Социологический взгляд на проблемы современной российской молодежи. Молодёжь как социально-психологическая группа. Молодёжная субкультура

В любую историческую эпоху были свои идеалы, ценности. Например, в православной Руси была вера, в Российской Империи идеалом человека являлся царь, в советское время существовали такие ценности как труд, товарищество, уважение к старшим, взаимопомощь.

В настоящее время современное общество находится в очень сложном положении. После смены политического режима страна ещё не опомнилась. Пошатнулись все устои, потерялись ценностные ориентации, исчезли духовно-нравственные идеалы. В поисках новых идеалов мы теряем свои традиции и устои и начинаем сами себя уничтожать. Мы не видим смысла в нашем существование, поэтому мы не замечаем, как постепенно исчезаем.

Если трудно что-то приписывать определенному поколению, проверьте, что люди имеют в виду под контролем, лидером или родителем. Если никакие иерархические связи не распознаются, вы определенно столкнулись с современным человеком. Что случилось с нами на этот раз? Жан-Твенги, психолог из Университета американского Сан-Диего, психолог из Университета Сан-Диего, считает, что только с хорошими намерениями родители и педагоги стараются обеспечить, чтобы дети отвечали преобладающим культурным потребностям.

По словам Твенга, ни один из родителей не пытается воспитывать себя в личных интересах детей, но они также являются частью индивидуалистической культуры и хотят, чтобы дети были уверены в себе - все это исходит из культурного давления, чтобы выделиться, быть удивленным, появиться.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы. Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся. Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в «лжерелигиозные» секты различного рода, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем. Поэтому молодежь предоставлена сама себе во всех отношениях. В наше время общественное мнение на те или иные поступки со стороны молодого поколения не имеет силы и влияние как, например, лет 40 назад. Поэтому у молодых нет запретов. Они учатся сами на своих ошибках.

Беда в том, что, когда школы или родители стремятся повысить уверенность детей, их нарциссизм приходит вместе. В виртуальной лекции о наркозе ученый уделяет особое внимание популярной культуре, отчасти определяющей приоритеты и ценности молодежи. Например, реалити-шоу, которые можно увидеть за несколько минут или снятые как моделирование реальной жизни, несомненно, формируют концепцию реальности молодых людей.

Таким образом, они берут свою жизнь и испытывают ужасную ревность, потому что они не понимают, что ценности в таких шоу полностью искажены, - подчеркивает ученый. Однако жизнь обычно выигрывает реальность - они способны ее принять, другие - гнев и разочарование. Ученый вспоминает нападение несколько лет назад в супермаркете, когда молодой человек стрелял в людей, оставляя полицию писать, что он действительно станет знаменитым сейчас. Философ, профессор Университета Витаутаса Магнуса, говорит, что это поведение полностью соответствует ожиданиям крупных супермаркетов, телевидения и творческих индустрий, поскольку молодые люди растут как хорошие потребители и новые поставщики услуг.

Яркий пример можно привести как пионерская организация во времена СССР. Пионером должен был быть каждый подросток. Кто не состоял в ней и не носил красный галстук, считались хулиганами и не одобрялись обществом. Эта организация дисциплинировала, воспитывала подрастающее поколение. Дети были заняты общественным трудом.

Сейчас же у нас молодое поколение предоставлено само себе. Родители на работе, а подростки, если не заняты ни в каком кружке, то у них полно свободного времени, которое они тратят на компьютер либо ещё на что-нибудь не очень полезное. Вследствие этого, не зная чем заняться, что делать, образуются неформальные движения, парой имеющие дурное влияние на молодые умы.

Кроме того, по словам профессора, это поколение вряд ли приведет к каким-либо изменениям и не вызовет революции, если только «микро-сыпь», которая может только стимулировать потребление определенных товаров. По словам Мажейкиса, если люди попытаются установить солидарные отношения и критически создать социальное, политическое или экономическое видение общества, которое они будут углублять и защищать, они были бы гораздо опаснее, некритично, поверхностно, медленно и потребительски для общественности. Человек, который любит себя, постоянно фотографируется, радуется себе и своим вещам как определенной коммерческой ценности и воспитывает их как рыночную ценность, прекрасно соответствует мышлению акрополя, - отмечает собеседник.

Если проанализировать литературу и СМИ в 90-ые годы прошлого столетия и начало двухтысячный годов (2000-2004) в стране было кризисное время. Резко начали набирать темпы такие зависимости как наркомания, алкоголизм, табакокурение. Среди молодежи это считалось престижно.

Сейчас идет тенденция наоборот. Много молодых людей занимаются спортом, особенно новыми видами (скейтборд, сноуборд, велоспорт). Человек, занимающийся спортом, заслуживает уважение. Но в основном всё же осадок того «смутного» времени остался. Сейчас всё же, не смотря на эти просветы, если пойти по улице можно увидеть много пьющих компаний, слоняющихся по улицам без дела.

По словам профессора, против него есть несколько движений: критические, интеллектуальные, артистические и очень творческие люди, которые склонны строить солидарность и убеждать других, всегда меньшинство - всего 1-3%. следовательно, они не представляют более высокого риска.

Социальные сети - Тюрьма. Американский философ Джудит Батлер и движение вместе со многими другими интеллектуалами критикуют современную культуру и пытаются искать альтернативы, но их утверждения и замечания описываются как нереальные, радикальные, невозможные или непрактичные. Именно в этом случае неизбежны изменения. Возможно, полный распад общинных отношений?


Другие материалы:

Парламентаризм. Федеральное собрание Российской Федерации
Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Теория разделения власти уходит...

Мажейкис говорит, что все хорошо, потому что сообщество переместилось в виртуальное пространство и удовлетворяет многие из них. Социальные сети - новые механизмы самозанятости. Но вам действительно нужно что-то изменить, и эти критические особенности не нужны, чтобы выжить в таком мире? Тем более, что почти 90% Молодые люди на Западе считают, что их ожидания могут быть выполнены, и у них есть возможность достичь своих целей, полагая, что от них многое зависит. Это рекордный оптимизм по сравнению со многими предыдущими поколениями.

Кроме того, они позитивны, усердны, активны, считают, что им нужно быть смелыми в своих новинках, а не бояться проблем. Гризли говорит, что такие люди имеют больше мужества, например, когда им скучно или не по бизнесу, они сразу меняют работу. Конечно, он никогда не допускает корней и, возможно, не создает чего-то более глубокого на этом рабочем месте, с другой стороны, он не боится взломать новые дороги, создавать новые проекты и т.д. Поэтому мы можем говорить о людях, которые не боятся стать пионерами, - говорит собеседник.

По степени устойчивости и масштабам применения:
· нормы, которые действуют постоянно и повсеместно; · нормы, которые зависят от ситуации. По выполняемым функциям: · нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила); · нормы, которые выполняют функцию ожид...

Социальные проблемы молодых людей в РФ
На современном этапе актуальность приобретают обостряющиеся социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-культурные, и иные проблемы молодежи, которые можно условно сгруппировать следующим образом. ...

Коун навсегда критикует молодежь и пророчит апокалипсис или другое наводнение. Определенные события или социальные явления действительно становятся похожими на маленький конец света, после чего ценности чрезмерно эксплуатируются в течение длительного времени - будет ли это на этот раз необходимым, или, может быть, это просто регулярный цикл, который повторяется много лет. В любом случае психологи считают, что этому поколению по-прежнему придется столкнуться с большой проблемой, но не в сфере карьеры, а в построении долгосрочных отношений с самыми близкими и близкими связями с более широким сообществом.

Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» .

Иное и более детальное определение было дано И.С. Коном: молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств .

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет.

Современная молодежь как и любая социальная группа имеет определенные личностные особенности и общие характерные черты. Молодежи, в большинстве своем свойственны неустойчивость и неопределенность картины мира, нестабильная система ценностных ориентаций и личностных смыслов, безнравственность и, как следствие, - потребительское, «сиюминутное» отношение к окружающей действительности. В сторону молодежи зачастую доносятся упреки в аморальности, в эгоизме, в беспринципности, в отказе от традиционных ценностей. Действительно, для молодого поколения появилось множество возможностей для самовыражения и самоутверждения, где не требуется высокого уровня образования и личностного развития. Культ моды, «вещевизма», нарциссизма и потребительского отношения к жизни основательно овладевает сознанием молодежи. Данная тенденция прослеживается в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов секса, насилия и жестокости. Предпочтения в музыке все чаще склоняются в сторону воспевания собственной личности, необременительного времяпрепровождения и противоборства с устоявшимися социальными нормами и ценностями. Классическая же культура постепенно утрачивает свою ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Как было сказано выше, в социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские и нарциссические ориентации, в результате чего «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима» . Для большой части молодежи эти пути представляются весьма притягательными, несмотря на то, что, как правило, они не приводят к успеху и отрицательно влияют на раскрытие творческого потенциала личности. Противоречивость и неразвитость ценностных ориентаций являются причиной конформизма, непоследовательного, спонтанного поведения, инфантильной жизненной позиции, подвергающейся постоянному воздействию внешних стимулов .

Зрелую же личность характеризует присутствие в его личностной сфере системы устойчивых ценностных ориентаций, которая опосредствует такие качества как активно-волевое отношение к жизни, постоянное стремление достигнуть поставленных целей, соблюдение своих жизненных принципов и правил .

Проведенное российскими социологами исследование ценностных ориентаций молодежи показало, что главными жизненными ценностями этой социальной группы являются семья, друзья и здоровье, затем следует интересная работа, деньги и справедливость, причем значение последней ценности в настоящее время возрастает .

Усваивая те ценности, что присущи обществу, в котором воспитывается сегодня молодое поколение, человек должен избирательно подходить к этому вопросу, потому что на данный момент в молодежной среде преобладающими являются отнюдь не вечные и гуманные идеалы, а наоборот, все большее и большее распространение получают ценности, не приводящие к нравственному отношению к жизни, к целостности и устойчивости личности молодежи.

Личностные особенности молодежи объясняются тем, насколько ответственным и осмысленным было отношение человека к ценностям и идеалам, которые были им интериоризированы и закреплены в качестве личностных черт и свойств в процессе социализации. На индивидуальном уровне, от того, что усвоит для себя человек из социокультурного опыта, во многом зависит, что он передаст будущему поколению. На общественном уровне, от того, какие ценности усвоит молодое поколение, во многом будет зависеть судьба личностного здоровья нации.

Таким образом, молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.

Выводы по I главе

Личность - это сложноорганизованная, гармонически развивающаяся, динамическая структура, отвечающая за привычные формы поведения. Личность - общественный индивид, субъект познания, деятельности и общения.

Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры.

3. Ценностно-смысловая сфера личности представляет собой сложную иерархическую систему, направляющую всю личностную активность человека и отвечающую за образование смыслов и целей человеческого существования, а также за пути их усвоения.

4. Ценностно-смысловую сферу личности образуют две составляющие - система ценностных ориентаций, отвечающая за регуляцию поведения и направленность личностной активности и система личностных смыслов, отражающая для человека субъективную значимость всех предметов и явлений.

Ценностные ориентации носят двойственный и динамический характер: они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта, и если их существование не поддерживается, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно угасают.

Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.