods of search of innovative ideas

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Вопросам поиска основ создания инноваций сегодня уделяется большое внимание. Но при этом отсутствует единый подход к определению источников создания инноваций. В данной статье предпринята попытка систематизировать источники создания инноваций, и выделить методы для поиска инновационных идей, которые обладают наибольшей эффективностью.

Текст научной статьи

Идея (греч. idea - понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь конкретного замысла. Поиск идей инновации есть процесс творческий. Попробуем разобраться, откуда же берутся инновационные идеи? Единого мнения об источниках инноваций до сих пор нет. Согласно Й. Шумпетеру она принципиально обязана своим появлением предпринимателю, так как сущность предпринимательской функции заключается в распознании и реализации новых возможностей в хозяйственной области. Предпринимательская идея имеет две особенности : · без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна; · любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей. Толчком для поиска новых предпринимательских идей могут послужить: · спрос (существующий и прогнозируемый). Производитель должен уметь выявлять и удовлетворять нужды потребителя еще до того, как сам потребитель сможет правильно определить свои потребности. · особые способности предпринимателя. Только собственный талант является ощутимой и надежной отправной точкой в огромном непознанном мире бизнеса. · развитие существующей структуры производства. Новый бизнес может расширять другие виды бизнеса, использовать спрос, созданный другими компаниями, и дальше развивать уже существующие покупательские привычки производителей и потребителей. · использование уникальных местных ресурсов. Важным элементом является тот факт, что местные ресурсы могут быть или лучше, чем другие конкурирующие ресурсы. Многие товары, использующие местные ресурсы, могут успешно конкурировать с импортируемыми. · использование опыта успешного ведения бизнеса. Изучение опыта успешного ведения бизнеса может дать много интересных мыслей. Проблема заключается в том, что предприниматели иногда пытаются слепо следовать бизнесу, пытаются копировать успешный опыт соседа, который успешно развивается в непосредственной близости от них. В качестве важнейшего источника, а точнее, сферы рождения нововведений, подавляющее большинство исследователей отмечают науку. Именно в этой сфере рождаются базисные инновации, обладающие наибольшими возможностями для преобразования по мере их коммерциализации. Важным источником инноваций является изобретательство. Можно отметить и такую побудительную причину возникновения инноваций как рынок с игрой спроса, предложения, цены, конкуренции, борьбой за потребителя. Инновация базируется на новаторской идее (изобретении, открытии), и эта идея направлена на создание в общем смысле более эффективного способа производства, позволяющего использовать имеющиеся ресурсы с большей пользой, чем способы, доступные на данном этапе развития общества. Наиболее детально источники инновационных идей рассмотрены П.В. Друкером. Он выделил следующие семь источников инновационных идей: · Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача. Неудача указывает на необходимость изменений, другими словами, на скрытые инновационные возможности. · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она не является, и ее отражение во мнениях и оценках людей. · Изменение потребностей производственного процесса. Учитывая этот источник инновационных идей, подразумевается о совершенствовании уже существующего процесса, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. · Изменение в структуре отрасли или рынка. Данный источник открывает большие возможности для инноваций. · Демографические изменения. · Изменения в восприятии и ценностных установках. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений. · Новые знания, научные и ненаучные. Инновации, в основе которых лежат новые знания становятся объектом наибольшего внимания и проносят большие доходы. «Каждая великая идея носит на себе печать отказа. Это не всегда заметно, потому что, когда инновация получает признание, ее трудный путь к успеху мгновенно ретушируется… Возникает парадокс: чем выше потенциал идеи, тем труднее найти кого-то, кто захочет ее испробовать». Любое нововведение должно созреть и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В книге «Распространение инноваций» Эверетт М. Роджерс выделяет пять факторов, которые определяют скорость распространения новых идей; каждый новатор должен иметь их в виду. Если все обобщить, получится следующее : · Относительная выгода. Какую ценность имеет новая вещь по сравнению со старой? Это преимущество определяет потенциальный потребитель, а не изобретатель. В итоге бесполезные с точки зрения новатора идеи могут получить признание, а более ценные - нет. · Совместимость. Сколько усилий требуется для перехода от привычной вещи к инновации? Если цена выше относительной выгоды, большинство людей не будут пробовать новинку. В цену входит система ценностей человека, финансы, привычки или личные верования. Технологическая совместимость - всего лишь часть того, что делает инновацию распространенной. Новая идея должна быть совместимой с привычками, верованиями, ценностями и образом жизни. · Сложность. Сколько необходимо учиться, чтобы применить инновацию? Чем меньше понятийный пробел, тем выше шансы инновации быть принятой. · Возможность проверки. Насколько легко опробовать инновацию? Бесплатные образцы и демонстрации - веками существующая методика безопасного тестирования новых идей. Чем проще попробовать инновацию, тем быстрее она распространяется. · Наблюдаемость. Насколько заметны результаты инновации? Чем воспринимаемые преимущества заметнее, тем быстрее новинка приживется, особенно внутри социальных групп. В своей книге «Сказать свое Му-у!. Не пытайтесь стать безупречным, просто будьте замечательным» Сет Годин выделяет следующие источники великих идей : 1. Новые сотрудники. Новички в организации - являются самым первоклассным источником хороших идей, которые Вы создаете. Именно они обладают незамутнённым взглядом. Они привносят свежую струю в организацию. 2. Люди с периферии. Во многих организациях главный офис - это оплот статус-кво. Чем ближе вы к трону, тем меньше у вас потребность затевать что-либо новое. Но на периферии можно экспериментировать. Это то место, где новые идеи зарождаются, внедряются и используются. Если они жизнеспособны, то их можно экспортировать в главный офис. Если они неудачны, то это можно тихонько замять, и никто больше не вспомнит об этих идеях. Если вы находитесь в поиске хороших идей или хотите опробовать некоторые из них - отправляйтесь на периферию. Именно там происходит движение. 3. Работники передней линии. Если вы хотите услышать великие идеи, отправляйтесь на «передовую», где происходит взаимодействие вашей организации с потребителями. Вы сможете получить крайне полезные идеи за очень короткий срок. 4. Потребители. Потребители знают, чего они хотят и что им нравится, и, если вы предложите им новую вещь, они очень быстро расскажут вам, что они об этом думают. Если вы хотите разузнать о великих идеях и сделать это без особых затрат, попробуйте организовать места коммуникации, где потребители могли бы общаться с вами. Они оценят такую возможность, и вы узнаете много нового. 5. Великие компании из других отраслей. Не существует никаких новых идей - и это горькая правда. Есть лишь новые области приложения старых идей и остроумные способы их применения. Поэтому один из способов получить великие идеи - это украсть их. История инноваций полна «гениев», которые выпрашивали, заимствовали и воровали идеи в одной сфере, чтобы применить их в другой. Так же он указывает перечень проверенных временем методик поиска великих идей. 1. «Концентрируйтесь на количестве, а не на качестве. Большинство считает, что необходимо ждать появления единственной, невероятно успешной идеи. В процессе поиска они игнорируют множество идей попроще, впрочем, интересных, полезных и умных. Дело в том, что все эти идеи заслуживают рассмотрения. Никогда не знаешь, как незначительная идея может вдруг обернуться большой задумкой. Поэтому цените все идеи. 2. Собирайте все идеи. Как только вы соберетесь запастись идеями, то захотите собрать все идеи, какие только попадутся. Наткнувшись на идею, запишите её. Запишите, когда встретитесь с чем-нибудь примечательным. 3. Прочь из собственной области комфорта. Если вы хотите найти новые идеи, придётся выйти и поискать их. Развивайте своё периферийное зрение. Вы удивитесь, сколько нового станете замечать, оказавшись на незнакомой территории. 4. Путешествуйте. Говорят, что путешествия расширяют кругозор. Но это еще не все. Они также углубляют его. Осведомлённость - злейший враг новых идей. Поэтому отправляйтесь в новые места. Расширьте границы сознания. 5. Пообщайтесь с кем-нибудь. Составьте список знакомых, чью точку зрения вы действительно уважаете. Возьмите себе за правило регулярно звонить им, чтобы просто поболтать. Всё, что вам необходимо спросить, - это «что нового?». Слушайте и делайте заметки. Журналисты постоянно практикуют такой способ, называя это занятие «разработкой источников». Так они находят идеи для своих статей. Опробуйте этот метод в своем бизнесе. Должно сработать. 6. Обучайтесь. Запишитесь на какие-нибудь занятия или курсы. Генерирование новых идей - это неотъемлемая составляющая процесса познания, поэтому займитесь своим образованием. Просто-напросто посещайте занятия. Это может быть всё, что угодно, начиная с садоводства и заканчивая иностранным языком, кулинарией или фотографией. Когда вы настраиваетесь на восприятие новых знаний, ваше сознание расширяется. В процессе обучения вы начнёте замечать новое и, весьма вероятно, станете замечать новое и на работе». Для поиска инновационных идей наибольшей эффективностью обладают следующие методы : проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения и изобретательских задач. Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решений определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен не выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки. Метод контрольных вопросов - вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб). По сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Метод морфологического анализа. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом. Метод синектики представляет собой метод поиска идей в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию. Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи потеем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ сформулированной проблемы - анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций - формулировка общей идеи - выбор основополагающих идеи - контроль идей - выбор одной практически применимой идеи из списка - воплощение выбранной идеи в инновацию. Метод теории решения и изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач. Перечисленные выше методы не исчерпывают всех методов, которые могут применяться для поиска инновационных идей. Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Все вышеизложенное позволяет определить, что основой создания инноваций может выступать наука, изобретательство, новаторская идея и другие толчки для поиска инновационных идей.

Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.

Явления в науке бывают:

¦ нормальные;

¦ аномальные.

Нормальные явления -- это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т. е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.[ 3 с.146)

Идея (греч. idea -- понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь какого-то замысла. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериальные.

В творческом процессе можно выделить три этапа:

¦ замысел, т. е., появление самой идеи;

¦ превращение идеи в план работы;

¦ реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап -- это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т. е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (греч. analysis -- разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез (греч. synthesis -- соединение, сочетание, составление) -- это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно.

Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.

Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.

Абстракция (лат. abstractio -- отвлечение) -- это мысленное отвлечение ряда свойств предметов и отношение между ними.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Исходным пунктом для научной абстракции является объектив пая реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного с тем, чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.

Роль научной абстракции в исследовании инноваций весьма велика, так как при анализе отношений в инновационном процессе нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук. С помощью приема научной абстракции можно полнее раскрыть сущность явлений и глубже понять их особенности.

Прием научной абстракции воспроизводит какой-либо конкретный процесс отношений в абстрактном виде.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis -- основание, предположение) означает научное предположение; выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза -- это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

С гипотезой тесно связано предвидение нового, т. е. его прогнозирование.

Прогноз (греч. prognosis -- предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер. Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий.

При прогнозах большую роль играет и воображение. Воображение -- это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueri -- пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса.

Инсайт -- это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод «Метра» и другие.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:

1) метод проб и ошибок;

2) метод ко нтрольных вопросов;

3) мозговой штурм;

4) морфологический анализ;

5) метод фокальных объектов;

6) синектика;

7) стратегия семикратного поиска;

8) метод теории решения изобретательских задач.

Метод проб и ошибок

Самым древним и наименее эффективным является метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX века. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты -- это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, На магнитной ленте и т. п. Таким образом, основа метода -- это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма -- теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику -- это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам.

Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Морфологический анализ

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morphe -- форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является единовременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Сущность метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, которая всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов:

1 этап: формулировка проблемы.

2 этап: постановка задачи.

3 этап: составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 этап: составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

Морфологический ящик -- это многомерная таблица. В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов возник в 1926 г. и был значительно усовершенствован Чарльзом Вайомингом в середине 50-х гг. XX века.

Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции):

2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать полезные решения.

Синектика

Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым Уильямсом Гордоном в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма.

У. Гордон в отличие от А. Осборна сделал упор на необходимость предварительного обучения, на использование специальных приемов, на определенную организацию процесса решения.

Можно выделить два механизма творчества:

¦ неоперационный механизм, т. е. неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию, вдохновение и др.;

¦ операционный механизм, т. е. процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Важно научиться применять операционный механизм. Это обеспечивает повышение эффективности творчества и создает условия для проявления неоперационного механизма.

Синектика как метод поиска идеи -- это атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций:

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий:

¦ прямая;

¦ личная;

¦ символическая.

Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями.

Личная аналогия означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции).

Символическая аналогия -- это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель есть символическая модель. Эта модель может описать явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

Следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

Стратегия семикратного поиска

Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи этапам. Отсюда и название стратегии. Стратегия семикратного поиска была разработана рижским инженером Г. Я. Бушем в 1964 г.

При поиске идеи творческий процесс делится на семь последовательных этапов.

Первый этап -- анализ имеющейся проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

Второй этап -- анализ характеристик имеющихся аналогов новых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные условия хозяйственной ситуации для потребления инновации и определяются ее основные функции и характеристики.

Третий этап -- формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

Четвертый этап -- выбор основополагающих идей. На этом этапе генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи.

Эвристика (греч. heurisko -- нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение.

Пятый этап -- контроль идей.

Шестой этап -- оценка выбора одной оптимальной идеи.

Седьмой этап -- превращение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный инженером Г. С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

АРИЗ-85-В состоит из 9 этапов (частей), каждый из которых содержит несколько последовательных шагов, регламентированных конкретными правилами и рекомендациями:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение идеального конечного результата или кризисного решения (ИКР) и физического противоречия (ФП).

4. Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР).

5. Применение информационного фонда.

6. Изменение и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения физического противоречия.

8. Применение полученного ответа.

9. Анализ хода решения.

Первый этап -- это выбор задачи, т. е. переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи. На этом этапе определяется конечная цель задачи, проверяется возможность и целесообразность ее решения обходными путями, выявляются требуемые характеристики с поправкой на время, размеры и стоимость, изучается патентная информация.

Второй этап -- это построение модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей.

Ресурс пространства -- это оперативная зона, т. е. пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи.

Ресурс времени -- это оперативное время, т. е. имеющиеся ресурсы времени: время до конфликта и конфликтное время.

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) -- это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. Вещественно-полевые ресурсы бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т, п.), внешнесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемные (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

На этом этапе уточняются условия, выявляются возможности видоизменения задачи путем варьирования требуемыми характеристиками. Здесь же выбирается такой элемент, который можно легко перестроить и заменить.

Третий этап направлен на формирование образа идеального конечного результата (ИКР) и на выявление физического противоречия (ФИ), мешающего достижению ИКР.

Идеальный конечный результат дает возможность выйти в поле значимых решений. На этом этапе выявляются причины, препятствующие практическому созданию «идеальной машины», даются стандартные формулировки физического противоречия.

Четвертый этап заключается в устранении физического противоречия. Этот этап включает планомерные операции по увеличению вещественно-полевых ресурсов.

Во многих случаях четвертый этап приводит к решению задачи и тогда можно сразу же перейти к седьмому этапу. Если же этого не происходит, то надо пройти пятый и шестой этапы.

Пятый этап означает использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. Этот фонд может включать стандарты, описание приемов, результаты опытов, описание разных явлений и т. п.

Шестой этап означает оценку найденного решения и развитие полученного ответа. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделение противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются путем изменения смысла задачи: снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Для правильного понимания задачи сначала надо ее решить, так как изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс корректировки задачи.

Седьмой этап -- это анализ хода решения. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»). При решении технических задач ТРИЗ используют созданный информационный фонд, включающий стандарты, описание приемов, физических эффектов и явлений. Составляется список из укрупненных приемов преодоления типовых противоречий, а именно: принципы «дробления», «асимметрии», «матрешки», «антивеса», «Наоборот», «обратить вред в пользу», «заранее подложенной подушки» и др.

Восьмой этап означает нахождение универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

Девятый этап направлен на повышение творческого потенциала человека. Он является завершающим этапом, некотором анализируется ход решений. Анализ производится методом сравнения реального хода решения данной задачи с теоретическим (по ТРИЗ), сравнения полученного ответа с данными информационного фонда ТРИЗ и т. п. Такой анализ дает возможность наметить пути планомерного нахождения физических эффектов, необходимых для решения задачи.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.


Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А.

Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.

2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

1-й этап - формулировка проблемы:

2-й этап - постановка задачи;

3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;

6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

1. Анализ сформулированной проблемы.

2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.

3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. Контроль идей.

6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.

7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).

8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.

2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

1-й этап - формулировка проблемы:

2-й этап - постановка задачи;

3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;

6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

1. Анализ сформулированной проблемы.

2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.

3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. Контроль идей.

6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.

7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).

8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.