Символ веры. Чтение православных псалмов на всякую потребу Псалом 39 на русском языке читать

Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи – в новых бедствиях (стихи 12-18).

А. Посвящение себя Богу (39:2-11)

Пс. 39:2-5 . Псалом начинается радостно – торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий – в ответ на вопль его и упование на Господа.

После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как «страшный ров», как «тинистое (засасывающее) болото»; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь – хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) – в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, – да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).

Пс. 39:6 Чудные дела и планы («помышления») Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.

Пс. 39:7-9 . Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно «уходить» от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.

Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам – «проколол») мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу – иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).

Здесь это «проколол – открыл» означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь «открыл ему уши», чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как «(Ты) уготовал тело Мне»; переводчик воспользовался тут так называемой «синедохой» – литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е «ухо», как здесь, выражает понятие «тела»). При этом мысль, выраженная в псалме, – о служении Давида Богу всем существом его («всем телом») была передана вполне адекватно.

В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).

Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.

Так, Давид говорит, что «в свитке книжном» сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) – о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова «Ты… уготовал тело Мне» применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана – как об этом «написано… в свитке книжном». Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.

Пс. 39:10-11 . Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он «не удерживал уст своих» – не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.

Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)

Пс. 39:12-13 . Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что «беззаконий», совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал – в столь эмоциональной форме – свои переживания.

Пс. 39:14-16 . Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: «хорошо! хорошо!»

Пс. 39:17-18 . Псалом завершается молитвой о торжестве «всех ищущих Господа и любящих спасение Его» – да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 – Давид признает свои «бедность и нищету» перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.

39:1-4 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

В двух строках всего – большой рассказ о том, что Давид в страданиях уповал на Господа, затем – почувствовал облегчение, словно вышел из зыбкой трясины на твёрдую почву под ногами, затем - понял, что это не он вышел из трясины, а Бог, наконец, помог ему выйти, затем - рождение хвалебной песни Господу по причине избавления от страданий.
С нами тоже такие преображения иногда случаются: скрутит до невозможности, ну всё, хоть - в землю уже укладывайся, а то из под ног уходит, молим Бога, чтобы только выдержать, уж ничего другого и не просим, а потом – раз! и облегчение непонятно откуда, даже если в лучшую сторону не изменилось внешне ничего – внутри как-то странно легчает, снова почва под ногами ощущается и - либо чётко виден выход, либо чётко понятно, что придётся жить ещё и с этой проблемой. Но, главное, это понимание - очень ЯСНЫМ становится. И ничего, как-то больше это не волнует. Почему? Потому, что Бог внутри помог перестроиться, не иначе.

39:5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
Вот почему и блажен всегда человек, кто в Боге ищет утешения и Богу предаёт все переживания свои вместо того, чтобы искать поддержки у соседа или начальника: если и помогут они на рубль, потом на тысячу взыщут. И кто этого не понимает, так и будет по жизни с проблемами по соседям маяться. А уповающий на Создателя – и в одиночестве не пропадёт.

39:6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число.
Когда внутри становится легче и возвращается радость жизни, тогда возникает желание всем рассказать о всех чудесах, которые совершает с нами Бог, и хорошо, если на одном только желании мы не останавливаемся, но и на самом деле проповедовать начинаем о великих делах Божьих, даже если считаем, что дел этих - так много, что пересказать их - всё равно жизни не хватит. Но лучше, если мы не пользуемся этой оговоркой для того, чтобы сказать себе: раз всё равно жизни не хватит, чтобы обо ВСЁМ рассказать, то и начинать не будем.

Нет, хоть немного, да рассказать о великих делах Божиих каждый Его служитель просто обязан. Если сделаем это, то будет польза от наличия языка нашего, чтобы не только прикрасой неправды - ему быть, но и - рассказчиком правды о Боге. И пусть язык наш вместе с нами - в этом старается.

39:7-9 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
А здесь снова у Давида между повествовательным текстом похвалы Богу - пророчество на Христа, и если невнимательно песни его слушать, то и пророчество пропустить можно в славословиях Давидовых многочисленных.
А пророчествует он о том, что Христос станет последнею жертвою на алтаре Божьем, ибо Богу ни за грех, ни в качестве дара всесожжения - парнокопытные животные не нужны, не очищают они ни грехи, ни совесть человека, лишь только видимость одну создают.
А о Христе ещё с древности сказано, что только он один - волю Бога о человечестве исполнит. И Давид это легко и красиво высказал, всё равно что песню о любви спел. Хотя - именно о любви Бога к человеку и спел.

39:10,11 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
И тут песня Христа - устами Давида прозвучала, песня, о том, как все силы свои он истратил не на себя, а на то, чтобы успеть правду Отца своего - множеству народа рассказать, не двум-трём, и не двенадцати, а - собранию великому по многочисленности.

А почему у него так получалось? Потому, что закон Божий - и в его сердце поселился, и закон Божий - Иисус своим законом сделал, не только для того, чтобы о нём рассказывать, но для того, чтобы по нему жить.

39:12,13 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

А вот дальше Давид снова о себе песню слагает, и снова можно по невнимательности эту мысль не уловить, ибо о беззакониях здесь поётся, а Христос беззакониями не увлекался, стало быть, Давид для себя дальше милостей просит, хотя только что о Христе пел.
Но что хорошо в Давиде, так это то, что каждый раз, совершив беззаконие, он начинал очень сильно о них переживать вместо того, чтобы сказать себе: «да ладно, Давид, одним беззаконием - больше, одним - меньше, ничего страшного, всё равно ведь нет на земле праведного ни одного».
Нет, никогда такие слова ни из уст, ни из сердца Давида не слетали, переживал он каждый раз падения свои и видеть их - даже в воспоминаниях своих не мог, так неприятны были они ему.

А мы? Успокаиваем ли мы себя тем, что уж если неизбежно грешны от Адама, то какая разница, насколько - грешны?

39:14-16 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
И тут Давид от себя лично Бога за врагов своих просит, но по доброму просит, не гибели им желает, а всего лишь, чтобы пристыдили их хоть однажды, чтобы опозорились они хоть в чём-нибудь пред всеми за то, что за Давидом гонялись и погибели ему желали.
Иному человеку, чтобы публичный позор перенести - так уж лучше смерть. Так что знал Давид, чего врагам своим просил, наверное, амбиций у них было – по самую маковку, а смерти они, скорее всего – и не боялись вовсе. Так что позор для них – в самый раз бы воспитательным мероприятием оказался.

39:17,18 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!"
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Не злобным Давид был, раз даже врагам смерти не желал. А уж своим по вере - и подавно одних только благ от Бога желал, пусть бы всем хорошо было – Давид бы только радовался бы за каждого счастливого человека, ищущего Бога.
А мы - умеем ли радоваться за счастливых? Про горе разделять - даже и спрашивать не надо: к горю бегать мы все любим, главное, чтобы не у нас оно было, а утешить – не трудно. Гораздо труднее за счастливых радоваться, а Давид - умел. И потому - тоже - Бог любил его, что за счастливых Давид радоваться умел.

Похоже, что Давид написал этот псалом по поводу освобождения, дарованного силой и милостью Бога, от некой великой тягостной беды, которая становилась опасной и грозилась сокрушить его. Возможно, это было беспокойство, охватившее его разум из-за ощущения греха и недовольства Бога. Но чем бы это ни было, в то же самое время в псалмопевце был тот же Дух, который сочинял его славословия за это избавление, - Дух пророчества, свидетельствующий о страданиях Христа и о последующей славе. Или, прежде чем осознал это, он испытал побуждение говорить о своем долге, об освобождении от своего долга в словах, которые можно было применить только ко Христу. Поэтому следует задуматься, можем ли мы с полным правом и пользой считать, что он говорит о Давиде, рассматривая хвалу, предшествующую этому чудесному пророчеству, и последующие за ним молитвы. В этом псалме (I) Давид вспоминает о благоволении к нему Бога, избавившего его от глубокого отчаяния, присоединяя к своей хвале благодарение (ст. 2-6).

(II) Он использует эту возможность, чтобы рассказать об искупительной жертве Христа (ст. 7-11).

(III) Это ободряет его молиться Богу о милости и благодати для себя и своих друзей (ст. 12-18). Если, воспевая этот псалом, к пророчеству о Христе мы добавляем веру, а к возносимым в нем молитвам и славословиям присоединяем искренность, то позволяем мелодии наших сердец лететь к Господу.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2-6 . В этих стихах нам представлено:

I. Великое отчаяние и бедственное положение, в которое попал псалмопевец. Он оказался погруженным в ужасный ров и тинистое болото (ст. 3), откуда сам не мог выбраться и в которое продолжал погружаться. Здесь он ничего не говорит о физической болезни или нападках своих врагов, поэтому у нас есть повод предположить, что это было какое-то внутреннее беспокойство и томление духа, породившее величайшую скорбь. Угнетенность духа, как результат ощущения того, что Бог покинул, сомнения и страхи относительного вечного состояния безусловно являются ужасным рвом и тинистым болотом для многих возлюбленных детей Божьих.

II. Его смиренное обращение к Богу и сопровождаемое верой упование, когда он находился в этих бедствиях: «Твердо уповал я на Господа… (ст. 2). Ожидая, я уповал». Он ожидал помощи лишь от Бога; ибо та рука, которая ранит, - исцеляет, а та, которая поражает, - перевязывает (Ос 6:1);

иного быть не может. Давид ожидал помощи от Господа, его надежды были велики, он не сомневался, что избавление придет вовремя. У Бога достаточно сил, чтобы помочь наислабейшему, и достаточно благодати, чтобы помочь недостойнейшему из всего Своего народа, который доверяет Ему. Давид терпеливо ожидал, что подразумевает, что облегчение не наступило быстро; он не сомневался, что оно придет, и принял решение продолжать верить, надеяться и молиться, пока оно не придет. Тот, кто возлагает свои надежды на Бога, может ждать с уверенностью, но и с терпением. Все это вполне применимо ко Христу. Его смертные муки и в Гефсиманском саду, и на кресте имели такое же продолжение; Его ситуация напоминала ужасный ров и тинистое болото, Его душа была обеспокоена и смертельно скорбела, но молясь: «Отче! прославь имя Твое; Отче! избавь Меня от часа сего!», Он крепко держался за Свое родство и говорил: «Боже мой, Боже мой!», терпеливо ожидая Его.

III. Приятное ощущение милости Божьей, проявленной к нему в час отчаяния, о чем он вспоминает для славы Божьей, для собственного ободрения и для других.

1. Бог ответил на его молитву: «Он приклонился ко мне и услышал вопль мой». Тот, кто терпеливо ожидает Господа, даже если приходится долго ждать, не тратит время напрасно. Наш Господь Иисус услышан был за Свое благоговение (Евр 5:7). Более того, Он был уверен, что Отец всегда слышит Его.

2. Он заглушил его страхи, усмирил душевное волнение его духов и даровал мир совести (ст. 3): «Он извлек меня из страшного рва угнетенности и отчаяния, развеял облака и ярко воссиял над моей душой, приводя доказательства Своего благоволения. Он еще и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои». Тот, кто испытал на себе давление религиозной угнетенности, но благодаря благодати Божьей возродился к жизни, с большим чувством может применить это к себе: он был извлечен из ужасного рва.

(1) Милость Божья была дополнена тем, что его ноги были поставлены на камне, где обрели твердое основание, а он сам в той же степени в надеждах вознесся на небеса, как и ранее был повергнут страхами ада. Христос – это скала, на которой бедная душа может твердо стоять и, размышляя о которой, мы можем строить всякие твердые надежды и иметь удовлетворение.

(2) Эта милость продолжилась в утверждении его стоп. От того, кому Бог дал твердую надежду, Он ожидает неизменного следования благочестивым принципам; и если это будет иметь благословенные плоды, то у нас будет повод признать с обильным благодарением могущество и богатство Его благодати.

3. Он исполнил его радостью и миром в вере, и Давид говорит: «Ты вложил в уста мои новую песнь; Ты дал мне повод радоваться и сердце, которое радуется». Давид словно вступил в новый мир, и его уста наполнились новой песней – хвалой Богу нашему, ибо наши песни должны воздавать Ему хвалу и славу. Новые милости, которых мы прежде не получали, призывают нас петь новые песни. Эта ситуация вполне подходит к нашему Господу Иисусу, когда Он был принят в рай, воскрес из мертвых, превознесся к радости и славе – тогда Он был извлечен из ужасного рва, поставлен на камень и новая песнь была вложена в Его уста.

IV. Усовершенствование, которое должно следовать из данного примера милости Божьей, проявленной к Давиду.

1. Данный опыт Давида был бы ободрением для многих уповать на Бога, и поэтому псалмопевец пишет следующие слова: «Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа». Они убоятся Господа и Его справедливости, которая низвела Давида и Сына Давидова в этот ужасный ров, и скажут: «…если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Они убоятся Господа и Его милости, видя, что Он вложил в уста Давида и Сына Давидова новые песни радости и хвалы. В страхе Божьем присутствует святое благоговение, которое не только согласуется с нашим упование на Бога, но и является основанием для него. Они убоятся, но вследствие этого будут не бежать от Него, а уповать на Него в стесненных обстоятельствах, не сомневаясь, что Он может и готов помочь, как поступил с Давидом, оказавшимся в бедствии. Отношение Бога к Господу Иисусу является для нас великими ободрением уповать на Бога. Когда Господу было угодно растоптать Его, то Он возложил на Него наши грехи и потребовал с Него уплаты за них; когда Он воскресил Его из мертвых и поставил одесную, то тем самым дал понять, что принял уплату и удовлетворен ею. Так разве не является это великим ободрением для нас бояться, поклоняться и уповать на Господа (см. Рим 4:25; ст.2,3)? Псалмопевец приглашает других сделать Бога своим упованием, как сделал сам, объявляя счастливыми тех, кто так поступает (ст. 5): «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и ни на кого более (кто хорошо и с благоговением думает о Нем и полностью посвящен Ему);

который не обращается к гордым и не поступает подобно тем, которые надеются на себя и зависят от тех, кто гордо ободряет других довериться ему. Ибо все то, что уводит нас от Бога, оказывается ложью». В частности, это также можно применить к нашей вере во Христа. Блаженны уповающие на Него и Его праведность, которые не обращаются к гордым фарисеям и не утверждают свою праведность на их праведности. Блаженны, чья праведность не подвержена их диктату и не превращается в ложь, они не похожи на неверующих иудеев, которые не покорились праведности Божией (Рим 10:3). Блаженны избежавшие этого искушения.

2. Радостное ощущение этой милости побудило Давида с благодарностью вспомнить многие другие случаи, когда Бог проявил к нему Свое благоволение (ст. 6). Когда Бог вкладывает в наши уста новые песни, мы не должны забывать старые, а повторять их: «Много соделал Ты, Господи, Боже мой, чудесных дел для меня и для других; это лишь одно из многих Твоих чудес». Каждый день мы получаем много благ от Господа, совершаемых Его провидением и благодатью.

(1) Его дела проявляются не только в дарах Его щедрости, но и в проявлениях Его силы. Он трудится для нас и в нас и тем самым дает нам повод не только для благодарения, но и для хвалы.

(2) Его дела чудесны, способ их осуществления и то, что Он снизошел к нам, совершая их для нас, заслуживает восхищения. Мы можем бесконечно восхищаться ими.

(3) Все Его дела – результат Его помышлений о нас. Бог все совершает по изволению воли Своей (Еф 1:11), по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе (Еф 3:11). Это планы Его бесконечной мудрости, вечной любви (1Кор 2:7; Иер 31:3), намерения во благо, а не на зло (Иер 29:11). И так как Его дары и призвания являются не внезапным решением, а результатом Его многих помышлений о нас, в них не нужно будет каяться.

(4) Их очень много, их нельзя исчислить, привести в систему или упорядочить. Во всех делах Божьих существует определенный порядок, но есть много таких, которые открываются нам так, что мы не знаем, где оно началось и каким называть следующее. Мы не знаем их порядок, природные связи и зависимости, каким образом соединены звенья золотой цепочки. Все это тайна для нас, и мы не сможем понять этого, пока завеса не поднимется и тайна Божья не откроется. Мы не можем исчислить дела Божьи и классифицировать их. Когда мы говорим с восхищением о чудесах Божьей любви, проявленной к нам, то должны заканчивать словами «et cetera» – и так далее; мы должны восхищаться ее глубиной, не пытаясь найти ее дно.

Стихи 7-11 . Изумившись чудесными делами, которые Бог совершил для Своего народа, псалмопевец необычным образом переносится, чтобы предсказать о самом великом чуде, которое превосходит все другие и является основанием всех оснований – о нашем искуплении, совершенном Господом Иисусом Христом. Больше всего мы должны восхищаться помышлениями Бога о нашем искуплении, так как они самые чудные, обширные и милостивые. Эти же слова цитирует апостол (Евр 10:5 и т.д.), и они относятся ко Христу и Его обязательству относительно нас. Как при учреждении, так и при совершении религиозных обрядов святые Ветхого Завета знали об этом; поэтому апостол, желая показать нам, что наш Искупитель добровольно взял на себя эту задачу, ссылается не на книгу тайных Божьих советов, которая нам не принадлежит, а на то, что было явлено нам. Обратите внимание:

I. Чтобы иметь мир с Богом и обрести в Нем блаженство, абсолютно недостаточно приносить учрежденные законом жертвы во искупление греха: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты не захотел, чтобы Искупитель принес жертвы». Но что-то Он должен был принести (Евр 8:3), хотя не мог происходить от дома Ааронова (Евр 7:14). Или же во дни Мессии не будут больше требоваться всесожжения и жертвы за грех, а все церемониальные постановления будут упразднены. Но это еще не все; даже в то время, когда закон, постановляющий их, был в полной силе, можно было сказать, что Бог не желал их и не принимал жертву, приносимую ради нее самой. Жертвы не могли снять с людей вину за грех, удовлетворяя справедливость Бога. Невозможно делать вид, что жизнь овцы, которая намного менее ценна, чем человеческая жизнь (Мат 12:12), может быть ее эквивалентом или подходит для того, чтобы поддержать честь Божьего правления, закона и воздать за оскорбление, нанесенное грехом человека. Они не могут освободить от ужаса, вызванного совершенным грехом и усмирить совесть, как не могут избавить от власти греха и освятить природу человека. Это невозможно (Евр 9:9,10:1-4). Вся ценность жертвы заключалась в ее ссылке на Иисуса Христа, чьим прообразом она была, – тусклой тенью, но в то же время и намеком на то хорошее, что ждало впереди, на испытания веры и послушание детей Божьих, на их послушание закону и их веру в Евангелие. Но должен был прийти Христос – сущность жертвы, призванный принести славу Богу и благодать человеку, чего не могли сделать жертвы.

II. Назначение нашего Господа Иисуса для совершения дела и служения Посредника: «Ты открыл мне уши». Бог расположил Его совершить это дело (Ис 50:5,6), а затем обязал Его пройти через него. Ты закрыл ухо мое. Предполагается, что в данном месте звучит ссылка на закон или обычай, когда слугам прокалывали уши у косяков дверей в знак того, что они должны вечно служить своему господину (см. Исх 21:6). Наш Господь Иисус так полюбил Свое дело, что не согласился бы добровольно отказаться от него и поэтому навечно посвятил Себя ему и может всегда спасать приходящих. Он навечно посвятил Себя служению Отцу, который поддерживал Его в этом (Ис 42:1).

III. Его добровольная покорность совершить это дело: «Тогда я сказал: вот, иду. Когда от жертв и приношений не будет пользы, должно будет совершиться дело. Тогда Я сказал: «Вот, иду, чтобы бросить вызов силам тьмы и продвинуть интересы царства славы Божьей». Здесь подразумеваются три вещи:

(1) что Он добровольно принес Себя в жертву, приносить которую не был обязан вообще, а это было Его собственным добровольным решением. Это предложение поступило к Нему лишь после того, как Он с радостью согласился взять на себя эту задачу, и это было чудесным образом приятно для Него. Если бы Его решение не было абсолютно добровольным, то Он не смог бы быть Поручителем и жертвой, ибо по сей-то воле (animus offerentis – воле жертвы) мы освящены (Евр 10:10).

(2) Что Он твердо обязал себя исполнить его: «Я иду; я обещаю прийти, когда настанет полнота времени». И поэтому апостол говорит: «Он пришел в мир, чтобы исполнить Свое обещание, благодаря которому отважился приблизиться к Богу». Он добровольно облекся в эти узы не только для того, чтобы показать величие Своей любви, но и потому, что должен был получить почести до того, как действительно совершил Свою задачу. Хотя цена еще не была уплачена, но она обязательно будет уплачена, и таким образом Агнец был заклан от основания мира.

(3) Что Христос открыто взял на Себя эти обязательства. Он сказал: «Вот, иду» всем святым Ветхого Завета, которые знали о Нем по Его титулу «ho erchomenos – грядущий». Это слово было основанием, на котором они строили свою веру и надежду, на которую они взирали и совершения которой ожидали.

IV. Он пришел, чтобы совершить свое дело на основании того, что в свитке книжном написано о Нем.

(1) В книге божественных указов и советов было написано, что ухо Его было открыто, и Он сказал: «Вот, иду». Так был записан завет искупления, было записано намерение об искуплении и совет мира между Отцом и Сыном. На это все взирал Христос, исполняя повеление, полученное от Отца.

(2) В открытых письмах Ветхого Завета. О Нем свидетельствовал Моисей и все пророки. В каждой книге Библии хоть что-то написано о Нем, на что Христос взирал, чтобы совершить Свое дело (Иоан 19:28).

V. Удовольствие от выполнения Своего обязательства. Добровольно посвятив себя этому делу, Он не изнемог, не огорчился, а совершил его со всем возможным удовлетворением для Себя (ст. 9,10): «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой!» Исполнение дела, порученного Ему, было для Христа Его пищей и питьем (Иоан 4:34). А причина этого изложена далее: «…закон Твой у меня в сердце; там он написан и там он правит». Здесь подразумевается закон о служении Посредника, которое Он должен был исполнить; этому закону он должен был подчиниться; этот закон был дорог Ему и оказывал на Него влияние на протяжении всего служения. Обратите внимание: если закон Бога записан в наших сердцах, то выполнять его мы будем с удовольствием.

VI. Возвещение Евангелия сынам человеческим в собрании великом (ст. 10,11). Он возвещает нам то же самое, что, как священник, совершил для нашего искупления, что, как пророк, вначале Своей проповедью, затем через апостолов и до нынешнего времени через Слово и Свой Дух, возвещает нам: о великом спасении, которое было сначала проповедано Господом (Евр 2:3). Евангелие Иисуса Христа было проповедано всем народам. Обратите внимание:

(1) о чем проповедовалось – о правде Божьей (ст. 10,11), о вечной правде, которую принес Христос (ср. Дан 9:24; Рим 1:16,17). О Божьей верности этому обетованию и спасении, которого так долго ждали. О Божьей милости и Его истине; о милости, соответствовавшей Его Слову. Отметьте, что, размышляя об искуплении, мы должны обращать внимание на то, как ярко сияют все божественные атрибуты, и воздавать хвалу каждому из них.

(2) Кому это проповедовалось – великому собранию (ст. 10,11). Когда Христос был на земле, Он одновременно проповедовал тысячам людей. Евангелие было проповедано огромным собраниям и иудеев, и язычников. Торжественные религиозные собрания – это божественное постановление, на них в лице Христа должна воздаваться слава Богу и звучать назидание для людей.

(3) Как проповедовалось – открыто и доступно: «…я не возбранял устам моим; я не скрывал и не утаивал». Эти слова подразумевают, что кто бы ни взялся проповедовать Евангелие Христа, испытает великое искушение скрыть и утаить его, так как оно должно вызвать великие споры в лице серьезной оппозиции. Но Христос и те, кого Он призвал для этого служения, держат лицо свое, как кремень (Ис 50:7), и чудесным образом несут его. И для нас хорошо, если они являются таковыми, ибо благодаря этому наши глаза начинают видеть радостный свет, а наши уши слышать радостный звук; а в противном случае мы могли бы навечно погибнуть в неведении.

Стихи 12-18 . Псалмопевец, поразмыслив об искуплении и поговорив о нем в лице Мессии, теперь решает воспользоваться своей доктриной об отношениях между нами и Богом и далее говорит от своего имени. Теперь, когда Христос исполнил волю Своего Отца и завершил Свою задачу, когда Он повелел нам проповедовать Евангелие всякой твари, мы получаем ободрение смело приступать к престолу благодати, прося милости и благодати.

I. Это может ободрить нас молиться Богу о милости и отдать себя под защиту этой милости (ст. 12): «Господь, Ты не пощадил Своего Сына и не удерживал Его. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня, которые Ты хранишь для нас в Нем, ибо разве Ты с Ним не даруешь нам и всего (Рим 8:32)? Милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно». Наилучшие святые постоянно находятся в опасности и осознают, что погибли бы, если бы их постоянно не охраняла благодать Божья. Мы должны полагаться на вечную милость и истину Божью, которая сохранит нас для Царства Небесного (Пс 60:8).

II. Это может ободрить нас и избавить от чувства вины за грех, так как Иисус пострадал, чтобы освободить нас от него, и сделал то, чего не могли сделать жертвы и приношения. Здесь обратите внимание, (1) как отвратителен в его глазах грех (ст. 13). Именно благодаря этому его открытие о существовании Искупителя было таким желанным. Он увидел, что его преступления были злом, наихудшим из всех зол. Он увидел, что они окружили его. Пересматривая свою жизнь и вспоминая свой каждый шаг, он понимает: что-то всегда было сделано неверно. Угрожающие последствия его греха окружили его. Куда бы он ни посмотрел, его ожидало какое-то зло как наказание за собственные грехи. Он видел, что они окружили его, арестовали, как судебный пристав бедного должника. Он видел, что их огромное количество, что их более, нежели волос на голове. Обличенная и пробужденная совесть осознает опасность огромного количества грехов, которые кажутся маленькими, как волосок, но становятся очень опасными, когда их много. Кто усмотрит погрешности свои? Бог пересчитывает наши волосы (Мат 10:30), которые мы не можем сосчитать; таким же образом Он пересчитывает наши грехи, которые мы не можем сосчитать. Вид собственных грехов так угнетал Давида, что он не мог поднять свою голову: «…так что видеть не могу». Тем более он не мог возвысить свое сердце – «сердце мое оставило меня». Обратите внимание, что вид собственных грехов во всех их красках влечет нас к отчаянию, если только в то же самое время мы не видим Спасителя.

(2) Как осторожно, осознавая свой грех, Давид просит Бога о помощи (ст. 14). Увидев, что из-за своих грехов он оказался на краю гибели, вечной гибели, псалмопевец со святой страстностью вопиет: «Благоволи, Господи, избавить меня! (ст. 14). О, спаси меня от грядущего гнева и нынешних ужасов, которые объяли меня из-за осознания этого гнева! Я погибаю и умру, если скоро помощь не придет. Когда это касается блаженства бессмертной души, откладывать очень опасно. Поэтому, Господи! поспеши на помощь мне».

III. Это ободряет надеяться на победу над нашими духовными врагами, старающимися погубить наши души (ст. 15) и похожими на рыкающего льва, который ходит и ищет, кого бы поглотить. Если Христос одержал над ними победу, то мы через Него будем больше, чем завоеватели. Веруя в это, мы можем молиться со смиренным дерзновением: «Да постыдятся и посрамятся все… Да будут обращены назад (ст. 15);

да смятутся от посрамления своего (ст. 16)». И обращение грешника, и прославление святого сильно огорчают сатану, который делает все возможное со всей силой и коварством, чтобы воспрепятствовать этому. И так как наш Господь Иисус совершил Свою задачу и принес спасение всем Своим избранным, мы можем с верой молиться, чтобы и в том и в другом наш великий противник потерпел неудачу. Когда чадо Божье попадает в такой ужасный ров и тинистое болото, тогда сатана кричит: «Хорошо! Хорошо!», думая, что он достиг своей цели. Но он придет в ярость, увидев, что головня выхвачена из огня, и смятется от посрамления своего. Господь да запретит тебе, сатана; низвержен клеветник братьев наших.

IV. Это может ободрить всех ищущих Бога и любящих Его спасение радоваться в Нем и славить Его (ст. 17). Здесь обратите внимание (1) на характер благочестивых людей. Согласно законам природной религиозности, они ищут Бога, желают Его благоволения и во всех тяжелых ситуациях обращаются к Нему как к своему Богу. А в соответствии с законами явленной религии, они любят Его спасение – это великое спасение, о котором спрашивали и которого усердно искали пророки – то спасение, совершить которое взялся Искупитель, когда сказал: «Вот, иду». Все спасенные любят спасение не только как спасение от ада, но и как спасение от греха.

(2) Для благочестивых хранится счастье согласно пророческой молитве: «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя»; и для этого есть хороший повод, ибо они не только найдут Его, но и получат от Него щедрую награду. Любящие Его спасение исполнятся радостью спасения и будут говорить непрестанно: «Велик Господь!» - и таким образом обретут небеса над землей. Блаженны те, которые подобным образом славят Бога.

V. Это ободрит святых, находящихся в страдании и отчаянии, уповать на Бога и утешаться в Нем (ст. 18). Одним из таких был Давид, сказавший: «Я же беден и нищ», хотя, возможно, в то время он был царем и восседал на престоле, но был огорчен духом и называл себя бедным и нищим, нуждавшимся и отчаявшимся, погибающим без Спасителя. В то же время Господь печется о мне через Посредника, благодаря которому мы все можем быть приняты. Люди забывают о бедных и нищих и редко вспоминают о них, а Бог думает о них (как говорилось в ст.6), поддерживает и утешает. Они могут быть уверены, что Он – их помощь в бедствии, что в нужное время избавит от бед и не заставит долго ждать, ибо видение относится еще к определенному времени, и поэтому хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится.

Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.

История написания

Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида. В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.

Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.

Толкование псалма

  • стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
  • стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
  • стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.

Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:


Важно! Псалом является мессианским по смыслу - косвенно в нем упоминается об Иисусе Христе как о Семени Божием, пришедшем спасти весь народ Божий.

Правила чтения

Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Важно! Псалом не только поможет выразить благодарственные мысли Творца, но и наполнит дух радостью.

Псалтирь. Псалом 39

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.