Инженерная психология.doc. Инженерная психология как наука.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Целью программы является продвижение последипломного образования в области промышленного машиностроения и логистики для выпускников, которые занимают управленческие, надзорные или административные должности в промышленном и сервисном секторах Гонконга. Программа предназначена для того, чтобы позволить учащимся получить статус - современные знания в области управления операциями, логистики и управления цепочками поставок, организационной теории и поведения, калькуляции затрат и финансов, управления качеством, информационных технологий и других смежных тем.

Основы инженерной психологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДУРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. ВЫГОТСКОГО

Факультет психологический

Кафедра педагогической психологии

В соответствии с экономическими преобразованиями в Гонконге программа программы На протяжении многих лет пересматривается, чтобы включить значительное количество новых курсов, связанных с новыми и захватывающими сферами логистики и управления цепочками поставок. Промышленные менеджеры являются архитекторами для разработки «операционных систем» в организациях, как частных, так и общественных, которые занимаются предоставлением ценности клиентам. Промышленные менеджеры также несут ответственность за эффективное управление операциями этих организаций.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ


студентки 3 курса (5 - летнего срока обучения)

группа г

Фионова Людмила Александровна

Научный руководитель

Варфоломеева С.В.


Москва 2005


1. Инженерная психология как наука

1.1 Определение инженерной психологии

1.2 Цель инженерной психологии

Сложности современных операций значительно увеличились как по широте, так и по глубине. В настоящее время промышленный менеджер должен заниматься вопросами цепочки поставок в глобальной перспективе. Управление технологиями и знаниями также заняло более значительную роль в росте и прибыльности организации и стало наиболее важными ресурсами для получения конкурентного преимущества. Промышленные менеджеры являются одними из самых важных людей в организации, поскольку они способствуют долгосрочной конкурентоспособности организации ощутимым и прямым способом.

1.3 Задачи инженерной психологии

2. Система "человек-машина"

4. Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ

1. Инженерная психология как наука


1.1 Определение инженерной психологии


Инженерная психология - наука, изучающая системы "человек - машины" с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

Хотя многие возможности для бизнеса представлены Гонконгу в результате более тесного экономического сотрудничества с Южным Китаем, компания может процветать только в том случае, если она имеет правильное видение бизнеса в сочетании с необходимой компетенцией.

Степень в области эргономики готовится к выполнению мероприятий в следующих областях. Бакалавриат Докторантура. . Эта программа была разработана для повышения квалификации людей, работающих в области охраны здоровья и безопасности труда. Он готов предоставить им теоретические и практические навыки, которые помогут им выполнять свою работу и защищать человеческие и общественные и личные свойства от повреждения от несчастных случаев. Он также предоставляет им навыки, необходимые для ограничения опасностей и аварий, повышения качества и эффективности и минимизации потерь из-за несчастных случаев и травм.

конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Целью программы высшего диплома в области техники безопасности труда является предоставление частному и государственному секторам квалифицированных инженеров, способных выполнять свои обязанности и обязанности в области охраны труда и техники безопасности. Достижение этой цели повысит уровень эффективности выполнения своих обязанностей и повысит роль охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Высший диплом по технике безопасности труда. . Эргономика определяется как междисциплинарное исследование и область применения, которая с целостной точки зрения касается взаимодействия людей, технологий и организации с целью оптимизации здоровья, благополучия и производительности при разработке продуктов и рабочих систем. Область включает физическую эргономику, когнитивную эргономику и организацию работы. Синонимы - это «Люди - Технология - Организация» и «Человеческие факторы». Цель состоит в том, чтобы продвигать рабочие системы, которые способствуют безопасности, здоровью, благополучию и производительности системы.

Инженерная психология как наука имеет двойственный характер. С одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловлено особенностью самого двойственного по своей природе объекта исследования - систем "человек - машина".

Программа также содержит планирование, руководство и оценку проектов развития и изменения проектов. Программа дает основу для исследований в области эргономики. Программа магистратуры, эргономика и человеко-технологическая организация Мастер-программа, взаимодействие человека и компьютера. Дизайн и разработка продукта Эргономика продукта. . Обучение и исследования, проведенные в Отделе эргономики и аэрозольной технологии, касаются знаний о том, как люди взаимодействуют, влияют и зависят от их окружения.

Сюда входят технологические системы, другие люди, с которыми мы сотрудничаем, и наше физическое окружение. Результаты исследований используются при разработке продуктов и условий, с которыми люди общаются в своей повседневной жизни на рабочем месте, дома и в сообществе.

Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система "человек - машина" - это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производительных сил. Поэтому в системах "человек - машина" проявляется ряд таких общих закономерностей развития производительных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего технического) и субъективного (человеческого) начал. Одна из таких закономерностей касается определяющих моментов производительности общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, совершенством техники, а во-вторых, накопленным производственным опытом людей, их навыками к труду. Все это находит свое отражение в эффективности систем "человек - машина". Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подготовленностью человека, согласованием рабочих характеристик человека и техники.

На современном рабочем месте все большее признание приобретает важность психологии в профессиональных условиях. Психологическая теория все чаще применяется в областях отбора и оценки персонала, развития и обучения, управления организационными изменениями и профессионального здоровья. Эта программа опирается на сильные стороны исследования отдела, чтобы предоставить вам профессионально ориентированную академическую программу, которая поддерживает ваши карьерные устремления. Это аккредитованное мастерство Британского психологического общества позволяет вам завершить первый этап получения статуса дипломированного профессионального психолога, а также обеспечить полное знание профессиональной психологии как академической дисциплины.

Другая общая закономерность связана с тем, что производительные силы существуют в единстве с производственными отношениями.

Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.

Анализ поведения - это научный подход к пониманию и решению проблем социальной значимости. Мастер-класс по анализу поведения одобрен Советом по сертификации аналитиков поведения, предоставляя право на участие в курсе, чтобы сдать экзамен по сертификации сертифицированного поведенческого совета. Кандидаты должны будут отвечать дополнительным требованиям для квалификации. Методы проектирования исследований, наблюдения данных, функциональной оценки и Эмпирическое вмешательство и оценка подходов к поведенческим методам преподаются посредством сочетания лекций и практических занятий.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование.

Необходимо отметить, что инженерно-психологические исследования трудовой деятельности человека, деятельности связанной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значимость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и социальной средами. Именно в трудовой деятельности аккумулируются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-психологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.

Разработка и анализ эффективных производственных и сервисных систем, которые объединяют людей, оборудование и информацию. Улучшите автоматизацию, контроль информации, качество процесса и организационный дизайн. Применяйте навыки моделирования и анализа систем, чтобы обеспечить высокое качество продукции и услуг при оптимальном использовании ресурсов. Специализируются в инструментах промышленной статистики, математического моделирования, производственной логистики и корпоративных информационных систем.

Моделировать и анализировать сложные проблемы независимо от настройки. Инженеры человеческих факторов и эргономисты. . Выпускниками этой программы являются корпоративные эргономисты со многими крупнейшими корпорациями в стране. Мы предлагаем Магистрам в области промышленного и системного проектирования и кандидат технических наук и системных инженеров. Преподаватели, сотрудники и студенты Университета Бригама Янга часто выполняют задания, которые могут привести к эргономическим травмам. Эти травмы взаимозаменяемо называются кумулятивными расстройствами травмы, повторяющимися деформационными травмами или скелетно-скелетными расстройствами.


1.2 Цель инженерной психологии


Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем "человек - машина". Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и многое другое. Ясно, что эффективная работа систем "человек-машина" требует наличия высокопроизводительной т надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.

Большинство повторяющихся травм можно предотвратить, если следовать эргономическим принципам, изложенным в этой программе. Эти принципы применяются к сидячей клавиатуре, а также к задачам работы с тяжелыми материалами. Департаментам рекомендуется использовать информацию в этой программе, чтобы помочь свести к минимуму потенциал для кумулятивных травматических расстройств, связанных с работой.

Университет штата Калифорния - Лонг-Бич

В конце программы студенты должны иметь возможность: применять знания о психологии к дизайну рабочих мест, информационных систем, потребительских товаров, рабочих мест и оборудования для повышения производительности, безопасности и комфорта пользователей. Применять методологии, которые используются при проектировании человеко-машинных систем. Проектируйте исследования, чтобы ответить на основные и прикладные вопросы человеческого фактора.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществляется, во-первых, за счет улучшения технологических характеристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характеристик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отношение к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового процесса означает следующие:

Психология человеческого фактора, некогда известная как инженерная психология, - это исследование взаимодействия человека с технологическими системами, начиная от ручных инструментов и заканчивая атомными электростанциями и сложными транспортными системами. Эта новая дисциплина применяет фундаментальные исследования к существующим технологическим проблемам. Это достигается путем изучения возможностей и ограничений людей и применения этих знаний в процессе проектирования. Дизайн и экологический анализ сочетают инновационное дизайнерское мышление с проницательным дизайнерским исследованием, чтобы понять, как на нашу повседневную жизнь влияет окружающая среда.

минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;

исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;

минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказывающихся на ходе технологического процесса, качестве продукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека;

Благодаря многодисциплинарной подготовке в области ориентированного на человека дизайна, экологической психологии, эргономики и стратегии и управления объектами мы решаем проблемы с точки зрения системы - людей, процессов и места - для создания стратегического, устойчивого и здорового будущего по дизайну.

Авиационный университет Эмбри-Риддла

Департамент человеческих факторов и систем Эмбри Риддла предлагает обогатить академические программы для выпускников и выпускников, которые готовят студентов к трудоустройству или непрерывному образованию. Программа «Бакалавр наук в области человеческого фактора психологии» подчеркивает эргономику, человеческое поведение, а также человеческие возможности и ограничения. Программа «Магистр наук в области человеческого фактора и систем» имеет два разных направления: человеческие факторы и системы.

сохранение высокой (заданной) работоспособности человека в течение длительного (заданного) времени путем минимизации энергозатрат (психического и физического напряжения) в трудовом процессе.

Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

Студенты становятся специалистами по человеческим факторам, специализируясь на основных областях прикладной психологии, сложных систем, методах исследования и статистическом анализе. Человеческие факторы и психология Магистр наук в области человеческого фактора и систем. Выпускная программа «Человеческие факторы и прикладное познание» обеспечивает обучение и обучение для студентов, желающих продолжить карьеру в академическом, государственном и частном секторах. Также предлагаются сертификационные программы по удобству использования и человеческим факторам при транспортировке.

надежность работы технических устройств;

рациональная конструкция техники;

соответствие сложности техники уровню подготовленности человека;

совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;

отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.


1.3 Задачи инженерной психологии

Во всех областях особое внимание уделяется тем, что студенты развивают хорошее понимание когнитивной теории, приобретают передовые методологические и статистические навыки и учатся применять эти инструменты к проблемам реальных человеческих факторов. Человеческие факторы Человеческие факторы включают в себя разработку технологий и условий труда для обеспечения совместимости с человеческими возможностями и ограничениями. Выпускная программа «Человеческие факторы и прикладное познание» обеспечивает научно-исследовательскую подготовку по разработке теорий человеческих когнитивных функций и определению их приложений для разработки систем, которые являются безопасными, эффективными и приятными для работы.


Методологические задачи - определение предмета и задач исследования (то есть уточнения предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

Психофизиологические задачи - изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

Системотехнические задачи - разработка принципов построения элементов системы "человек - машина"; проектирование и оценка системы "человек - машина"; разработка принципов организации системы "человек - машина"; оценка надежности и эффективности системы "человек - машина".

Эксплуатационные задачи - профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

2. Система "человек-машина"


Представим себе, что человек управляет каким-либо объектом. Будет ли это железнодорожный диспетчер или авиадиспетчер, летчик или машинист электростанции, - во всех случаях процесс управления имеет некоторые общие черты. Все изменения управляемого объекта улавливаются с помощью каких-либо датчиков, сигналы от датчиков преобразуются и подаются к приборам, за которыми наблюдает человек. Он воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решение, выполняет соответствующее действие, которое может быть и очень простым (например, нажим кнопки) и более сложное. Сигналы, возникающие в результате действия человека, преобразуется и поступает к управляемому объекту, изменяя его состояние. Новое состояние объекта вызывает изменение показаний приборов, которые информируют человека о результатах его действия. А это, в свою очередь, может потребовать от него новых действий.

Так в общих чертах выглядит замкнутая система регулирования, в которой человек, связанный прямыми и обратными связями с управляемым объектом, выступает в роли важнейшего, наиболее ответственного звена системы, а именно регулятора. Но, человек может и не получать сведений о результатах своих действий. Тогда он рассматривается как звено разомкнутой системы.

С развитием автоматики функции регулирования передаются автоматам. Однако в этом случае информация об управляемом объекте, а также о состояниях систем автоматического регулирования поступает на индикаторы, за которыми наблюдает человек-оператор. Его основными задачами становятся контроль за работой системы автоматического регулирования, предупреждение и профилактика аварий, выявление возникающих неисправностей. При нормальной работе системы автоматического регулирования оператор ограничивается только пассивным наблюдением за состояниями управляемых объектов. Но в те моменты, когда система автоматического регулирования по каким-либо причинам не справляется с задачей, оператор вынужден активно вмешаться в процесс регулирования.

Еще большими техническими возможностями обладают комплексно-автоматизированные системы, которые включают управляющие вычислительные машины. Эти машины могут осуществлять автоматический пуск управляемых агрегатов по оптимальной программе с учетом их состояний, поддерживать заданный режим работы, исходя из максимальной экономичности, предупреждать аварии, сигнализировать о нарушениях, освобождая тем самым человека-оператора от многих функций. Основной задачей человека становиться контроль за работой управляющих вычислительных машин. При выходе их из строя оператор берет на себя и функции управления. В таких системах на приборную панель оператора передается информация об управляемом объекте и о работе управляющих вычислительных машин.

Из выше сказанного видно, что при переходе от одного этапа развития к другому человек постепенно освобождается от ряда функций, которые передаются машинам. Но вместе с тем перед ним возникают новые и все более ответственные задачи. Человек становится интегральным звеном системы управления.

Основные параметры системы управления - время цикла регулирования (быстродействие), пропускная способность, точность и надежность - в значительной мере определяются возможностями и особенностями деятельности ее интегрального звена - человека. Без анализа его характеристик невозможно ни понять работу системы в целом, ни правильно рассчитать ее.

Жизнь показывает, что недоучет характеристик человека при конструировании систем управления ведет или к тому, что система оказывается не в состоянии работать, или к частым нарушениям ее работы, которые иногда заканчиваются авариями, или к преждевременному утомлению оператора (а это снижает надежность всей системы). Так, по данным американских авторов, значительное число аварий в авиации объясняется так называемым "человеческим фактором" - обычно ошибками пилота. Они происходят потому, что пилот неточно воспринял показания приборов, принял один прибор за другой, спутал органы управления, не успел вовремя отреагировать.

Знание возможностей человека выполнять те или иные функции и способов их выполнения является необходимым условием рационального конструирования систем управления.

инженерная психология человек машина

3. Функции человека в системе "человек - машина"


Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или командную, информацию. Человек также может выполнять функцию программирования работы всей системы или ее частей. Он может осуществлять наблюдение и контроль за работой системы. Наконец, оператор может быть исполнителем той или иной команды, то есть выполнять действия, непосредственно направленные на преобразования управляемого объекта. Обычно человек совмещает ряд функций, выполняя их последовательно или одновременно.

В ходе технического прогресса, особенно в связи с созданием кибернетических машин, отдельные функции человека в системах управления по приему, хранению, передаче и переработке информации стали постепенно передаваться машинам. Но создаваемые машины пока могут "решать" лишь частные задачи. Поэтому для того, чтобы обеспечить работу системы управления как целого, в нее обязательно должно быть включено звено, осуществляющее интеграцию всех остальных звеньев. Этим интегральным звеном современных систем управления, в которых широко применяются кибернетические машины, и является человек, так как его психические свойства позволяют наилучшим способом решать задачи интеграции. Именно он организует процесс регулирования и тем самым координирует работу всех элементов системы, связывая их в единое целое.

При оценке роли человека в системах управления, обусловленной развитием техники, нужно учитывать два органически связанных момента. С одной стороны, успехи техники создают возможность передать ряд весьма сложных функций человека машине: идет процесс частичной замены человека "машинными звеньями" систем. В связи с этим расширяется круг задач, которые способна решать система. С другой стороны, чем, больше число машин включается в процесс управления и чем более расширяется круг задач, тем большей становится необходимость интегрировать их работу. А это означает, что относительная роль человека в системе управления возрастает.

В отношении приема информации несомненные преимущества человека заключаются в том, что возможности его "сенсорного входа" не ограничены каким - либо одним способом подачи сигналов. Человек может получать информацию и непосредственно от регулируемого объекта, наблюдая за ним, и посредством тех или иных приборов. При этом переход от одного способа к другому, если позволяют условия, осуществляется сравнительно легко. "Сенсорный вход" человека характеризуется значительной пластичностью и гибкостью. Поэтому человек может правильно и точно оценивать сигналы, изменяющиеся по тем или иным признакам в довольно широких пределах. Так, если говорить о чтении письменной речи, то человек может читать тексты, напечатанные любым шрифтом и написанные любым почерком. Буквы могут значительно варьировать по величине, наклону, форме, некоторые из них могут быть даже частично стертыми, но это не помешает человеку читать текст. Возможности существующих "читающих" машин пока еще весьма ограничены.

Благодаря пластичности "сенсорного входа" оператор может оценивать состояние регулируемых объектов не только по тем сигналам, которые прямо ему и адресованы, но и по косвенным сигналам, не предусмотренным схемой системы управления. Благодаря опыту у оператора складываются свои способы приема информации, позволяющие ему "брать информацию за пределами рассчитанной системы управления". В отношении приема информации человек не ограничен конструкцией системы управления. Так, предположим, что в системе управления - по расчетам конструкторов - единственным средством подачи оператору информации об управляемом объекте должен быть тот или иной прибор или их комплекс. Прием информации рассматривается как считывание показаний приборов. Однако часто оказывается, что в реальном процессе управления оператор не ограничивается только считыванием показаний приборов, но ориентируется в обстановке и по многим другим косвенным сигналам (например, по вибрации пола, шуму мотора), разумеется, если они доступны для его органов чувств. При этом иногда косвенные сигналы служат для него источником гораздо большей информации, чем приборы.

В отличие от человека вход у существующих машин ограничен схемой системы регулирования. Машина "видит" и "слышит" лишь те сигналы, которые только ей и адресованы, и может принять их лишь в той форме, которая была заранее определена конструктором. Ко всем другим сигналам машина "слепа" и "глуха".

Человек может с максимальной выгодой использовать избыточность информации. Он способен объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономные способы ее приема и переработки. Способы приема информации машиной ограничены, так же как и ее возможность использовать избыточность информации.

Что же касается максимального объема информации, принимаемой и перерабатываемой в единицу времени, то здесь явные преимущества остаются за машиной. Так как она в состоянии принять и переработать значительно (в сотни и тысячи раз) большее количество информации.

Большой пластичностью и гибкостью характеризуется также деятельность человека по переработке принятой информации. Его возможности преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать и синтезировать поступающие сигналы практически почти безграничны. В зависимости от условий и требований конкретного процесса управления оператор может применять либо тот, либо иной способ кодирования и декодирования принимаемых сигналов, сравнительно легко переходя от одного из них к другому. Человек не ограничен каким - либо одним алфавитом и способен при соответствующем обучении работать в разных "ключах". Одну и ту же операцию по переработке информации он может выполнить, пользуясь различными способами. В принципе для человека всегда остается возможность найти новый способ переработки, не предусмотренный конструктором системы управления. Существующие кибернетические машины моделируют лишь некоторые, далеко не всегда наиболее экономные способы обработки информации, применяемые человеком.

В отношении функции переработки информации так же, как и в отношении функции приема, человека не ограничен конструкцией системы управления.

Но в выполнении некоторых действий человек значительно уступает по точности и скорости машине. Так, операции счета он выполняет значительно медленнее и менее точно, чем это делает информационно - логическая машина.

Выступая в роли исполнителя командной информации, человек также характеризуется большой пластичностью. Пользуясь одним и тем же двигательным аппаратом, он в состоянии выполнять самые разнообразные действия.

Как правило, существующие автоматические регуляторы являются строго и узко специализированными. Человек же при некотором обучении с одинаковым успехом может осуществлять функции регулятора во многих системах управления, какими бы различными ни были их функциональные структурные схемы. Он может легко и часто менять программы, по которым должно осуществляться регулирование. Обладая огромной пластичностью, человек способен в случае тех или иных нарушений переходить от одного способа выполнения своих функций в системах управления к другим. Машина же при нарушении перестает работать или начинает допускать грубые ошибки.

Однако, имея возможность "настроиться на любую программу", оператор значительно уступает машине по времени, в течение которого он способен непрерывно работать по заданной программе. Он сравнительно быстро устает, может отвлекаться, забывать нужное и многое другое.

Итак, из выше сказанного следует, что человек - оператор является универсальным и наиболее пластичным "звеном системы управления". Вместе с тем он уступает "машинным звеньям" системы по скорости, а частично и точности выполнения операций и по возможности длительное время непрерывно сохранять заданный режим работы.

4. Психологические проблемы организации взаимодействия человека с ЭВМ


Интенсивное развитие информационно-вычислительной техники и ее широкое использование при решении различных технических и управленческих задач обусловило актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора с ЭВМ.

При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая управлением сложными экспериментами или принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Необходимость расширения сферы эффективного использования ЭВМ ставит перед психологической наукой комплекс весьма сложных задач. Причем эти задачи не ограничиваются инженерно-психологическим проектированием и оценкой только согласующих средств, таких, как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

Психологический анализ включает также распределение функции между человеком и ЭВМ, оптимизацию взаимодействия в системе в целом, поиск принципиально новых способов организации процессов решения интеллектуальных задач на базе перспективной информационно-вычислительной техники.

Одним из наиболее острых является вопрос о распределении функции, о рациональном сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека.

Решение задачи распределения функции тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями являются принятие решений, диагностика, прогнозирование и планирование. Наряду с традиционными проблемами, такими, как изучение особенностей восприятия человеком информации, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возникает целый ряд принципиально новых: выбор стратегий и тактик решения; формирование критериев, оценка последовательности и построения управляющих воздействий; особенности использования различных языков обмена и способов их построения; организация диалогов, повышение эффективности процедур обмена информацией при принятии оперативных решений.

Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.

Описание динамики состояния утомления в процессе выполнения деятельности, его классификация: физическое и умственное, острое и хроническое, мышечное и сенсорное. Монотония и психическое пресыщение. Роль средств контроля в повышении надежности оператора.

Роль и место психологии в процессе управления. Межличностные отношения как сфера постоянной неопределённости для руководителя. Предмет изучения психологии управления и ее разновидности. Мотивация, стимулирование и поведение личности в организации.

Применение физиологических методов в инженерной психологии. Характеристики физиологических процессов человека. Основные положения теории саморегуляции. Самоконтроль в деятельности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.

Прием информации об объекте управления. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами. Взаимодействие анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и т.д.)

Психологическое обоснование готовности человека к определенной деятельности и факторы, на нее влияющие. Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога, противопоказания к данной деятельности. Предмет и задачи изучения психологии труда.

Одной из самых актуальных проблем современной инженерной психологии является проблема точного теоретического анализа и критериев оценки информационных процессов в психике человека.

Определение и цели инженерной психологии - отрасли психологии, использующей знания психологической науки в практической деятельности; изучающей системы "человек - техника" с целью достижения их высокой эффективности. История возникновения и развития.

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше проникла в самые разнообразные области народного хозяйства, науки. От эффекта ее практичес...

Всем известно, что благодаря НТР преобразовалась психологическая структура производственного труда. Также во время научно-технической революции, в результате усовершенствования автоматизированного труда, возникла и начала свое развитие направление в психологии, которое ставит своей главной целью исследование средств взаимодействия при помощи информации и процессы, происходящие между человеком и техникой. Это направление носит название «инженерная психология». Важнейшим ее составляющим являются процессы восприятия человеком и переработки оперативной информации, принятие им решений в условиях, ограниченные временем, компьютеризации всех отраслей управления и производства, возникновения и развития мобильной связи, а также минимизировании затрат различных видов ресурсов.

Методы инженерной психологии

В инженерной психологии, помимо психологических методов, различают:

  1. Психофизиологические.
  2. Инженерно-психологические.
  3. Персонологические.
  4. Методы психоконсультирования, психологической помощи.
  5. Математические.

Психофизиологические и персонологические помогают исследовать организованность психофизиологических функций человека на протяжении его деятельности, оценить и держать под контролем функциональное состояние человека-оператора, эффективность трудовой деятельности, работоспособность, проявления индивидуальности и личности работника. Инженерно-психологические используются для того, чтобы исследовать процесс профессиональной человеческой деятельности оператора и проанализировать его ошибки, а также факторы окружающей среды. Математические методы применяют для построения структур деятельности оператора. Методы моделирования включают в себя методы матмоделирования и предметно-математического.

Психология человеческого труда и инженерная психология

В своем развитии инженерная психология основывается на учениях психологии труда. Но, как ни странно, эти дисциплины имеют различные задачи. Психология труда представляет собой одну из отраслей психологии, изучающая закономерность формирования психической активности личности и ее проявления в разных видах труда. Она разрабатывает рекомендации, имеющие практический характер, по психологическому обеспечению эффективного и безопасного труда. Целью психологии труда является повышение результативности человеческого труда при помощи усовершенствования уже ранее созданной техники. Понятие об инженерной психологии включает в себя, как ранее было отмечено, изучение информационной взаимосвязи человека и техники и на основе полученных результатов и сведений, применение их в системе «человек техника окружающая среда». Цель инженерной психологии: разработка основ, носящих психологическую направленность, для дальнейшего проектирования и создания новой техники, учитывая психологические особенности человека.

Изучая взаимосвязь компонентов в системе «человек техника», разрабатываются следующие основы инженерной психологии:

  1. Профессионализм подготовки работников для их дальнейшей взаимосвязи с конкретными машинами, техникой.
  2. Конструирование техники и управление ею.
  3. Подбор людей, которые соответствуют требуемым навыкам (необходимый уровень профессиональных и психологических качеств) для их дальнейшей работы.

Трудности инженерной психологии

К главным проблемам инженерной психологии относят:

Стоит отметить, на протяжении своего развития, в инженерной психологии произошел переход от исследования отдельных элементов различного вида деятельности к изучению, в целом, трудовой деятельности.