Психологические типы личности человека. Психотип личности: классификация и описание.

Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Необходимо также отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Тип личности – это совокупность устойчивых личностных проявлений человека. Данное понятие используется в психологии личности (психологии индивидуальных различий) и психодиагностике. Считается, что тип личности, в отличие от типа характера, в своей основе имеет врожденные характеристики человека, а не приобретенные. Пока не существует убедительных доказательств врожденности типа, но все наблюдения показывают, что личностные особенности проявляются крайне рано. Также тип личности практически остается стабильным на протяжении всей жизни.

Одной из первых типологий личности была теория темпераментов Гиппократа. Как врач, он ввел классификацию, основанную на анатомических и физиологических особенностях, а именно на преобладании той или иной жидкости в организме. На этом основании и родились описания:

– Холерик - от греч. холе, «желчь, яд».

– Флегматик - от греч. флегма, «мокрота».

– Сангвиник - от лат. сангвис, «кровь».

– Меланхолик - от греч. мелэна холе, «чёрная желчь».

В дальнейшем данная теория получила научное подтверждение в трудах И. Павлова, доказавшего зависимость определенного поведения от протекания нервных процессов.

Иван Петрович Павлов, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности – теория психологических типов К. Г. Юнга.

Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

Юнг выделил восемь типов личности на основе двух установок – экстраверсии или интроверсии – и четырёх функций или видов ориентации – мышления, чувства, ощущения или интуиции:

    Экстравертный мыслительный тип.

    Экстравертный чувствующий тип.

    Экстравертный ощущающий тип.

    Экстравертный интуитивный тип.

    Интровертный мыслительный тип.

    Интровертный чувствующий тип.

    Интровертный ощущающий тип.

    Интровертный интуитивный тип.

Интроверсия и экстраверсия являются двумя противоположными способами адаптации людей к воздействиям внешнего мира.

Интроверт – это человек, интерес которого направлен в себя, он руководствуется в своём поведении внутренними принципами. Такой человек бывает застенчив, стремится к уединению, склонен к обороне, к консерватизму, предпочитает привычную домашнюю обстановку, дружит с небольшим числом близких друзей, предпочитает перед началом действий всё тщательно рассчитать.

Экстраверт – это человек, интерес которого направлен вовне, он руководствуется внешними обстоятельствами и общественным мнением. Экстраверт бывает очень общительным, стремится быть в компании, склонен к рискованным поступкам и внезапному нападению как истинный искатель приключений, к реформам и нововведениям, путешествиям, необдуманным поступкам, знакомствам с новыми людьми.

Экстраверт считает интроверта скучным, предсказуемым, упрямым, отсталым и косным, который портит удовольствие другим. А интроверт считает экстраверта капризным, ненадёжным, лживым, поверхностным и бездельником.

Изабель Майерс-Бриггс и её мать Кэтрин Бриггс к шести юнговским показателям добавили ещё два – планирование и импульсивность. Способность к планированию означает стремление заранее принять решение и действовать по плану, прорабатывая промежуточные этапы и способы достижения цели. Импульсивность означает склонность иметь много вариантов и действовать в зависимости от обстоятельств. Таким образом, у этих авторов на основе восьми показателей получилось шестнадцать типов личности, но это слишком много, поэтому Д. Кейрси разделил шестнадцать типов личности на четыре группы по четыре портрета в каждой. Каждой группе Кейрси дал мифологическое имя:

    Дионисий, который обладает здравомыслием и импульсивностью.

    Эпиметей – здравомыслием и планированием.

    Аполлон – интуицией и чувством.

    Прометей – интуицией и мышлением.

Эти авторы составили тесты на тип личности, которые широко используются на Западе, в частности при приёме на работу. По моему мнению, концептуальные поправки этих авторов к теории Юнга были не совсем удачными, так как 16 типов – это слишком много для визуального теста на тип личности. Можно сделать вывод, что, с одной стороны, мои исследования, о которых будет сказано ниже, идут в русле подобных самых современных исследований на Западе, а, с другой стороны, мои теоретические принципы отчасти отличаются от идей других авторов. История науки показывает, что первое обстоятельство отчасти предохраняет от превращения авторских идей в полный научный бред, а второе обстоятельство – от превращения в плагиат или в попытку изобрести велосипед, уже давно изобретённый.

Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

Типы личности:

    Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

    У идеалистов , наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

    Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

    Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

    Гедонистические материалы ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек – жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Большинство людей, за всю жизнь, хоть раз интересовал вопрос: почему каждый человек отреагировал в той или иной ситуации по-разному, и вообще, исходя из чего, он совершает свои действия, поступки тем или иным образом.

Что такое психотип личности?

Это явление объясняет такой феномен, как психотипы личности человека. Дело в том, что каждый имеет свой психотип (или психологический тип) личности. В зависимости, какой этот психотип, человек и совершает действия, думает, ведет общение «по-своему».

Знание психотипа наделяет рядом преимуществ. Понимая тип людей, можно знать, что от них ожидать, и как они себя будут вести. Благодаря этому, можно наладить отношения, и вызвать доверие по отношению к себе.

Какими бывают психологические типы?

Итак, сколько всего существует психотипов людей? Специалисты могут выделить еще множество подтипов и видов, но в данном случае мы подразделим людей на восемь психотипов:

Шизоид – человек, относящийся к данному типу, живет мыслями. Проще говоря, он не склонен к совершению действий. Такие люди выбирают «спокойные» профессии, ничем не выделяются, ведут неспешный образ жизни.

Истероид – данный вид людей, прямая противоположность шизоиду. Такой человек склонен ко всему нестандартному, яркому. Также это выражается и в манере одеваться, в характере. Профессия для данного типа больше всего подходит творческая, будь то художник или артист.

Эпилептоид – такой тип людей любит во всем порядок, ведут себя расчетливо. Они не любят неуверенность в решениях, довольно педантичны, больше всего подвержены агрессии, и ставят себя выше других, в связи с чем, эгоистичны. Пример профессии: учитель, строгий и требовательный.
Гипертим – своего рода, гиперактивный тип. Им присуще качества лидера, они непредсказуемы, и склонны к необдуманным действиям. В провессиях могут зарекомендовать себя в числе военных, и журналистов, работающих в экстремальных ситуациях.

Астеник – обратная сторона гипертима. Они очень скромны, и неуверенны в своих поступках, стараются избегать общения с людьми. Боятся критики, и что их неправильно поймут. По профессии, такие люди занимают те места, где или не нужно контактировать с людьми, или нужно в малой степени.
Неустойчивый психотип – такие люди, проще говоря, «плывут по течению». Они не оказывают никакого сопротивления, им легко навязать свое мнение, и «загрести» под свое влияние. Ленивы, и выбирают профессию «по указке», например, по слову родителей.

Лабил – все его душевное состояние, поведение зависит от его настроения, который может в любой момент измениться в ту или иную сторону. Они зачастую, ведут себя как дети, радуются по мелочам, и могут впасть в дикую «ярость», или депрессию на пустом месте.
Сензитив – данный тип людей наиболее склонен к эмоциям. Они плохо воспринимают критику, обижаются на грубость, и зачастую не могут «настоять на своем», жутко закомплексованы.

Выявлением различных типов личности занимаются такие науки, как социология, психология, соционика и даже информатика, и каждая из них предлагает особые классификации. В результате многих исследований, учёные стали замечать, что чётких границ между типами не существует. Поэтому, чтобы определить к какому из типов относится тот или иной человек, нужно выяснить, какие из характеристик типов личности человека в нём преобладают.

Классификация людей по темпераменту

Одним из первых решил заняться типологией личности человека отец медицины ─ великий Гиппократ. Как известно, у него была обширная клиническая практика, благодаря которой он имел возможность проводить множество количественных исследований. Это и помогло ему определить некую связь между темпераментом человека и его здоровьем. Поскольку Гиппократ был сторонником материализма, то он стал искать связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из четырёх жидкостей: крови, лимфы, чёрной и жёлтой жёлчи. Исходя из этого, он предложил четыре основных вида темперамента:

  • сангвиник
  • меланхолик
  • флегматик
  • холерик.

В организме сангвиников согласно теории Гиппократа преобладает кровь, во втором типе – чёрная жёлчь, в третьем – лимфа, а в четвёртом – жёлтая жёлчь. К этим предположениям медики относятся скептически, потому что великий учёный не оставил объяснений, как же ему удалось это определить.


Какими же качествами обладает каждый из вышеназванных типов?

Меланхолик считается самым «слабым» из типов личности человека. У него ослаблены как тормозные, так и возбудительные механизмы, что делает его сверхчувствительной личностью. Он может часами переживать даже за что-то незначительное. Меланхолики часто находятся в подавленном настроении, склонны к депрессиям. Подробнее о том . Среди них часто встречаются неврастеники. Они зачастую скрывают свои эмоции, что приводит к развитию нервных и психических нарушений, способствующих развитию у них заболеваний желудка, печени, сердечно-сосудистой системы, а также онкологии.

Холерик же является «безудержным» типом личности. Он обладает хоть и сильным, но неуравновешенным характером. Ему присущи , ярость, истерия, неуживчивость с окружающими людьми. Холерик чаще других страдает болезнями жёлчного пузыря и печени. Определить этот тип среди толпы - несложное дело. Ведь он, благодаря активной жестикуляции и быстрым движениям, сразу же бросается в глаза. Он импульсивен, суетлив, не может спокойно стоять на месте.

Сангвиник – это самый «живой» тип личности. Он очень силен, уравновешен, постоянно находится в действии, инициативен. Это типичный случай и максималиста. Он не умеет отдыхать, тревожен, боится не успеть, допустить ошибку, очень требователен к себе и к окружающим - все это может стать причиной стрессов. Наиболее часто встречающимися у сангвиника заболеваниями являются болезни сердечно-сосудистой системы, нередки инфаркты и инсульты.

Флегматик относится к «спокойному» типу. Люди этого типа уравновешены и инертны. Они берегут себя, стараются не расстраиваться по пустякам, философски смотрят на все проблемы. Им не присущи проявления гнева, ярости, раздражения. Вот почему флегматики болеют реже, чем другие типы. Но не дай бог, им заболеть - это будет длиться долго. Определить их в толпе также довольно легко: во время аврала, паники и всеобщей суеты они безучастны и сохраняют спокойствие. Тем не менее у флегматиков чаще, чем у других типов встречается язва желудка.

В социологии типы личности рассматриваются как некие продукты, которые произошли в результате переплетения социальных, экономических, исторических, культурных условий жизни общества. Как и в психологии, здесь встречаются множество различных типологий личности, предложенных известными социологами.

Согласно Максу Верберу классификация людей на типы должна происходить в соответствии с их социальным действием, то есть степенью рациональности. Ввиду этого, различают два основных типа человека: рационалист и иррационалист. А вот Эрих Фром делит людей на рецептивных, то есть пассивных (люди, которые готовы подчиняться), эксплуататорских - те, кто пользуется чужим трудом, и накопителей (люди с преобладанием рыночного характера).

Социология также предлагает следующие типы личности:

  • традиционалисты
  • реалисты
  • идеалисты
  • гедонисты
  • фрустрированный тип

К первому относят человека, который нацелен на порядок, закон, долг и дисциплину. Он инертен и не стремится к самореализации и самосовершенствованию. Реалисты, наоборот, стремятся к самореализации. Вместе с этим они также не лишены чувства долга, умеют контролировать себя и не впадать в панику. Идеалисты – это борцы с выработанными веками нормами поведения. Они стремятся к независимости. А гедонисты – это люди, которым совершенно наплевать на то, что творится в обществе. Для них главное – получать . При этом их желания сводятся только к материальным удовольствиям. Чтобы определить является ли человек гедонистом - просто загляните к нему домой. Если в доме есть все, кроме телевизора, а если он и есть, но предназначен исключительно для просмотров фильмов и клипов, то - это точно гедонист. Что же касается последнего типа, то эти люди отличаются . Они ощущают себя лишними и выброшенными из общества. Именно такое отношение к самому себе делает человека изгоем, и бомжом.


Во второй половине XX века возникла новая теория – соционика, согласно которой человеческие типы определяются в соответствии с тем, как в людях сочетаются следующие признаки: интроверсия и экстроверсия, логика и этика, рациональность и иррациональность, сенсорика и интуиция.

Сегодня популярно делить людей на экстравертов и интравертов, то есть личностей, которые либо погружены в себя (интраверт), либо готовы к общению и взаимодействию с окружающими (экстраверт). Наиболее видным представителем данной теории является Х. Айзек. Кстати, классификация Юнга, предложенная ещё во второй половине XIX века, в принципе, есть одно и то же, что и типология Айзека. Только Юнг называл эти типы иначе: «Инь» (люди, обращённые внутрь себя) и «янь» (те, кто ориентирован на окружающий мир).

Рационалы и иррационалы также являются в корне противоположными типами. Для рационалов на первом месте находится разум, а также приятные в обществе традиции, в то время как иррационалы постоянно стремятся к совершенству, к новшествам. Они настоящие новаторы, первооткрыватели. Иррационалы отличаются нестандартностью своих мыслей, они креативны и оригинальны.

Этиков, так как и рационалов очень волнуют принятые в обществе нормы, но в этом случае - моральные. Им очень важна форма и внешняя сторона вещей. Среди них большие ценители красоты, искусства, причём в традиционном понимании, а вот логики, больше ориентируются на логические утверждения, которые соответствуют истине. Для них важнее всего докопаться до сути проблемы, внести ясность.

Интуиты любят рассматривать полученную информацию в соответствии со временем и наблюдать за процессом развития событий. Интуиты отличаются рассеянностью, они могут не заметить даже очевидных вещей, если те их не интересуют в данный момент времени. На большинство вопросов они любят отвечать: «поживём - увидим». Сенсорики же стараются сортировать информацию не во времени, а в пространстве. Для них очень важны полученные ими ощущения. Среди сенсориков немало ценителей искусства и природных красот. Для них очень важно то, что происходит здесь и сейчас, а что будет дальше – их не заботит.


Типы личности в конфликтных ситуациях

Как говорится, истинное лицо человека можно увидеть именно в конфликтной ситуации.

В зависимости от того, как люди ведут себя в состоянии конфликта, выделяют следующие типы личностей:

  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность

Для демонстратора жизнь – не что иное, как театр, а он в ней - актёр. Он постоянно желает привлечь к себе внимание окружающих. И его совершенно не волнует, что именно о нём думают или говорят, лишь бы говорили. Люди этого типа часто становятся зачинщиками конфликта. Из них получаются прекрасные провокаторы и экстремисты. На любом митинге или демонстрации обязательно найдутся люди-демонстраторы.

Ригидные люди отличаются мнительностью и подозрительностью. Если они и конфликтует, то только потому, что кого-то в чем-то подозревают. Они обладают высокой, даже , и когда видят, что к ним окружающие относятся с недоверием, то это начинает их беспокоить, что и приводит к конфликту. Эти люди нуждаются в постоянной лести и похвале, вместе с тем они очень благодарны тем, кто к ним хорошо относится.

Неуправляемые люди порой не могут справиться со своими эмоциями и поступками. Они очень импульсивны, агрессивны, гневливы. Среди них часты случаи девиантного поведения. В конфликте они полностью выходит из-под контроля, и могут навредить как самому себе, так и окружающим людям.

Полной противоположностью данному типу является сверхточная личность. Эти люди держат все под контролем, они очень внимательны и осторожны. Из них, естественно, получаются лидеры, которые готовы контролировать не только себя, но и массы. Тем не менее, эти люди очень болезненно относятся к неудачам.

Помимо конфликтных типов также, существует бесконфликтный тип. Однако это вовсе не означает, что они миролюбивы и добры. Просто такие люди слишком робкие, поэтому-то и стараются избегать конфликтов. Они не умеют отстаивать своё мнение, права, поэтому всегда остаются в тени.

Кроме вышеперечисленных теорий классификации личности человека также существуют и другие. Однако не надо забывать, что человек уникален, и каждый из людей обладает особым характером, присущим только ему.

Тип личности можно трактовать как совокупность социально значимых личностных характеристик индивида. В психологии тип личности - это некая абстрактная модель, включающая совокупность характеристик индивида, которые проявляются с определенным постоянством, являясь ответной реакцией на воздействие окружающей социальной среды. Классификации по типу личности в психологии весьма разнородны и многочисленны. Между тем, граница между типами личности при любой классификации может быть весьма размытой. Определенные черты характера, склад ума и тип поведения соответствуют определенному психологическому типу личности. В каждом человеке можно отыскать почти все существующие характеристики, приписываемые тому или иному типу личности, тем не менее, мы можем говорить о существовании более или менее устоявшихся в психологии критериев выделения типов личности. Проблема определения типа личности ученых привлекала с древних времен. Еще Аристотель, выделял определенные черты, свойственные для «добродетели» и для «порока», фактически описывая типы личности в психологическом аспекте. Разработкой типов личности занимался К. Юнг, который описал наиболее общие типы личности - «Инь» (обращенность в свое «я», вовнутрь) и «Ян» (ориентация на внешний мир). Г. Селье, выводя свои типы личности, говорил о «делателях», «думателях» и «чувствователях». В современной психологии одним из самых распространенных принципов отнесения человека к тому или иному типу личности является деление индивидов на интровертов и экстравертов.


Интроверт как тип личности. Индивиды, в поведении которых преобладают характеристики, свойственные этому типу личности, погружены в свой внутренний мир и, если людям этого типа личности приходится отвлекаться от своего «я» и вступать во взаимодействие с миром внешним, они испытывают трудности при таком смещении фокусировки внимания.
Экстраверт как тип личности. Индивид-экстраверт легко вступает в контакт. Экстравертированному типу личности свойственна экспансивность, стремление к активному социальному взаимодействию с другими индивидами. Вступление в социальный контакт для этого типа личности не представляет затруднений и является важным условием психологического комфорта.

Социальные типы личности

Формирование личности – процесс длительный и сложный. Общество предъявляет к индивидам определенные (и достаточно жесткие) требования. Через систему образования и воспитания оно стремится сформировать тип личности, наилучшим образом отвечающий предъявляемым им требованиям. В связи с этим и выделяют отдельные типы личности в социологии. В силу разных объективных и субъективных особенностей в обществе формируются различные типы личностей. На это оказывают влияние различные аспекты количественного характера (социальная активность людей) и качественного (направленность активности может сознательной или стихийной, созидательной или разрушительной). Эти характеристики определяются социальной структурой общества, его нормативной культурой и ценностными ориентациями, а также самосознанием, установками и стилем мышления отдельных индивидов. Личность с точки зрения социологии – это ядро, связывающее психические процессы человека и придающее его поведению определенную устойчивость и логическую последовательность. По признаку, главным образом влияющим на это ядро, типы личности в социологии определяются разными теориями: психобиологической (У. Шелдон), биосоциальной (Ф. Олпорт, К. Роджерс), психосоциальной (К. Хорни, К. Адлер), психостатической («факторные» – Д. Айзенк,Р. Кеттел и др.).


Социальные типы личности в социологии определяются как продукт комплексного переплетения социально-экономических и историко-культурных условий жизни людей. В социологической науке предлагаются различные типологии личности. М.Вебер за критерий типологии взял особенности социального действия, то есть степень его рациональности. К.Маркс главным признаком считает классовую и формационную принадлежность. Э.Фромм выделяет типы личности в зависимости от социального (в противовес индивидуальному) характера. По Фромму типы личности выделяются рецептивного (пассивного), эксплуататорского, накопительного и рыночного характера. Типы личности в социологии – это модели личности, которые социологией (а также и психологией) используются как образцы для группировки при классификации, изучении и упорядочении множеств личностей. Различные теории выделяют идеальные конкретно-исторические и эмпирические типы личности.


В западной теории широко применяется типология на основе личностных показателей. Так К.Юнг выделяет типы на основе сензитивности, мыслительности, переживания оценки, интуитивности, экстравертивной или интровертивной направленности. По Х.Айзеку главными характеристиками индивидов являются такие понятия как экстраверсия и интроверсия. Экстраверты характеризуются тенденцией направлять энергию психики вовне, а интроверты – внутрь себя. Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты. Традиционалисты нацелены на такие ценности как порядок, долг, законопослушание, дисциплина. При этом самостоятельность, стремление самореализоваться у них почти отсутствует. Идеалисты отрицают традиционные нормы, независимы, скептичны по отношению к авторитетам и ориентированы на саморазвитие. Фрустированный тип отличается низкой самооценкой, подавленным самочувствием и ощущением выброшенности из жизни. Реалисты стремятся к самореализации, обладают чувством ответственности и долга, самодисциплины и самоконтроля. Гедонисты стремятся к получению удовольствия, преимущественно в виде удовлетворения простых потребительских желаний. Ролевая теория личности в социологии была создана представителями структурно-функционального направления Д. Морено, Т. Парсонсом и другими. Они рассматривали личность сквозь призму социальных ролей в обществе. В обществе объективным является разделение труда, в связи с чем появляются различные социальные статусы и роли людей, находящиеся в функциональной связи.

Психологические типы личности

В конце 70-х годов XX века появилась новая система знаний - соционика. Она включает в себя психологию, социологию и информатику. Фундаментом науки служит учение З.Фрейда о структуре психики и теория психологических типов К.Г.Юнга. Соционика изучает психологические типы людей и их совместимость. На Западе аналогичное направление психологии известно как «Типология Майерс-Бриггс: MBTI». Оно давно и успешно применяется в Америке для профориентации и бизнеса. В США, например, при поступлении на работу люди указывают в резюме свой психологический тип - аббревиатуру из 4-х букв. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Тип личности определяется различным сочетанием следующих признаков: экстраверсия – интроверсия, иррациональность – рациональность, логика – этика, интуиция – сенсорика. Эти характеристики дают очень целостный портрет человека и его врождённых качеств. Давайте кратко остановимся на каждом из них.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов (E) направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним. Интроверты (I) обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Их интерес к предмету отличается глубиной. Интроверты более склонны создавать и переделывать объекты, «воспитывать». Они больше ориентируются на отношения и взаимосвязи. Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Интровертов обычно характеризуют как «скромных». Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Иррационалы и рационалы

Иррационалы (P) ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. Иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Характерные фразы для таких людей: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет». Рационалы (J), ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные фразы: «Капля камень точит», «Ну, подведем итоги».

Этики и логики

Этики (F) сравнивают содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный. Логики (T) ориентируются больше на объективные законы, истинные утверждения. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «внесем ясность», «эффективное доказательство», «проанализируем детали», «обдумаем решение», «нужно (не нужно) для дела», «заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д. Если у человека этика – сильная функция, то, соответственно, логика – слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него менее выражена. Есть множество примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли.

Интуиты и сенсорики

Интуиция (N) (не стоит путать с бытовым «предчуствием») сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее. Однако, ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, эти люди могут быть рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Жизненная позиция: «Поживем – увидим». Сенсорика (S) сортирует информацию в пространстве. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Люди сенсорного типа живут ощущениями: более полно воспринимают природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень хорошо чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Вместе с этим, сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Он рассчитывает на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».


Итак, мы вкратце описали некоторые основные «грани личности» человека. Как увидеть их проявление в реальной жизни? Возьмем, к примеру, математические способности. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако, было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем физикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

Типы конфликтных личностей

Как известно, конфликт межличностного характера – это проявления внутренних качеств человека. Безусловно, каждому полноценному члену общества приходилось быть участником межличностного конфликта и не один раз. Но вопрос в том, как часто конфликты случаются с определенными людьми? Ежедневно, периодически или только в исключительных случаях? Конфликтологи говорят о том, что у некоторых людей конфликты с окружающими случаются крайне часто – по несколько раз в день. И это не случайности. Такая статистика указывает на присутствие у личности таких черт, которые делают ее конфликтной. Согласно поведению и целям, которые люди преследуют, вступая в конфликт или провоцируя его возникновение, выделяют такие типы конфликтных личностей:

Человек-демонстратор

Его поступки направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание и заставить окружающих думать и говорить о себе. То, что реакция социума на такое поведение часто отрицательная, конфликтера-демонстратора не беспокоит. Он всегда стремится быть в центре внимания, а для этого постоянно прикладывает усилия к украшению своей внешности, старается быть заметным. В людях демонстратора интересует только то, как они оценивают его личность. К другим относится так, как и они к нему. Обиженный противником демонстратор чувствует себя в центре внимания, а значит, остается доволен. Такие люди нередко первыми провоцируют конфликт поверхностного характера, чтобы привлечь к себе внимание. У них высокий уровень адаптивных способностей - привыкать к новым обстоятельствам демонстраторам не сложно. В поведении демонстратора мало рациональных поступков, он чаще руководится эмоциями, нежели объективными оценками действительности. Не склонен планировать, если и занимается этим, то редко воплощает задуманное полностью. Также не способен к последовательному и терпеливому труду. Что касается поведения в конфликтных ситуациях, то оно предсказуемо демонстративное, рассчитанное на то, чтобы продолжать и продолжать конфликт. Притом, что, зачастую, демонстратор является инициатором конфликта, он никогда не признает себя зачинщиком и виновником возникшей ситуации.

Ригидная личность

Этот человек вступает в конфликтные ситуации, главным образом, по причине своей подозрительности, заведомо критического и недоверчивого отношения к окружающим, руководясь своей завышенной самооценкой. Конфликтному человеку ригидного типа постоянно хочется слышать о себе только самые лучшие слова восхищения и похвал. Одобрение окружающих он принимает как должное и не тратит силы на то, чтобы благодарить людей. Вообще, ригидный человек не стремится понимать людей, а их потребности и мнения редко усчитывает в своих планах. Сам же из-за своей прямолинейности часто получает в ответ недоброжелательное отношение окружающих. Чье-то плохое отношение огорчает людей ригидного типа. Являясь участником конфликта, такой человек очень страдает от агрессии и непонимания оппонентов. Но, не смотря на свою ранимость, действующим лицом межличностных конфликтов становится часто. Другим людям сложно терпеть заносчивость и самовлюбленность ригидного человека.

Неуправляемая личность

Управлять таким человеком сложно не только окружающим, но и ему самому. Его поступки и слова возникают под действием импульса, часто имеют агрессивный характер. Конфликтный человек неуправляемого типа позволяет себе девиантное поведение, обращает на себя внимание окружающих нестандартными поступками. Когда он вливается в процесс конфликта, то забывает о любых нормах и правилах поведения. И даже остыв, неуправляемый конфликтер настаивает на собственной правоте, критиковать себя не умеет. Во всех своих промахах и потерях он винит окружение и сложившиеся обстоятельства. Межличностный конфликт с этим человеком может случиться на любой почве, потому что он не умеет планировать свою деятельность, не извлекает выводов из прошлого опыта, ищет недостатки в людях, но не видит своих. Таким образом, конфликтный человек неуправляемого типа является одним их самых агрессивных конфликтеров.

Сверхточная личность

Это человек, который во всем и всегда осторожен, меток, внимателен. Он контролирует себя на очень высоком уровне, при этом считает допустимым контролировать и жизнь других людей. Если в делах сверхточной личности что-то идет не гладко, она очень беспокоится, ее тревожность достигает максимума, а люди, которые касаются этого дела, попадают под ее сильный контроль и давление. Все неудачи, даже малейшие, такой конфликтер воспринимает очень болезненно. Иногда он вдруг решает, что люди его не ценят или приходит к выводу, что окружающие обманывают его в чем-то, тогда реакция сверхточной личности стандартная – контакты из сомнительными друзьями, знакомыми и коллегами прерываются, а сам человек погружается в конфликт из самим собой. Конфликтные личности сверхточного типа отличаются искаженным восприятием отношений между людьми, именно это для них, чаще всего, и становится причиной возникновения конфликта. Существует и бесконфликтный тип личности. Он тоже проблематичен, ведь к нему относятся люди, которые не могут вступить в конфликт для отстаивания своих прав и интересов. По жизни они ориентируются на сильных и влиятельных людей, подстраиваясь под них, люди бесконфликтного типа проходят свой жизненный путь. Им легко что-то внушить, легко заставить действовать по наводке. При этом бесконфликтная личность не склонна к волевым поступкам и критике своей личности. Она переживает внутренние конфликты, но не решается конфликтовать с другими людьми.

Определение типа личности

Тест основан на функциональной ассиметрии правого и левого полушария головного мозга. Учеными давно доказано, что если из двух полушарий ведущим (выполняет больше функций) является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. Предлагаемый тест направлен на выявление соотношение ролей функций полушарий мозга. Для этого используются четыре признака, которые являются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Правда, с одной поправкой, при сильном волнении ведущие полушария могут меняться ролями. Поэтому для чистоты тестирования требуется определенная умиротворенность вашего настроения.


Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец, при преобладании аналитического склада ума - правый.


Попробуйте, взяв карандаш или ручку, на вытянутой руке совместить его (ее) с какой-либо вертикальной линией (дверь, окно). Теперь поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрывании "ведущего" глаза предмет, который вы держите в руке, сместится относительно линии прицеливания. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый - о мягком и уступчивом.


Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы способны к кокетству, правая - склонны к простоте и простодушию.


Если Вам удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.


Если полученные результаты обозначить буквами П (правое) и Л (левое), в зависимости от ведущего глаза или руки, получится сочетание из четырех литеров (одно из 16-ти возможных сочетаний). Каждое сочетание соответствует психологическому минипортрету. Отличие вашего собственного представления о своей персоне и описания минипортрета пусть Вас не удивляет, ведь по сути это теоретические типы, а каждый из нас всегда находится где-то на их границах.


А теперь расшифруем типы!


ПППП - для типа характерен консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (на стереотип). Не любит конфликтовать, спорить и ссориться.

ПППЛ - определяющая черта характера данного типа - нерешительность.

ППЛП - для типа характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность. Это очень контактный тип характера. У женщин он встречается наиболее часто.

ППЛЛ - редкий тип характера. Близок к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).

ПЛПП - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип "деловой" женщины. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию. Встречаются, как правило, у женщин.

ЛППП - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Тип поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастлив в друзьях, легко сходится с людьми.

ЛППЛ - характерны мягкость, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".

ЛЛПП - типу присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ - в характере типа преобладают простодушие, мягкость доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП - эмоциональный, энергичный и решительный тип. Но часто наспех принимает решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.

ЛЛЛЛ - человек с антиконсервативным характером. Способен на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

ЛПЛП - самый сильный тип характера. Его трудно в чем-либо убедить. С трудом меняет свою точку зрения. Но в то же время энергичен, упорно добивается поставленных целей.

ЛПЛЛ - очень похож на предыдущий тип характера. Та же настойчивость в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди устойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП - у типа легкий характер. Счастливо умеет избегать конфликтов, любит путешествовать. Легко находит друзей. Однако часто меняет свои увлечения.

ПЛЛЛ - типу присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи. Обычно кажется мягким, но становится требовательным и даже жестоким, когда доходит до дела.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине

Деловое общение

Этика делового общения

Л. В. Пьянова

Тверь 2015

Фондовая лекция «Этика делового общения» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от « 26 » октября 2015 года.

Рецензенты:

Т. А. Попкова

Кандидат психологических наук

С. А. Травина

Пьянова Л. В. Этика делового общения: Фондовая лекция. - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2014, 85 стр.

Фондовая лекция «Этика делового общения» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления «Менеджмент», «Экономика» к валификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении специфики делового общения как важной составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

Введение.....................................................................................................................3

Психологические типы личности........................................................................6

Этические нормы общения.................................................................................29

Психология и общество........ ..............................................................................45

Модели политической психологии.....................................................................58

Психология и труд. Профессиональная психология.........................................67

Заключение................................................................................................................79

Введение

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и так далее, и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества,

соучастника истерического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и так далее. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми” пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И. С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б. Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации. А. В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.

Психологические типы личности

К. Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для К. Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с

внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной - грубой, не зрелой, негативной форме. Так, например, выраженный экстраверт может стать жертвой

подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним К. Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина - ложь”, а чувство - “приемлемо - неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.

Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех

пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои дела.”

Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока), оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности “здесь и сейчас”. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические

фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В результате имееются восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К. Г. Юнга “Психологические типы”.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и

помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем, чтобы достичь психической целостности.

Вид (способ), с которым бессознательное индивида действует на сознание называется архетипом. Эти "виды действия" (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном - совокупности архетипов. Так как архетипы - бессознательны, то влияние архетипа полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется - бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).

При осознании "охваченности" архетипом его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не "застывает" в Персоне - очередной маске эго-сознания (эго лат. Ego - «я» - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения). Сами архетипы - суть формы, паттерны (па́ттерн англ. Pattern - образец, шаблон, система - смысл термина «паттерн» всегда у́же, чем просто «образец», и варьируется в зависимости от области знаний, в которой используется. Паттерн обозначает закономерную регулярность, встречающуюся в природе и в человеческом дизайне, а также повторяющийся шаблон, образец. Элементы паттерна предсказуемо повторяются. Из графических паттернов складываются красивые узоры. и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание). Поэтому и говорится, что наследуются не "архетипические представления", а именно паттерны - пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются

архетипическими представлениями, архетипическими образами и т.д. - например мандала, как архетипический образ Самости.

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. К. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой - это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.

К. Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии К. Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.

К архетипам, которым К. Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи

сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. К. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.

С точки зрения философии взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве - времени.

С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии

обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный стиль взаимодействия - неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле - "рядом с партнером", в непродуктивном - "над партнером").

Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).

Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру). "

Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле - агрессия, обида, раздражение).

Характер функционирования механизма идентификации-обособления между партнерами.

Психика людей познается и проявляется в их взаимоотношениях и общении. Взаимоотношения и общение - это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних коммунимкаций.

Коммуникация - от лат. «communicatio» - что означает сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать, а в западно-европейском и американском наименованиях - communication studies, или просто - communications), а также метадискурс (Р. Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодействия/интеракции», понимаемом в качестве первоосновы для любых процессов жизни человека и общества, а также сам этот процесс и его результаты.

Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Согласно М. С. Андрианову, под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия.

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое

исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.

Согласно Бакстеру, а также Силларсу и Вангелисти, коммуникация - это средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения.

Коммуникации - то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп, а особенно на климат коллектива влияет его психическое состояние, отражая особенности его жизнедеятельности, эмоциональную атмосферу, комфортную или дискомфортную для членов трудового коллектива.

Известный французский писатель и мыслитель А.Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека». Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может

проявиться сущность человека.

Человеческое общение происходит не в вакууме, а в определенном, специфическом контексте. Люди обладают определенными склонностями, и произносимые слова укладываются в определенную структуру, включающую выражения лиц, жесты, позы и другие виды поведения. Когда мы взаимодействуем с окружающими, количество информации, пересылаемой от одного человека к другому, невообразимо велико. Мы можем думать, что един ственная или главная часть общения - слова, которые произносятся. И в самом деле, мы направляем основное внимание на используемые нами слова и формы языка. Наше «формальное образование» начиная с первых классов школы, сосредоточено на языке: на словах, грамматике, произношении и знаках препинания. Мы проводим много времени, раздумывая о том, какие подобрать слова, чтобы точнее выразить свои идеи, мысли и мнения. Мы думаем о том, какие слова лучше всего сказать своему парню или девушке, своим деловым партнерам, знакомым, коллегам по работе или сотрудникам полиции. Когда мы говорим, то концентрируем внимание на словах и языке.

Но слова - лишь часть всего процесса общения. Наш вербальный языковой канал - это только один из многих каналов, задействованных в коммуникации. Все наши действия, движения и жесты, - короче говоря, наше невербальное поведение - точно так же образуют важные коммуникационные каналы. Единственное различие состоит в том, что мы не думаем о них так много или настолько сознательно, как о словах, которые используем, или о языке, на котором говорим. Точно так же не думаем о них, когда слушаем, как говорят другие. Но даже если мы и не направляем свое сознательное внимание на невербальное поведение, оно тем не менее очень важно для передачи смысла произносимых слов.

Часто человек меняет поведение, если того требует общество. Бывает, человек, изначально не согласный с мнением других, изменяет свое убеждение и принимает чужую точку зрения. Или наоборот, высказав свое мнение, уже от

него не отступит, даже если другие считают иначе.

Такое поведение объясняется способностью к конформизму.

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Есть две разновидности конформизма.

1. Уступчивость. Иногда мы делаем что-то, с чем внутренне не согласны, чего не хотим делать. Ведем себя так, как принято, хотя в душе не согласны с этим. Это неискренний, внешний конформизм. Причиной уступчивости служит желание заслужить поощрение или избежать наказания.

Не люблю я платья и вообще никогда их не ношу, но вчера на вечеринку одела. Почему? Потому, что по правилам вечеринки все женщины должны были быть в платьях, а мужчины в костюмах.

2. Одобрение. Когда мы делаем что-то, что делает кто-либо, при этом чувствуем внутреннее согласие. В этом случае мы согласны, искренне верим в то, что вынуждают нас делать другие. Это искренний, внутренний конформизм.

Каждый день я съедаю баночку йогурта с бифидобактериями. Почему? Подруга говорит, что это полезно для здоровья, и я считаю, что она права.

Уровень конформизма зависит от ситуации. Больший конформизм будет проявляться в сложных ситуациях, когда мы чувствуем свою некомпетентность, когда мы не уверенны в своих взглядах. Напротив, чем легче будет ситуация, чем более уверенными мы будем, тем меньше будем ориентироваться на мнение других.

Кроме этого, влияние будет сильнее, если оно оказывается сплоченной группой, обладающей высоким статусом. Четко и уверенно аргументирующие свою точку зрения сотрудники, с большей вероятностью повлияют на убеждения менее осведомленного коллеги.

Также человек склонен принять чужое мнение, когда должен высказаться публично и если свою точку зрения не высказывал ранее. Страх перед публичным выступлением способствует принятию мнения других. Если же

точка зрения была высказана ранее, то, выступая публично, он не изменит ее, чтобы не выглядеть нерешительными, колеблющимися.

Уровень конформизма зависит не только от ситуации, но и от личности. Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от личности. Психология исследовала ряд факторов, определяющих уровень конформизма того или иного человека. Основные из этих факторов - гендер (англ. gender , от лат. Genus «род» - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.), личность и культура.

Нонконформизм (от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный) - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто НОНКОНФОРМИЗМ (несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе) и, как форма, НОНКОНФОРМИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.

В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный "нонконформизм", выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза. "Бунтарь лесов" - так поэтично характеризует французский исследователь Эдгар Морен нашего воображаемого предка, который на заре истории предпочел суровой иерархии лесных приматов

бесконечный риск открытых пространств. "Кажется почти очевидным, что инициаторами революции очеловечения были отклоняющиеся от "нормы" изгои, авантюристы, бунтари", - резюмирует известный антрополог.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции. В современном мире отчетливо прослеживаются оба эти взаимосвязанных процесса. Первый проявляется главным образом в планомерном оттеснении протестных групп в левую политическую нишу, второй - в их подчас нарочито антигосударственнической и даже антиобщественной направленности.

Конформизм и нонконформизм взаимосвязанные процессы. Явление конформизма связано с группой. Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: Сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены

эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» - сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции. Для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

У каждого человека свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.