Человеческая сила и слабость. В чем проявляется сила и слабость человека. Сила - это умение отказаться от того, что не служит вам

6. Слабость человеческого характера

«Одно из значений слова «характер» имеет этический смысл и относится к людям, которые благодаря своей воле и определенному образу мышления обладают двумя важнейшими качествами: абсолютной ответственностью и последовательностью своих действий. Это делает их поведение упорядоченным. Верность самому себе, твердость и неизменная целеустремленность – вот главные характеристики, то есть этические ценности, которые мы считаем важными в вопросе формирования и воспитания характера».

Филипп Лерш

Правильно сформированный характер включает в себя такие качества, как воля, ответственность и приемлемое поведение. Если быть реалистичными, то необходимо признать, что лишь немногие люди отвечают этим требованиям, потому что слабость характера стала сегодня общераспространенной болезнью. Эта проблема в первую очередь затрагивает молодых людей, которые только начинают искать свое «я».

Зависимость от взрослых, неуверенность, присущая их возрасту, отсутствие самодисциплины, сомнения по поводу природы добра и зла, склонность к фантазиям, слишком вольное или излишне строгое воспитание, психологические комплексы, чрезмерная опека, заблуждения относительно роли мужчины и женщины, плохая социальная адаптация, дух противоречия – вот лишь некоторые причины, препятствующие правильному развитию характера.

Особое беспокойство вызывает потребление наркотиков, потому что оно не только ослабляет характер и волю, но и толкает молодых людей на аморальные поступки и преступления.

Что же касается взрослых, то их слабохарактерность обусловлена неверным поведением, вошедшим в привычку. Они предпочитают праздность и легкие заработки напряженному труду, для них характерны недостаток физической активности, страх перед новыми трудными задачами, стеснительность, боязнь защищать свои права, привычка с детства к чрезмерной опеке, расплывчатые представления о роли мужчины и женщины, потребление наркотиков.

Телевидение, которое по своей сути является входной дверью в бессознательное людей, колонизирует их разум и насаждает ложные ценности, такие, как материализм, гедонизм и вседозволенность. Кроме того, вся структура рекламы и маркетинга основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что бессознательно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где всё можно получить без особых усилий.

Растворение личности в толпе создает иллюзию, что человек плывет по жизни на огромном корабле, направляемом куда-то неизвестным капитаном, причем пассажир не может повлиять на выбор пункта назначения. К тому же в городской жизни мало возможностей для героических поступков, позволяющих закалить характер, если сам человек к этому не стремится.

Лишь тем, кто ставит перед собой высокие цели и обладает самоконтролем, удается развить сильный характер. Снисходительность к себе является одним из качеств, которое ослабляет и разрушает характер и волю. Так происходит с алкоголиками и наркоманами: они обычно предъявляют массу претензий к другим и требуют от них того, чего не хотят требовать от себя. Это смесь инерции, жалости к себе и отвращения к постоянному труду, некая форма вседозволенности, противоположная долгу, моральным правилам и полезным привычкам.

Неприязнь к любым усилиям толкает людей на поиски легких путей, при этом они забывают, что ценность приобретаемого пропорциональна трудности его получения. Порочному человеку не нужна сила воли, чтобы жить так, как он живет, в то время как правильное моральное поведение требует постоянной бдительности, закаленного характера, воли.

Этичное поведение не возникает само по себе, мы должны достичь его трудом и дисциплиной. Порок же, напротив, появляется и растет, как сорняк, которому не нужно никакого ухода.

Причины, ослабляющие характер и волю:

а) Навязчивое стремление к удовольствиям

Гедонизм, то есть поклонение удовольствиям как божеству, является, вероятно, самой характерной чертой современного человека. Настойчивый поиск чувственных удовольствий ставится превыше всего, и неважно, какой ценой они достаются. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.

Жизнь воспринимается как цирк, её считают бессмысленной без многочисленных развлечений. Мы словно отмечены печатью Танатоса (смерти) и отчаянно стремимся вернуться в материнское лоно, чтобы снова окунуться в безграничную нирвану утробного существования. Именно там зародыш ощущает непрерывное удовольствие, не нарушаемое ничьими требованиями. Ему не нужно прилагать усилия, чтобы питаться, ему не мешает шум, ничто его не тревожит, он окутан безграничной любовью, и весь мир принадлежит только ему одному (этот мир – его мать).

Другими словами, он и есть мир, поскольку образует одно целое со своей матерью. Он не чувствует одиночества, поскольку у него нет ощущения индивидуальности как существа, отделенного от остального материального мира. Это чувство придет к нему только спустя несколько месяцев после рождения, и он уже никогда не испытает такого же безграничного счастья.

Гедонизм – это иррациональная попытка человека каким-то образом вернуть себе утробную нирвану. То удовольствие, которое он получал от единства с матерью, теперь ищется во внешнем мире, в его безграничных развлечениях, предлагаемых рекламой. Очевидно, что такой поиск неизбежно обречен на провал, поскольку человек ищет то, что существует не в материальном мире, а только в бессознательном. Таким образом, наслаждения, которые он может найти, никогда его не удовлетворят, ведь они всегда временные. Это можно сравнить с употреблением еды. Когда чувство голода окончательно удовлетворяется? Опыт показывает, что никогда, потому что, как только пища переварена, пустой желудок снова требует, чтобы его наполнили.

Однако существует важное различие между насыщением желудка и удовлетворением чувств. Пища питает организм и незаменима для его поддержания, она может «накапливаться» благодаря тому, что питательные вещества становятся частью клеток. Таким образом, прием пищи удовлетворяет потребности организма. Удовольствие же, наоборот, никогда не может удовлетворить чувственный голод, поэтому оно должно постоянно повторяться, чтобы заглушить пустоту и тревогу. К тому же удовольствие не может накапливаться, его невозможно запасти на будущее; следовательно, ничего не давая человеку, оно лишь опустошает его. Печально видеть, как нарциссизм ведет к сердечной и душевной пустоте, умственной и эмоциональной холодности. Нарциссическое удовольствие похоже на «бездонную бочку», которую, сколько в неё ни лей, никогда не наполнишь.

В более широком смысле материальная алчность – наиболее распространенный вид животного удовольствия, которое непосредственно связано с сексом, едой и потреблением возбуждающих наркотиков.

Маркетинг использует эти аппетиты, предлагая людям искусственный рай, комфорт, роскошь, путешествия и приключения. Натиск рекламы настолько силен, что люди начинают ждать от жизни непрерывного наслаждения, а когда обнаруживают, что в действительности это не так, впадают в глубокую депрессию, аргументируя это тем, что жизнь потеряла для них смысл. Естественно, когда у тех, кто видит цель жизни в удовольствиях, неизбежно наступает момент крушения счастья, у них пропадает желание жить. Потеря смысла жизни – не более чем ощущение, что тебя кто-то обманул, когда обещанная земля обетованная в действительности оказалась совсем не раем. Люди ожидают непрерывного счастья, отождествляя его с удовольствиями, а когда его не достигают, ощущают разочарование и отвращение.

Материальные удовольствия опустошают людей, иссушают их души, делая их бесплодными, и такова неизбежная судьба каждого, кто состоит во всемирной армии потребителей.

Часто мы можем видеть, как люди с низким достатком впадают в депрессию, завидуют, обижаются и у них бессознательно возникает ощущение – «у меня что-то отняли». По их разумению это, конечно же, сделали богатые. Завистливый человек не может жить своей жизнью, его существование вращается вокруг тех, кто пробуждает в нем зависть, эмоционально он прочно «сидит на крючке» и не может отказаться от зависти, тратя на неё всю энергию своего либидо. Он оказался на полюсе, противоположном любви. Положительный полюс рождает любовь, а отрицательный – гнев.

Реклама вызывает потребительство, количество товаров и услуг бесконечно растет, усиливая наше желание обладать ими. Эта одержимость незаметно ведет к моральной вседозволенности, к потере чести и достоинства. Например, человек, впервые закурив марихуану, может испытывать угрызения совести, но когда он преодолеет этот барьер, то вскоре переступит и другие моральные барьеры, попробует более сильные наркотики, например кокаин. Женщина может незаметно для себя переступить моральные рамки, до сих пор сдерживавшие её, стать доступной и неразборчивой в оценке моральных качеств мужчин, с которыми она вступает в связь. Мужчины, начавшие потреблять марихуану и кокаин, также могут легко перейти к гомосексуализму, назвав его «разнообразием в сексе».

Неразборчивость означает вседозволенность, она приводит к тому, что человек начинает относиться к людям как к полезным или приятным вещам и только. Человек, который всё себе позволяет, постепенно слабеет, так как он не упражняет волю и не закаляет характер, необходимые для борьбы с искушениями. Тот, кто им уступает, – просто глупец, про которого английский моралист Дэвид Юм говорил: «Негодяй – самый большой глупец, так как ради незначительных материальных удовольствий он жертвует высшим наслаждением стать полностью развитым человеком».

Человек, всё себе позволяющий и склонный к потребительству, жертвует возможностью духовного развития, ведущего к высшему благу и истинному счастью.

Безоговорочная уступчивость ослабляет и атрофирует мышцу воли, которая, как хорошо известно, не может развиться сама по себе у посредственных индивидов.

Человек с высокой моралью подобен волевому атлету или дисциплинированному спартанцу, способному пожертвовать мимолетным наслаждением либо временно отказаться от него, чтобы впоследствии достичь более возвышенной добродетели, которая при должном управлении приводит к счастью.

б) Чрезмерная опека

Чрезмерная опека делает детей слабыми и робкими, и, повзрослев, они оказываются неспособными проявить минимальную активность, чтобы пробить себе дорогу в жизни и заставить других уважать себя. Став взрослыми, они ищут защиты у государства, видя в нем замену своим родителям. Их личность остается недоразвитой, а иногда они даже превращаются в эмоциональных инвалидов, которым очень трудно приспособиться к жизни.

Излишняя опека родителей или родственников не оставляет им достаточного личного пространства для нормального развития. Наверняка кто-то из родственников постоянно решал все их проблемы в детстве, не давая возможности самостоятельно принимать решения. Когда ребенок, которого родители излишне опекают, идет в школу, у него возникают большие проблемы со сверстниками и учителями, из-за чего он может даже стать неуспевающим учеником.

Однако непросто определить, когда опека становится излишней. В некоторых латиноамериканских странах детей опекают больше, чем, например, в США, особенно это касается девочек. Важно понять, что механизм опеки препятствует гармоничному развитию характера и воли, приучает людей достигать желаемого, манипулируя эмоциями других, а не за счет своих личных усилий и заслуг.

Нередко такие люди чувствуют себя жертвами, жалеют и относятся к себе снисходительно. Таким образом они избегают тяжелого труда и не развивают в себе привычки бороться за достижение желаемого. Именно поэтому у них нет ни энергии для моральной борьбы, ни сил, чтобы противостоять искушениям и жертвовать сиюминутным удовольствием ради достижения важных целей. Безволие делает их аморфными и нерешительными в выборе этических ценностей, поскольку у них нет глубоких убеждений и твердости, чтобы защищать их. Они избегают высоких целей из-за страха перед ними.

Слабохарактерность ведет к вседозволенности, так как у людей нет ни дисциплины, ни воли, необходимых для соблюдения твердых правил и принципов. Человек, всё себе позволяющий, всё больше погружается в удовольствия, развлечения и потребительство, что всё дальше уводит его от формирования положительных моральных навыков.

Наслаждение вкусной едой, любовь к сладостям, потребление алкоголя – все это формы самоублажения, которые могут стать вредной привычкой и привести, например, к ожирению или заниженной самооценке.

Снисходительность к себе, или, другими словами, самооправдание, приводит к очень низкому уровню требовательности к себе, что влечет за собой моральную деградацию.

в) Праздность и изнеженность

Бездеятельность и стремление жить комфортно являются серьезными препятствиями для нормального развития характера. От безделья в голову приходят глупости, и, если человек не занят ничем серьезным, он начинает развлекаться, чтобы не заскучать и не впасть в тоску, много спит, поздно встает, не имеет семейных обязанностей и не ставит перед собой больших целей, поэтому у него нет никаких возможностей для формирования характера.

Очень легкая и изнеженная жизнь ведет к слабоволию. Однако к этому же может привести и тяжелый труд, не получивший должного признания. Если у человека нет стимулов и возможностей или он их не видит, то это приводит к апатии и потере интереса. Посредственность окружающего мира также может вызвать у человека утрату инициативы к творчеству и личным устремлениям. Жизненные трудности способствуют закалке характера, а когда их нет или человек их избегает, его воля ослабевает.

Не будем забывать, что этичное поведение возможно лишь благодаря сильной воле и решимости, умению противостоять пороку и соблазну. Сильная воля встречается редко и не является нормой. Человек, считающий, что не достиг успеха в жизни, склонен к унынию и депрессии, а эти чувства истощают его и толкают к разрушительному бунту против всего на свете.

Жизнь в больших городах связана с удобством и комфортом. Люди не ходят на работу пешком, им вообще редко приходится совершать тяжелые физические усилия. Их окружают машины: автобусы, метро, автомобили, лифт, бытовая техника, банкоматы, факс, компьютер, телефонная связь. Огромный мир материальных вещей облегчает повседневную жизнь людей, не говоря уже о роскоши и различных излишествах.

Всё указывает на то, что наша жизнь становится всё легче, она всё больше наполняется праздностью и удобствами и требует от нас всё меньше усилий. Всё больше увеличивается зависимость человека от машин, и если внутренне он не вырастет, то XXI век может стать эрой, когда тиранию толпы заменит тирания машин.

Наука и технология постоянно развиваются, но человек остается на прежней ступени духовной эволюции. Он не стал более человечным, чем был две или три тысячи лет назад. С ускорением прогресса человек мельчает; все аплодируют новым техническим достижениям, в то время как моральные ценности людей остаются в прошлом.

Культ роскоши, наслаждений и комфорта быстро разрушает духовный мир человека, вследствие чего растут материализм и насилие. Карьеризм и потребительство полностью захватывают его душу, то есть делают то, что всегда считалось делом и задачей дьявола. Как ни странно, но в обществе сложилось мнение, что уровень нашей цивилизации быстро растет, всё идет хорошо и для беспокойства нет причин. Вера в то, что человек является венцом творения, а также всеобщее потребительское безумие заставляют замалчивать некоторые факты и не задавать лишних вопросов.

Например, не спрашивать, почему духовный прогресс не идет в ногу с материальным, а, наоборот, происходит его упадок в том смысле, что внешняя сторона жизни ценится выше, чем внутренняя. Иногда кажется, что эти две стороны обратно пропорциональны и укрепление одной неизбежно ведет к ослаблению другой.

г) Половая неопределенность

До недавнего времени мужчина и женщина находились на четко определенных противоположных сексуальных полюсах, а сейчас мужчины хотят рожать детей.

Во многих фильмах показывают мужчин, переодетых в женщин, а в рекламных роликах я видел даже беременного мужчину. Брюки перестали быть исключительно мужским атрибутом, а длинные волосы, серьги, бусы и браслеты – женским. Мужчины делают макияж, посещают салоны красоты, а женщины занимаются боксом и курят сигары. Сексуальная неопределенность наводнила телерекламу. Видеоклипы наполнены странными бесполыми существами, и зритель по своему усмотрению относит их к женщинам или мужчинам.

Многие звезды современной эстрады надевают женскую одежду и становятся примером для подражания у молодых людей, еще не нашедших себя. С другой стороны, женщины, чувствуя пренебрежение со стороны мужчин, пытаются соперничать с ними на равных, желая продемонстрировать свое превосходство, чтобы заставить себя уважать, и поэтому имитируют мужские манеры.

Многим нравится одежда «унисекс», которая делает мужчин и женщин похожими друг на друга. Она ощущает себя менее дискриминированной, а он преодолевает бессознательный страх кастрации.

Однако эта неопределенность в половой принадлежности проявляется не только во внешнем виде, она основана на информации сублиминального характера, проникающей в мозг людей из их культурного окружения и навязывающей определенный стиль поведения.

Обычно сексуальная неопределенность больше свойственна людям, имеющим слабое «я» и плохо представляющим, кто они и чего хотят. Одежда и поведение «унисекс» придают им чувство большей уверенности.

Мужчина с длинными волосами становится центром внимания и больше чувствует свою определенность, более явно и четко ощущает, кто он есть (то есть сильнее ощущает себя частью общества).

Поиск своего «я» может занять слишком много времени, и человек так и не решит этой проблемы в течение всей жизни. Постоянная внутренняя неопределенность нарушает нормальное развитие человека, и его перестает интересовать что-либо помимо этого психологического конфликта.

Трудно представить, что такой двойственный и неопределенный человек сможет укрепить характер и волю, поскольку все его время поглощено разрешением волнующей проблемы создания своего имиджа. Его цель – вызвать восхищение в глазах людей и за счет этого ощутить себя более значимым. Если ему это удается, то он с каждым днем будет все больше ориентироваться на внешний мир и, скорее всего, не станет анализировать себя, свой характер и поведение. Из-за поверхностного восприятия человек не может увидеть и оценить глубокие и важные стороны жизни.

К сожалению, ориентация на внешнее бесплодна, и тот, кто пытается таким образом повысить собственную значимость, расплатится за это чувством невыносимой внутренней опустошенности.

д) Малоподвижный образ жизни

Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, более слабы и склонны к пессимизму, печали и меланхолии, а следовательно, имеют негативный подход к жизни. Спортсмены, наоборот, обычно оптимистичны и уравновешенны, обладают хорошим физическим и ментальным здоровьем. После десятикилометровой пробежки у человека вряд ли появится желание совершить преступление или аморальный поступок, обидеть кого-нибудь или впасть в депрессию.

Эскимосы, живущие охотой и рыболовством, ежедневно проходят пешком большие расстояния, им приходится постоянно прикладывать физические усилия. В результате уровень холестерина в крови у них самый низкий, несмотря на то, что их пища практически полностью состоит из животного жира. Они почти никогда не совершают преступлений. Видимо, интенсивная физическая активность очищает людей от страстей и низменных импульсов.

По этой же причине в древней Спарте юношей заставляли выполнять тяжелые физические упражнения, чтобы закалить их характер и волю, и только если они выдерживали эти испытания, то к тридцати годам получали полные гражданские права.

Радость и оптимизм обычно сопутствуют тем, кто поддерживает свое тело в хорошей физической форме. Скорее всего, при физических усилиях с потом уходят злоба и напряженность. Человек, ведущий малоподвижный образ жизни, снисходителен к себе, поскольку он отказывается от любого длительного или интенсивного усилия и не пытается укреплять свою волю. Такой образ жизни ослабляет людей, это видно по тем, кто слишком много спит или вынужден соблюдать постельный режим в течение длительного времени.

Безвольные люди, испытывающие отвращение к любым усилиям, охвачены низменными страстями, они не понимают, что без трудностей не бывает ни развития, ни самореализации. Скромная и активная жизнь является хорошей основой для развития морали.

е) Неспособность человека ценить себя

Как писал Макс Шелер, истинная мораль невозможна, если человек не ценит себя, поскольку в этом случае он начинает зависеть от мнения других. Большинство людей оценивают себя настолько, насколько их ценят окружающие, и поэтому стараются раздуть свой имидж, вызвать восхищение и уважение – только это приносит им удовлетворение. Здесь кроется причина отчаянных поисков власти и социального признания.

Люди живут согласно выражению «чем больше имеешь, тем больше ты значишь», поэтому все стремятся иметь роскошные автомобили, драгоценности, меха. Чем больше человек раздувает свой имидж, тем слабее становится его истинное «я», тем труднее ему делать серьезные усилия и тем меньше он способен к достижению высших ценностей. Такой человек переносит центр своей психологической жизни на других, но делает он это не из щедрости или доброты, а из-за огромного эгоизма. Он живет через других, поскольку использует их как зеркало для своего имиджа и средство для питания своего «эго».

Люди, не способные к самооценке, обычно лишены морали. Например, обиженные и потерпевшие неудачу настолько захвачены своими страстями, что в их жизни нет места для стремления к чему-то возвышенному. Ни умом, ни сердцем они не могут предположить существование более высоких форм совершенного, благородного поведения. Их страдание вызвано тем, что они постоянно ощущают какую-то несправедливость. Они не осознают, что мораль – это наивысшая форма справедливости.

В изречении «Давайте, и дано будет вам» в простой форме выражен скрытый механизм действия Природы, вселенской энергии, которая всегда возвращает человеку то, что получает от него. Смешно видеть, как люди пытаются поднять свою самооценку (повысить себе цену), получая одобрение других и проецируя свое «я» вовне, на толпу. Так они обесценивают свою сущность, которая просто исчезает, если в угоду другим ей приходится надевать различные фальшивые маски. К тому же мнение толпы зависит от моды, а когда мода проходит, то, что раньше приветствовалось, отвергается, и человек вынужден постоянно искать новые формы общественного одобрения.

Поиск и утверждение своего «я» за счет одобрения другими людьми представляют собой самый быстрый способ слияния с толпой, потерю индивидуальности и сущности. К отказу от своей индивидуальности стремятся те, кто не решается сделать усилия для того, чтобы жить на более высоком уровне.

Одобрение других повышает самооценку человека, но это всегда происходит в ущерб его сущности, ценность которой будет снижаться с каждым днем. Необходимо осознать, насколько безумно искать чужого одобрения по поводу чего бы то ни было, ведь одни с вами согласятся, а другие – нет: невозможно угодить всем.

Повышать самооценку следует здоровым и разумным способом, основываясь на моральных ценностях и трансцендентальных духовных правилах, которые есть, были и всегда будут в памяти Природы и, следовательно, в нашем духе, являющемся эманацией Бога.

Мы должны угождать Богу, а не толпе и понимать, что, следуя дорогой, указанной Создателем, достигнем полной человеческой реализации. Не имеет значения, верит человек в Бога или нет, поскольку скептицизм не может аннулировать Бога и его законы. Часто скептики и атеисты не ценят и не верят в себя – так они пытаются обрести «я» или просто привлечь внимание, чтобы повысить свою самооценку.

Материализм – это образ мыслей людей, никогда не испытывавших особого состояния сознания, при котором человек действительно чувствует ценность своей сущности (можно назвать это мистическим опытом), когда он уверен в существовании Бога, поскольку находит его отражение в собственной душе.

Материализм есть проявление низкого уровня сознания, ограниченного знанием о теле и физической материи, которому не удавалось подняться до мира духа. Материалисты убеждены в том, что существует только материя. Они исключают, что может быть что-то еще, в то время как целью эволюции сознания является достижение полного знания.

Истинная мораль – не просто правила поведения, принятые в какой-то группе, которые могут отличаться от правил поведения других социальных групп.

Истинная мораль – это уважение космического порядка, установленного Логосом, Божественной эманацией, поддерживающей порядок и структуру Вселенной. Поскольку вне Логоса ничего не существует, мы тоже являемся его частью и поэтому должны уважать его кодекс, единый для всех форм жизни, как одушевленных, так и неодушевленных.

Речь идет о космическом законе, один из важнейших постулатов которого прекрасно выразили греческие философы в понятии эквивалентного равенства, означающего постоянное стремление разумной Вселенной к точке равновесия.

Мы привыкли считать себя существами, отделенными от Вселенной, этакими обитателями космического острова. Но, как гласит голографическая концепция доктора Карла Прибрама: «Часть существует в целом, а целое – в каждой из частей». Исследования Прибрама в области работы мозга и памяти привели его к заключению, что мозг во многом похож на голограмму.

Голограмма – это особый вид оптического хранения информации, который можно объяснить на следующем примере: если взять голограмму человека и отрезать от неё, например, голову, а затем увеличить её до первоначального размера голограммы, то получится изображение не одной большой головы, а всего человека. Каждая отдельная часть голограммы содержит в сжатой форме изображение всего объекта. Таким образом, часть связана с целым.

Это совпадает с утверждениями древних философов о том, что микрокосм подобен макрокосму (человек подобен Вселенной и потенциально содержит её в себе). Все наши действия оказывают влияние на самые отдаленные уголки космоса, и нам возвращается то, что мы излучаем. Таким образом, поговорка «что посеешь, то и пожнешь» неожиданно приобретает космический масштаб.

Физики, конечно же, скажут, что такое представление неверно, поскольку действия человека не могут распространяться во Вселенной со скоростью, превышающей скорость света. Однако учения древних, например египтян, утверждают, что «мысль способна мгновенно достигать любой части Вселенной». Не Создатель наказывает нас за плохие поступки, а мы сами – потому, что нарушаем его законы.

Таким образом, истинная мораль и справедливость абсолютно превосходят sapiens и совершенно не зависят от моральных правил, выдуманных человеком. Согласно законам Природы виновные рано или поздно будут обязательно наказаны, а невиновные и справедливые – вознаграждены.

Человеческое правосудие не достигает уровня Божественного правосудия, проявление которого, видимо, мы не способны осознать и потому легко отрицаем его существование. Дело в том, что способ наказания, осуществляемый Природой, выше человеческого понимания, и люди иногда даже путают его с наградой. Это наказание невидимо, оно происходит во внутренней жизни виновного.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сила и слабость философа О первом философе Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател.

«Слабость» и «сила» буддизма как религии Буддизм часто называют «слабой религией», подразумевая под этим несколько вещей. Во-первых, отсутствие теистического элемента (концепции бога-творца и правителя вселенной). Обычно считается, что «сила» религии определяется

5. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. НЕТВАРНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Только что выше было отмечено, что мистика всех времен и народов – и в том числе и христианская – признает присутствие Божества в человеческой душе. Но та же мистика дает опытное

А. БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Первый элемент, отличающий человеческое существование от животного, это элемент негативный: относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Способ адаптации животных к их миру

Слабость Запада И все же, пока я сам не попал на За­пад и не осмотрелся здесь два года, я не мог бы представить, до какой крайней степени Запад желает быть слепым к мировой ситуации, до какой крайней степени Запад уже обратился в мир потерянной воли, цепенеющей перед

АШАКТИ (СЛАБОСТЬ), ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ XV. Что называется ашакти, двадцативосьмерной слабостью? Ошибки одиннадцати органов чувств и семнадцать ошибок разума. Первые, относящиеся к органам чувств: глухота уха, косноязычие, проказа кожи, слепота глаз, потеря обоняния, глухота

Слабость и сила На различия опираются только слабые; более того, они усиливают эти различия, потому что не имеют другого способа самоутвердиться.Сильный человек, тот, кто обладает твердыми убеждениями и скромностью во внешних проявлениях, не теряет ни капли уверенности,

а. Биологическая слабость человека Первым, что выделяет человека из животного царства, является негативный элемент: относительное отсутствие инстинктивной регуляции процесса адаптации к окружающему миру. Способ приспособления животного к его миру остается одним и тем

Слабость Европы Фантастическое снижение уровня рождаемости заставляет даже европейских финансистов задумываться над тем, кто будет платить налоги в странах, теряющих рабочие единицы. «В умах европейцев происходит рассвет идеи, что комбинация сокращения европейского

Слабость Слабость – это состояние вялости, которое охватывает тело и которому подвластны также психика и разум. Обычно у человека в этот момент не хватает сил, чтобы выйти из такого состояния.Мы не собираемся говорить о слабости тела (которая, естественно,

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. Могут быть ошибки.

Текст Борис Михайлович Бим-Бада:

(1)Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей
недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(2)Большая сила всегда великодушна.
(3)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (4)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(5)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неотделимы.
(6)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (7)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (8)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей.
(9)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (10)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (И)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(12)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (13)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (14)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (15)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (16)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие
нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(17)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (18)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав
из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (19)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (20)В конце концов всё кончалось плачевно как для
них самих, так и для окружающих.
(21)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (22)Нет! (23)Именно он и победит. (24)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (25)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (26)Хороший характер. (27)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (28)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.

Сочинение по тексту:

Б орис Михайлович Бим-Бад - педагог, член Российской академии образования, а также доктор педагогических наук и профессор. Он рассуждает о проблеме человеческой силы и слабости.
А втор пишет, что благородство идет вместе с душевной силой, поэтому оно стало востребовано в современном мире. Благодарный человек никогда не погибнет в окружении конкуренции и злобы. Он говорит, что знал силача, который ни разу никого не обидел, никому не желал зла.
Б орис Михайлович считает, человеческая слабость проявляется в стремлении к разрушению, то есть в агрессии, а сила в благородстве и великодушии.
Я не могу не согласиться с автором и считаю, что данная проблема актуальна в наше время. Люди перестают понимать понятие благородства. Кто-то способен обидеть меньшего, для показания своей силы, а кто-то на самом деле хочет сделать добрый благородный поступок, но у него не получается и выходит все наоборот, так как идет он не от души и понимания действительности, а ради получения статуса благородного человека.
О братимся к произведению Н. С. Лескова «Очарованный странник». Главный герой, Иван Флягин, берет себе имя молодого крестьянина и уходит за него в армию, освобождая его от тяжелой солдатской службы.
Я не раз видел, как люди для того чтобы выглядеть сильнее унижают себе подобных, но мы то понимаем, что в реальности такие они очень слабы. Сильными по праву считаться те, кто совершают правильные, добрые и благородные поступки.
В заключение хочу сказать, что не стоит делать благородные поступки, для того чтобы все знали что вы благородный, их стоит делать искренне, а не для собственной славы.

Истинная СИЛА, в чём её проявление? Это не физическая сила, а нечто большее, возможно даже неожиданное для вас.

Что такое настоящая, истинная сила? В привычном понимании проявление силы - это контроль, твердость и даже упертость. Некоторые олицетворяют силу с наглостью, способностью идти напролом, не считаясь с желаниями, потребностями тех, кто находится рядом. Считают, что сила - это умение стоять на своем и не отступать ни при каких обстоятельствах, держаться что есть мочи.

Истинная сила - 9 признаков ее проявления

Это понятие оправдывало себя долгое время, многие поколения, когда нужно было выживать в суровых условиях. И если у тебя этих качеств нет, то ты просто не жилец, иногда и прямом смысле этого слова.

Сейчас понятие силы сильно трансформировалось и те факторы, которые ее определяли, тоже. Давайте же рассмотрим, что означает проявление силы в новом времени.

До недавнего времени на нашей планете действовала мужская энергия активности, соперничества, агрессии. Это проявление железной воли, упорства. Исходя из этой парадигмы написано много книг по планированию, по достижению целей, успеха.

В настоящее время на Земле правит женская энергия, а точнее происходит процесс балансировки мужской и женской энергии. Поэтому только «мужские способы» не работают или работают, но не так, как раньше. Сейчас чтобы прийти к достижению цели, необходимо использовать синтезированную энергию этих двух полярностей.

1. Сила - это умение отказаться от того, что не служит вам

Часто слышу от людей: «Устала быть сильной, устала тащить на себе все». На самом деле привычка брать на себя непосильную ношу - это позиция жертвенности . Человек жертвует собой, своим временем, желаниями в угоду чужим интересам. Полагая, что те не способны справиться или из-за неумения отказать.

Но сила - это не значит навьючить на себя обязательства и тащить их. Истинная сила как раз и заключается в том, чтобы сказать «нет» тому, что лишнее в вашей жизни, тому, что мешает жить так, как вы хотите, делать то, что нужно и важно вам.

Если это ваша тема, поразмышляйте, подумайте, что из того, что вы несете, вы можете оставить, отдать тем, чье оно по праву.

2. Проявление силы - это капитуляция перед высшими силами

Когда вы бьетесь во все двери в поиске решения серьезного вопроса, думаете об этом постоянно - это не проявление силы. Вы совершаете активные действия, не сидите на месте, но это почему-то не помогает. Но часто именно отпустив ситуацию на разрешение высшим силам, это и есть единственно верный выход, который, кстати, требует решимости и силы.

Многие путают это со слабостью: как же, я же беру ответственность за все происходящее на себя, а тут должен отдать? Но в том и смысл, чтобы смириться, капитулировать перед обстоятельствами. Раз вами (вашей человеческой частью, умом) выход не был найден, значит стоит эту ситуацию отдать на разрешение своим высшим аспектам, которые видят ситуацию не только лишь под одним углом, а полностью со всех сторон, каждую его грань. И уж кому как не им виден самый наилучший способ выхода из нее. Главное, довериться. Для этого и проявляем силу.

3. Сила - это умение быть гибким

Современное духовное понятие силы включает в себя умение встраиваться в обстоятельства и быть готовыми к переменам, быть гибкими . Это кардинально отличается от привычного понимания силы, как твердости и упертости. Сейчас упертость, позиция, когда ты стоишь на своем во что бы то ни стало, только вредит.

Обстоятельства настолько переменчивы, посмотрите, например, на свои цели 5-10-летней давности, и вы увидите, что многие из них для вас уже неактуальны.

4. Сила - это умение быть честным по отношению к себе

Быть честным по отношению к себе требует большой силы. Посмотреть правде в глаза, признаться себе в своей неидеальности, каких-то неприятных моментах, поступках, даже просто в своей неправоте в обычном споре, не каждый может. Люди предпочитают долгие годы заблуждаться в чем-то, обманываться, лишь бы не менять ничего в своей жизни.

5. Сила - это позволение себе быть собой

Нас долго учили быть удобными, послушными, где-то одинаковыми (не высовываться). И до сих пор в наших поступках, решениях, проявлениях есть еще отголоски того воспитания.

Поэтому когда наконец-то вы позволяете себе быть собой, или хотя бы начинаете понимать, осознавать кто есть вы, что вам нравится, чего вам хочется, а потом начинаете это транслировать, это большой прорыв в обретении счастья, внутренней силы.

6. Быть сильным означает позволить себе быть уязвимым

Быть уязвимым всегда считалось слабостью. Если люди увидели ваши слезы, истинные чувства, почему-то это считается чем-то постыдным. Когда человек принимает себя, свою чувствительность, открывает свои чувства другому человеку, да, он раним в этот момент. Но ведь сколько сил нужно, чтобы на это решиться, особенно если это не случайное проявление чувств, а осознанное.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

И такое позволение себе быть уязвимым снимает с вас маски равнодушия, железного человека и много чего еще. Это позволение себе быть искренним не только с самим собой, но еще и с окружающими. Это дорогого стоит. И в этом как раз сила, а не слабость.

7. Сила - это умение отпускать

Сила - это еще и способность отпускать. А не контролировать, манипулировать, держать на коротком поводке.

Когда человек постоянно кого-то или что-то контролирует, боится упустить из виду, теряется много энергии, сил. Человек обессилен, обесточен. Тогда вопрос: контроль - разве это проявление силы?

Сила - это непривязанность к людям, местам, к результату, к чему-либо. Это умение принять обстоятельства, решения других людей, если они идут вразрез с вашими интересами.

Но в этом и свобода. Ты не привязан ни к чему, ты знаешь, что если так сложились обстоятельства, значит вселенная приготовила для тебя что-то лучше.

8. Сила - это выбор действовать из состояния любви

Истинная сила - это свобода, выбор любви вместо страха. Это действия из любви. Когда человек находится в состоянии страха, им можно манипулировать, он уязвим, зависим от внешних обстоятельств. Когда вы выбираете действовать из любви, вы подключаете свою силу.

Ведь жить, ведомым любовью, требует большой силы: это значит проявлять терпимость к тому, что вам не резонирует, и вы не можете это изменить, это значит принимать все обстоятельства и доверять процессу.

9. Проявить силу - это уметь уступить, простить

Многие считают, что сила - это стоять на своем. Вы спорите с человеком и обязательно должны доказать свою правоту. Уступить - значит, проявить слабость, безволие.

Но в действительности, уступить, если это не перманентная уступчивость, означает проявить силу, великодушие. Это значит остановить этот бесконечный бессмысленный процесс выяснения кто прав, а кто виноват. Пусть со стороны это выглядит как принятие поражения, но в реальности вы берете на себя ответственность прекратить это. Вы проявляете мудрость и таким образом разрываете эту горизонтальную связь, прекращаете играть в энергетический пинг-понг.

Сила - это также и умение простить. Ведь это непросто, и требует немалого душевного ресурса. Прощая вы освобождаетесь, возвращаете себе свою энергию, а обидчику - его.опубликовано .

Наталья Прокофьева

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

В поисках истины. Динамическая 3d расшифровка.

В этой книге каждый найдёт нечто ценное и полезное для себя. Краткость — сестра таланта. Концентрат мысли. Просто добавь воды. Книги «Разномыслия» позволяют выиграть время. «Разномыслие» — путеводитель растерянных. Истина где-то рядом. Истина делает нас сильнее.

Книга представляет собой ЛЕГО конструктор «ДНК мысли». У вас есть проблема или вопрос, в процессе чтения, складывая детали, вы найдёте ответ и осознаете, что вам делать.

Несколько случайных текстов из книги.

Я считаю, что философия и этика это вопрос выживания наших детей. Глупость и слабость делают нас уязвимыми для наших врагов, с этим нужно бороться.

Ложь это страх, порождение слабости и невежества.

Мужество - это преодоление, слабость - это то, что непреодолимо.

Слабость энергоэффективна, она порождает разум, как стремление достичь свободы, потратив наименьшее количество энергии. Слабость порождала ложь и глупость - основу разума. Взрастив в себе силу ума, человек получал доступ к энергии и силе.

Основа разного рода фобий - таких как национализм, антисемитизм, шовинизм и т.д. - это страх и слабость. Сильные люди не склонны кого-либо бояться, демонизировать и возводить в культ.

Сильные люди основу своих проблем ищут внутри себя, а не в окружающих людях или явлениях. Какие бы сильные и враждебные не были внешние факторы, всегда можно потренироваться и родить внутри себя мудрость и силу, чтобы преодолеть любые обстоятельства.

Слабость женщины позволяет мужчине почувствовать себя сильным. В мире, где уже почти нет места подвигу, это практически единственный повод быть мужчиной.

1796.Слабость не может обладать благородством. Благородство это признак силы.1901.

Увлекшись силой, ты легко может погибнуть от слабости. Теперь твои слабости выросли вместе с твоей силой. Теперь твои слабости приобрели ужасающую силу. Теперь они легко уничтожат тебя.

Сильный и гордый человек - сам себе судья. Желание видеть судью в каждом встречном это признак тщеславной слабости.

Тщеславная слабость ненавидит и презирает людей, но превращается в податливый пластилин лишь от одной капли лести. Тщеславная слабость видит судью в каждом и перед каждым она стоит на коленях и молит о справедливости в свою пользу. Судей, отказавших ей, она презирает и ненавидит, судей, сказавших «Да», она превращает в идолов.

Хорошему человеку можно простить его слабости. А вот не столь полезному никто ничего прощать не будет. Плоды труда этого человека не настолько ценны, чтобы жизнь и другие люди могли прощать этой пчеле её грехи и недостатки, любя её беззаветно и радостно.

Лень это слабость желания.

Надежда связана со слабостью, сила связана с верой.

Невроз - это когда эмоции берут верх над разумом, а разум так слаб, что не может их контролировать. Слабость разума связана с его невежеством и отсутствием твёрдых принципов и философии.

Многие сильны лишь слабостью других, поэтому, если в тебе есть сила, не бойся их.

Живём в вечном страхе и беспокойстве, а всё потому, что вера наша слаба. Слабость веры порождает страх. Страх есть отсутствие веры.

7.245. Сила духа и сила воли это одно и то же.

Страх есть следствие слабости духа, чтобы избавиться от лишних страхов, нужно тренировать свою силу духа.

Гордыня это то, что мешает людям работать в команде, мешает объединяться, чтобы стать сильнее. Таким образом, гордыня это источник слабости, мешающий человеку приобщиться к силе.

Слабость - основа силы, чем ты слабее, тем ты потенциально сильнее, и наоборот.

Слабость отдельных людей, соединяясь, создаёт фундамент силы цивилизации и общества. Объединение слабостей каждого отдельного человека порождает силу общества.

Хорошему человеку можно простить многие его слабости…

Я бы хотел победить сверхглупость и слабость людей, потому что мне не нравятся сверхсильные. Сверхсила питается слабостью, превращая всех вокруг себя в рабов и выкачивая энергию из всего живого... Такая ситуация рождает нездоровую конкуренцию со стороны сверхсильных и разрушает баланс сил.

9.129. Блаженны нищие духом.

Слабые духом люди лживы, жадны и глупы, но именно в их слабости их сила. В борьбе со своими недостатками они способны достигнуть величия силы ума и духа.

Именно наша слабость делает нас сильнее. Наше бессилие похоже на прививку ослабленного вируса. Она не убивает нас, но тренирует иммунную систему, позволяя победить настоящие болезни.

Проблема кремниевой жизни в том, что связи, которые образует кремний, слишком крепкие. Они слишком стабильны и слишком сильны, в то время как основа жизни и разума это слабость.

Чтобы воспитать в себе силу духа и возвыситься над своими слабостями, делай то, что не хочешь, то, что неудобно и то, что делать лениво или неинтересно.

Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.

Сочинение

Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б.М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: «В чем проявляется сила и слабость человека?».

Обращаясь к теме, автор подводит нас к мысли о том, какими качествами обладает сильный человек, а какими слабый – и приводит в пример «сверхсилача», человека сильного не только физически, но и нравственно, духовно. Он за всю свою жизнь не причинил никому зла, хотя имел на это возможность. Этот «богатырь» импонирует Б.М. Бим-Баду, потому что именно такие личности способны бескорыстно совершать добро и помогать людям, пользоваться своей силой с честью и достоинством. И в противовес ему автор приводит собирательный образ человека, против которого нацелено воспитание и культура как таковые. Слабым людям, в силу их «недалекости», корыстолюбия, жестокости, «душевной ущербности» никогда не придет в голову совершать благородные поступки – а ведь именно на благородстве зиждется сила духа, и наоборот. Автор делает акцент на том, что именно поэтому слабые люди редко добиваются успеха – для созидания чего-то нужны иные нравственные ориентиры, людям сильным легче держаться на плаву – им в этом помогает «благородство духа» - «по уму и чести».

Б.М. Бим-Бад считает, что слабость человека проявляется в агрессии, в стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что гораздо сложнее создавать что-то доброе, помогать людям, сохранять честь и достоинство при любых обстоятельствах – это, бесспорно, является привилегией сильных личностей. Все остальное, нацеленное на разрушение и негатив – признак духовно неполноценных, слабых людей.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко и точно показывает, как отражаются сила и слабость на состоянии человека. Поистине сильной является Соня Мармеладова – она готова была жертвовать последним ради своей семьи, пойти по «желтому билету» – и даже после этого девушка сохранила благородство духа. Героиня была способна жертвовать собой ради других и вселять в людей силу, веру и надежду – именно она спасла Родиона Раскольникова от полной духовной смерти и привела его к просвещению. В противовес девушке представлен Свидригайлов: он глумится над нравственностью, с гордостью признаёт свои грехи и, в целом, является низким, мерзким, корыстным и циничным человеком. Этот герой по-настоящему слабый: он не способен на добродетель и даже отвергает её, в интересах Свидригайлова лишь постоянная праздность и самодовольство.

Проблема силы и слабости человека представлена и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – сильный и смелый альтруист, целью и предназначением которого является бескорыстная, искренняя помощь людям. Он убил себя, вырвав из груди пылающее сердце, чтобы осветить другим людям путь через весь лес. К сожалению, толпа самих людей в основной своей массе состояла из слабых, ничтожных личностей. Они, в виду своего малодушия и духовной нищеты, не были способны на банальную благодарность – сначала эти люди обвиняли Данко в том, что он не может вывести их из леса, а позже, выбравшись с его помощью на свободу, растоптали сердце героя, испугавшись его мощи и благородства.

Таким образом, можно сделать вывод, что сила человека проявляется в богатстве его души, а слабость – в его нравственной нищете. Безусловно, всю свою жизнь важно стремиться к тому, чтобы быть сильной личностью – противном случае жизнь превращается в ничтожное существование.