Жизнь важнее: как распознать детскую депрессию. Депрессия у ребенка Чем лечат депрессию у детей

Странным становится рассмотрение вопроса о депрессии у ребенка. Принято считать детство самым беззаботным и приятным периодом жизни. На самом деле существует множество ситуаций, подтверждающих наличие детской депрессии. Причин выделяется много, как и методов лечения, которые помогают в устранении симптомов и признаков болезни.

В редких случаях речь идет о генетической предрасположенности ребенка к депрессии. Зачастую угнетенное настроение является следствием каких-то факторов, которые отмечаются в жизни ребенка. Это позволяет быстро излечить детей от депрессивного расстройства, которое негативно сказывается на их успеваемости, психическом развитии, становлении и пр.

Самая важная роль в лечении детей от депрессии отводится родителям. В большинстве случаев психологи отмечают ошибку в родительском воспитании или поведении, что и приводит к детской . Поскольку малыши не способны противостоять своим мамам и папам, именно взрослые люди должны взять ответственность за то, чтобы создавать комфортные условиях для своих чад.

Благоприятная обстановка в семье – залог здорового развития ребенка, несмотря на то, что в большом мире его будут подстерегать опасности и неприятные ситуации.

Что такое депрессия у ребенка?

Независимо от того, что рассматривается расстройство, которое проявляется у детей, оно является таким же психическим отклонением, как и у взрослых. Что такое депрессия у ребенка? Это психологическое расстройство, которое проявляется в виде эмоциональных нарушений. Невнимательные родители и учителя могут воспринять депрессию за лень, эгоизм, плохой характер или пессимизм. На самом деле то, что видят окружающие, является лишь симптомом нераспознанной депрессии.

Депрессивное состояние не понимается самим ребенком. Он пока с ним не знаком и не может самостоятельно понять, какой вред оно ему причиняет. Вот почему ответственность за выявление и обращение за психологической помощью перекладывается на родителей и учителей/воспитателей. Это взрослые люди, постоянно контактирующие с ребенком, должны распознать в его плохом настроении депрессию.

Чем раньше приступят к лечению детской депрессии, тем быстрее ребенок вернется в здоровое психическое состояние. Процесс обратим. И он происходит так быстро, как скоро родители обеспечили ребенка психологической помощью. Предварительную консультацию по распознаванию и оказанию поддержки родители могут получить на сайте психологической помощи сайт. В некоторых случаях родители могут предоставить ребенку ту самую поддержку, которой станет достаточно для выздоровления чада.

На сегодняшний день психотерапевты обладают многочисленными методиками по избавлению ребенка от депрессии. В большинстве случаев назначается исключительно психотерапия без приема лекарств.

Многие читатели могут не верить в то, что у детей развиваются депрессивные расстройства. Данное заблуждение ставит их детей в опасное положение, поскольку сами малыши не способны понять, что с ними происходит, и попросить о помощи, а взрослые не верят в депрессивное состояние, которое у ребенка развивается. Неадекватное поведение родителей позволяет депрессии усугубляться, что вскоре выливается в такие естественные симптомы, как:

  1. Тоска.
  2. Снижение активности.
  3. Уход от контактов.
  4. Заторможенность.
  5. Печаль.
  6. Ослабление интересов.

Чем старше становится ребенок, тем больше он маскирует свою депрессию различными способами, поскольку взрослые не воспринимают ее адекватно и даже могут наказывать за нее. Здесь развиваются:

  • Неуспеваемость в школе.
  • Агрессивное поведение.
  • Замкнутость.
  • Тревожность.
  • Нарушенные отношения со сверстниками.
  • Различные страхи и комплексы.

Причины депрессии у ребенка

Родителей может интересовать вопрос, по каким причинам у ребенка развивается депрессия. Попробуем обозначить распространенные причины:

  1. Неблагоприятная семейная обстановка, в которой малыш не может полноценно развиваться: неполная семья, конфликты в семье, авторитарное воспитание или гиперопека, полное отсутствие родительского внимания и полового воспитания. К примеру, ребенок не может себя проявить, поскольку его постоянно во всем ограничивают, не может обсудить свое половое созревание или не имеет возможности получить поддержку от взрослых.
  2. Генетические или врожденные патологии: энцефалопатия, повреждения головного мозга при рождении, гипоксия плода во внутриутробный период, внутриутробные инфекции, асфиксия при рождении и пр.
  3. Физиологическая и гормональная перестройка. Речь идет о подростковом возрасте, когда у девушек начинаются месячные, а у парней – ночные поллюции. Гормоны делают детей более агрессивными. Здесь важным становится коллектив. Если у ребенка не складываются отношения с ровесниками, это заставляет его подумать о собственной ущербности.
  4. Неуспеваемость в школе. Детей все-таки волнует та сфера, которой они уделяют много времени.
  5. Частые переезды. Это может привести к отсутствию у ребенка друзей.
  6. Сужение интересов и общения до сидения за компьютером. Сеть Интернет предоставляет множество возможностей, где ребенок может быть тем, кем хочет. Однако это значительно ограничивает его физическое и психическое развитие, когда он мало реально общается с людьми, не познает окружающий мир и пр.
  7. Сезонность настроения. У детей также могут наблюдаться осенние или весенние депрессии, что можно связать с неприятными событиями, которые происходят в этот период в их жизни.
  8. Стрессы. Дети сталкиваются с многочисленными стрессовыми ситуациями, отличающимися от взрослых. К ним можно отнести развод родителей, конфликты в семье, смерть близкого человека, предательство друга и пр.
  9. Крушение иллюзий и идеалов. Часто родители окружают ребенка различными ложными представлениями о мире, например, говорят о существовании Деда Мороза. Если ребенок сталкивается с ситуацией, где его убеждения не действуют, он может впасть в депрессию. Стресс от крушения идеалов и иллюзий вызывает шок.
  10. Генетическая предрасположенность. Отмечается в семьях, где родители страдают от глубоких депрессивных расстройств.
  11. Психическая травма или перенапряжение.
  12. Физиологические причины: головные боли, нарушение метаболизма, аллергия, неправильное потребление сахара, нарушение питания, болезни желудка или щитовидной железы, мононуклеоз.

Симптомы депрессии у детей

Депрессия у детей проявляется той же триадой симптомов, что и у взрослых:

  • Малая активность.
  • Снижение мышления.
  • Подавленное настроение.

Следует быть внимательными к поведению своего ребенка. Любые изменения следует отмечать. Если возникают симптомы депрессии, то незамедлительно обращайтесь за помощью. Обратите внимание на следующее:

  1. Ребенок резко прибавляет или снижается в весе.
  2. Ребенок большую часть дня находится в подавленном настроении, тоскует, подавлен, чувствует пустоту.
  3. В поведении ребенка отмечается заторможенность или возбужденность.
  4. Ребенок прекратил интересоваться прежними занятиями и увлечениями.
  5. У ребенка отмечается нарушение сна: он либо долго не может заснуть, либо быстро засыпает, но часто просыпается.
  6. Ребенок кажется усталым и бессильным.
  7. Ребенок не прикасается к еде, что отмечается в нескольких эпизодах.
  8. Ребенок выглядит озабоченным, виноватым, стыдливым.
  9. Ребенок становится невнимательным, рассеянным, «туго» мыслит.
  10. У ребенка пропадает желание общаться.
  11. Возникают при общении с ребенком идеи и темы о самоубийстве, смерти и пр.

С утра ребенок может чувствовать себя хорошо и весело. Однако в течение дня настроение падает, что сильно заметно в вечерние часы. Ребенок жалуется на различные проблемы в отношениях с одноклассниками, друзьями, успеваемости в школе и т. д. Он может говорить о наличии у него головных болей. Если настроение у него и повышается, то длится недолго.

Подвижность ребенка также снижается. Он предпочитает лежать или сидеть в одной позе. Его речь становится тихой, короткой, без использования разнообразных слов. Ему трудно отвечать на вопросы, соображать, даже фантазировать.

Мысли о самоубийстве возникают лишь по истечении длительного времени с момента появления депрессии. Опасность заключается в том, что ребенок может попробовать осуществить свою затею, особенно если в его жизни произойдет некое травмирующее событие, которое станет пусковым механизмом.

Признаки депрессии у детей

  • Трудности в общении с другими детьми и близкими.
  • Изменение привычек в еде и во сне.
  • Трудности в выполнении обязанностей и повседневных дел.
  • Трудности в общении со старшими.
  • Появление низкой самооценки.
  • Плохая успеваемость и прогулы в школе.
  • Раздражение и злость.
  • Забывчивость и невнимательность.
  • Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям и общению с друзьями.
  • Чувство вины и неуверенность в себе.
  • Пессимизм и постоянная грусть.
  • Вялость, отсутствие энтузиазма.
  • Неадекватная реакция на критику.
  • Появление зубной или головной боли.
  • Появление безнадежности, подавленности, беспомощности, тревоги.

Появление панических приступов и галлюцинаций на фоне бессонницы может привести к последней стадии депрессии – самоубийству. Если ребенок не получит помощи, то может случиться непоправимое. Родителям следует знать о следующем:

  1. В группу риска попадают подростки от 15 до 24 лет и дети от 5 до 14 лет.
  2. В состоянии депрессии возникновение мыслей о самоубийстве возрастает в 30 раз.
  3. Перед совершением суицида человек вдруг становится очень веселым: это говорит о том, что решение убить себя уже принято, что снимает напряжение.
  4. Более склонны к самоубийству подростки, употребляющие алкоголь и наркотики.

Помимо признаков депрессии, родителям следует уделять внимание общению с ребенком. Это значительно может снизить депрессивное состояние и его проявления. Если необходима помощь, то можно начать с обращения к школьному психологу. В противном случае уже понадобится специализированная психиатрическая помощь.

Лечение депрессии у детей

Тяжелые депрессивные состояния лечатся исключительно в стационарном режиме под присмотром психиатра. Только легкие формы депрессии у детей могут проходить лечение в домашних условиях. Как именно это будет происходить, должен контролировать детский психолог, который может назначить Адаптол – улучшающее настроение лекарство, которое снимает сонливость, повышает аппетит и настроение, снимает соматические признаки.

Другими медикаментами могут стать:

  • Тенотен – гомеопатическое лекарство.
  • Антидепрессанты, которые назначаются только врачом.

Ребенок продолжает вести обычный образ жизни, при этом проходит лечение. Он ходит в школу, в магазин за покупками, выполняет домашние дела и пр. Самым главным здесь становится поведение родителей, которые должны создать ребенку благоприятные условия в их семье?

  1. Принимать нужды и мнение ребенка.
  2. Повышать его самооценку.
  3. Позволять выражать свои чувства.
  4. Учить решать различные трудные проблемы.
  5. Обучать конструктивному влиянию на сложные ситуации.
  6. Не переутомлять различными заданиями и работами.
  7. Позволять отдыхать.
  8. Позволять гулять на свежем воздухе.

Вместе с психологом ребенок обучается решению своих проблем, которые его беспокоят. Восстанавливается его эмоциональный фон и общее настроение за счет различных методик: арт-терапия, музыкотерапия, ролевые игры и пр. Полезным будет прохождение групповых занятий, где вместе с ребенком психолог будет работать и с его родителями.

Итог

Детская депрессия является не менее опасной, чем взрослая. Итог может быть печальным, если родители игнорируют состояние своего ребенка – речь идет о суициде. Чтобы не доводить до летального финала, следует уделять внимание общению и занятиям вместе с ребенком.

Родителям следует знать, что у одного из 33 детей проявляется депрессия. Склонными к ней становятся дети, находящиеся в психотравмирующей ситуации, под психологическим давлением или имеющие расстройство внимания. После выздоровления от глубокой депрессии ребенок снова может в нее впасть, если в течение 5 лет возникнет соответствующая стрессовая ситуация.

Большинство людей уверены, что депрессия – это проблема, которая может касаться только взрослых, но дети также восприимчивы к этой опасности. Депрессия проникает в каждодневную жизнь ребенка, причем дети часто не способны определить или объяснить взрослым, что происходит. Подозревая, что у вашего ребенка депрессия, прочтите советы ниже. Они помогут распознать симптомы, а также расскажут, как говорить об этой проблеме с ребенком.

Шаги

Часть 1

Наблюдайте эмоциональные изменения

Понаблюдайте за изменениями детских эмоций. Нужно помнить, что у некоторых детей симптомы депрессии проявляются мало или вообще не наблюдаются. Если вы думаете, что у ребенка депрессия, нужно понаблюдать за колебаниями настроения и изменениями эмоций, которые начали проявляться в последнее время.

    Замечайте любые следы продолжительной или беспричинной грусти или беспокойства. Это может быть слезливость, частый плач, а также общее состояние тревоги. Также следует обращать внимание на постоянное напряженное состояние, ночное недержание мочи у ребенка, чья постель до этого была сухой, пугливость, напряженность или резкие приступы страха при появлении других людей или каких-то предметов.

    • Также следует отмечать длительную неспособность справиться с потерей, которая может растянуться на недели и даже месяцы.
  1. Прислушайтесь к выражениям вины или безнадежности. Возможно, у вашего ребенка начали проскакивать выражения «я виноват (это моя вина)», или «а толку, для чего? (нет смысла стараться)». Наличие таких выражений может сигнализировать как о сильном выражении обычных детских страхов, так и о присутствии серьезных проблем, отражающих более сильные чувства тревоги..

    • Чувство безнадежности может выражаться по-разному: неспособность выполнять домашние задания, отсутствие интереса к вещам, которые раньше привлекали, общее выражение вины, даже если известно, что в случившемся вины ребенка нет.
  2. Остерегайтесь увеличения гнева и раздражительности. Иногда депрессивный ребенок демонстрирует явные и выразительные признаки. Такие дети слишком остро реагируют на происходящее, выражая раздражение, гнев и разочарованность по поводу незначительных дел. Они чувствуют пренебрежение в самых обыденных ситуациях. Также они становятся неугомонными и стремятся к повышению уровня тревоги. Такие дети утрачивают способность сохранять спокойствие и самообладание.

    • Также это может проявляться в неспособности переносить любую критику. Обратите внимание, если ваш ребенок реагирует на отказ слишком чувствительно или не способен нормально принимать критику, даже если ее подают в очень мягкой форме. Если конструктивная критика воспринимается болезненно, это может свидетельствовать о проблемах.
  3. Поищите признаки отсутствия радости и удовлетворения жизнью. Также необходимо обращать внимание на уровень счастья ребенка. Проблему можно обнаружить, заметив, что уже несколько дней вы не слышали детского смеха или ребенка не интересуют любимые вещи. В этом случае нужно предпринять меры, чтобы поднять его/ее дух. Если все усилия оказываются бесполезными, у вашего ребенка депрессия.

    Обратите внимание на привычки питания ребенка. Вам следует зафиксировать любые необъяснимые изменения аппетита, если они длятся долго. Это может быть повышение аппетита или наоборот, отсутствие желания принимать пищу. Также при проявлениях депрессии ребенок обычно утрачивает интерес к пище, которая раньше была любимой.

    Будьте в курсе социальной жизни ребенка. Уход от социальной жизни – это обыкновенная поведенческая реакция, чтобы изолировать себя от сверстников. Если у детей проявляется депрессия, они могут уходить от социальной жизни, как среди друзей, так и в семье. Остерегайтесь этого. :

    • Предпочтение играть одному, а не со сверстниками.
    • Отсутствие интереса в поддержании дружественных отношений, которые ранее были значимы.
  4. Обратите внимание на любые изменения в структуре сна. Это могут быть противоположные изменения – постоянная сонливость или бессонница. Также следует обращать внимание на участившиеся утверждения об усталости и нехватке энергии, сопровождаемые снижением интереса к деятельности, которая раньше интересовала ребенка.

Часть 3

Поговорите с ребенком

    Знайте, что ребенок может скрывать симптомы депрессии. Многие дети еще не научились правильно выражать свои внутренние переживания. Поэтому маловероятно, что сын или дочь подойдет к вам и заявит: «У меня депрессия». Также не следует ожидать, что он/она попробует объяснить проблему, поскольку дети сами толком не могут понять происходящее.

    • Будьте внимательны, о чем ваш ребенок “не” говорит, и будьте готовы поднять этот вопрос самостоятельно. Дети могут смущаться и болезненно относиться к обсуждению собственных проблем. Признаки депрессии перечислены в этой статье в описании ‘наблюдения за признаками и симптомами’.
  1. Слушайте своего ребенка так, как будто он не способен толком объяснить и понять, что происходит. Уделяя каждый день время на выслушивание ребенка, вы даете ему возможность рассказать о том, что с ним происходит. Дети обычно прямы и честны в описании вещей так, как они их видят, даже если они не могут нормально объяснить или понять происходящее.

    • Спрашивайте каждый вечер у ребенка, как он себя чувствует. Если замечается беспокойство или грусть, выделите время, чтобы поговорить с ними о проблемах и причинах отсутствия счастья.
  2. Облегчите ребенку коммуникацию с вами. Вы должны понимать, что коммуникация с детьми затрудняется, если использовать ярлыки «капризный» или «трудный», или вести себя с ними, как с непослушными. В этом случае детям значительно труднее выразить то, что они чувствуют глубоко в себе.

    • Также нужно внимательно относиться к любым вопросам, которые дети поднимают сами. Чтобы сохранить правильный подход к ребенку в будущем, не нужно игнорировать никакие вопросы (например, говоря «это глупо»).
  3. Поддерживайте хорошие отношения с наставниками детей в школе и других учреждениях. Благодаря этому вы сможете получить отзывы и сигналы на события, которые сами не можете заметить. Это также позволит определить, являются ли одинаковые проблемы устойчивыми в разной обстановке.

    • Например, можно поговорить с учителем, если вы подозреваете, что у ребенка депрессия. Запланируйте встречу, чтобы обсудить воспитательные проблемы, и спросите, не замечаются ли на занятиях какие-либо странности поведения.

Часть 4

Принимаем дальнейшие меры
  1. Не спешите делать выводы. Заметив какие-либо из описанных выше симптомов, НЕ делайте выводов и не ставьте ребенку диагноз: депрессия. Такой скачок к выводам только увеличит количество проблем в будущем, особенно если вы скажете об этом ребенку. Вместо этого лучше сохранять спокойствие и предпринимать необходимые меры, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает то, в чем он/она нуждается.

Детская депрессия и механизм ее запуска. В статье пойдет речь о причинах и признаках депрессирующего ребенка, а также будут предложены способы борьбы с хандрой.

Механизм развития детской депрессии


Запуск такой душевной патологии, как детская депрессия, довольно хорошо изучен психологами. При этом речь идет о следующем механизме ее развития:
  • Нарушение серотинового баланса . Очень часто именно данный фактор начинает образовывать цепочку, которая приводит в дальнейшем к началу депрессии.
  • Дисфункция нейромедиаторов . Непосредственно они служат для связи между собой нервных клеток, что делает работу данной системы бесперебойной.
  • Дисбаланс между функциями торможения и возбуждения . После перечисленных патологических этапов происходит подобное, что приводит к доминирующему процессу торможения.
Итог всего описанного - это начало прогрессирующей у ребенка депрессии. Психологи в данном случае советуют не шутить с описываемыми вещами, которые могут кардинально разрушить детскую психику.

Причины возникновения депрессии у детей


Истоками озвученной проблемы могут быть самые разнообразные причины. Депрессия в детском возрасте начинается при таких провоцирующих факторах:
  1. Наследственность . В этом случае родители закладывают в организм ребенка своеобразный ген хронической усталости. Напрасно данному вопросу уделяется мало внимания, потому что наследственность - важная составляющая в формировании любого малыша.
  2. Внутриутробные патологии . Ошибочным будет то утверждение, что организм ребенка начинает подвергаться факторам риска исключительно после его появления на свет. Инфекции и гипоксия плода могут стать впоследствии серьезным толчком для развития детской депрессии.
  3. Тяжелая семейная обстановка . Далеко не каждый ребенок сможет спокойно реагировать на скандалы между папой и мамой. При этом вероятна ситуация, когда в неполной семье родитель начинает активно устраивать свою личную жизнь, ущемляя интересы малыша. Детская душа очень часто излишне ранима, поэтому экспериментировать над ней не стоит.
  4. Родители-тираны . Как ни печально это звучит, но порой самый страшный враг для детской несформировавшейся личности именно данный фактор. Причиной подобного может стать деспотичный характер родителей, которые, как им кажется, очень удачно создают из своего ребенка идеал. В итоге они получат не совершенную личность, а искалеченную детскую судьбу. Бывает и так, что родители просто не умеют любить. У них самих есть травмы из детства, у них самих были такие же родные. Поэтому примера любящей семьи и правильных отношений с малышом нет.
  5. Отсутствие родительского внимания . Чрезмерная забота бывает раздражающим фактором для маленьких личностей, но полное ее отсутствие - это уже прямой удар по психике ребенка. Нам нравится, когда о нас заботятся и любят, что вполне нормальное явление для каждого человека.
  6. Не восприятие детским коллективом . В любом возрасте бывает важно общественное мнение, потому что оно часто формирует нашу жизненную позицию. Взрослому человеку проще избежать подобного, но малышу бороться с невосприятием ровесниками становится проблематичным. Мнимые и реальные лидеры в любом сообществе - прямая угроза для несформировавшихся личностей с более тонкой душевной организацией.
  7. Эмоциональное потрясение . Горе, острое разочарование в близких становятся серьезными провокаторами начала депрессии у детей. По своему психологическому развитию они еще не готовы к подобным суровым жизненным ситуациям, которые способен с достоинством перенести далеко не каждый взрослый.
  8. Проблемы в школе . Частая смена учебных заведений или конфликт с некоторыми преподавателями в силах запустить механизм депрессии у ребенка. Школа - это место, где он проводит довольно большое количество времени, поэтому неприятности в ней являются угрожающим фактором при описываемой проблеме.
  9. Смерть домашнего любимца . Кошки, собаки, попугаи и даже рыбки часто бывают очень значимы в жизни ребенка. В этом случае гибель питомца может крайне негативно отразиться на состоянии детской психики, давая повод для начала депрессии.
  10. Хроническое заболевание . Все мы привыкли к тому, что в детском коллективе наше любимое чадо может подхватить какую-нибудь инфекцию. Все обстоит хуже при тяжелой болезни, которая мешает ему наслаждаться счастливым детством. Депрессия при этом - болезненная реакция организма на происходящее.
Психологи настоятельно рекомендуют быть очень внимательными к поведению ребенка в случае, если есть провоцирующие факторы. Именно родители способны проанализировать ситуацию и найти причины детской депрессии, заметить тревожные сигналы начала развития подобной патологии у сына или дочки. Ведь, как и с любым заболеванием, ее легче предотвратить в начале, чем бороться с последствиями.

Основные признаки депрессирующего ребенка


Ребенка, погруженного в состояние депрессии, сложнее вычислить, чем взрослого в подобной ситуации. Однако существуют признаки, по которым реально обнаружить наличие данного фактора у детей:
  • Неконтролируемое чувство страха . Все мы чего-то боимся, но у адекватных людей это состояние имеет разумные пределы. Ребенок в состоянии депрессии пугается буквально всего и всех. Особенно его мучают мысли о смерти, которые он не в состоянии контролировать.
  • Необъяснимые перепады настроения . Многие из нас подвержены эмоциональным вспышкам, если дело не касается людей-флегматиков. Однако неконтролируемый процесс в виде хохота, переходящий тут же в истерику, должен заставить задуматься любого родителя.
  • Общее нарушение сна . В данном случае наблюдается впадение в крайности: постоянное ощущение ребенком потребности во сне или кардинально другая напасть - бессонница. При этом его мучают ночные кошмары, которые приводят к страху наступления темноты и поры отдыха. Ребенок перестает видеть в этом положительный момент и естественную потребность человека во сне, опасаясь опять встретиться с ужасными видениями во сне.
  • Синдром хронической усталости . Очень часто из-за бессонницы школьник в буквальном смысле спит на уроках, а малыш - на занятиях в детском саду. Однако даже при отличном сне у такого ребенка все валится из рук из-за обессиленного организма. На этом патологическом фоне может благодатно развиваться депрессия, которая способна стать хронической.
  • Нарушение аппетита . Данный фактор является еще одним тревожным сигналом о начале проблем в психологическом состоянии ребенка. В этом возрасте у детей должен быть хороший аппетит, который может иметь отклонения исключительно в виде нежелания употреблять определенные продукты.
  • Чувство беспомощности . Ребенку свойственно часто искать поддержку у взрослых людей, но иногда подобное поведение принимает навязчивую форму. У детей с депрессией данное чувство доминирует над позитивными эмоциями, вводя не сформировавшуюся личность в стресс.
  • Резкое изменение предпочтений . Все, что радовало ребенка до этого, становится при депрессии досадной обузой. Любимое занятие приносит теперь не эстетическое наслаждение, а полное отторжение и очевидный протест у некогда покладистых сына или дочери.
  • Стремление к уединению . Побыть в одиночестве иногда полезно, чтобы разобраться в некоторых жизненных моментах. Однако осознанная самоизоляция на протяжении длительного периода - тревожный сигнал о наличии у ребенка проблем с восприятием окружающего мира.

Помните! Признаки детской депрессии бывают часто завуалированы, но определить их все же можно. Следует просто повнимательнее присмотреться к своему ребенку, спасая его при этом от душевной травмы.

Особенности лечения депрессии у ребенка

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что лечить детскую депрессию необходимо в обязательном порядке. В этом случае существуют разные способы и методики борьбы с подобной напастью.

Лечение депрессии у ребенка медицинскими препаратами


Следует сразу напомнить особо ретивым родителям, что самолечение категорически запрещено, когда дело касается ребенка. Подобное баловство с медицинскими препаратами способно сделать лечение детской депрессии опасным мероприятием.

Опытный специалист может после исследования маленького пациента предложить в виде терапии следующие медикаменты:

  1. Флуоксетин . На данный момент это наиболее щадящий антидепрессант, который реально использовать при лечении детей. Однако и его применять без назначения врача не рекомендуется.
  2. Циталопрам . Озвученный препарат успокаивающее действует на психику ребенка. Все это позволяет избавить детей в депрессии от навязчивых и опасных идей.
  3. Прием витаминов . Не секрет, что витамины тоже нужно принимать с умом, чтобы полезная вещь не вызвала противоположный ожидаемому результат. В этом случае отлично зарекомендовал себя витамин С, который необходимо употреблять по два грамма ежедневно. Помогут также комплексы, включающие в себя цинк и марганец, для общего улучшения самочувствия ребенка.


Рассмотрим психологические способы борьбы с депрессией у ребенка:
  • Игровая терапия . Дети всегда остаются непосредственными личностями, поэтому их можно увлечь необычным занятием. Любой опытный психотерапевт владеет подобной методикой, поэтому попробовать ее стоит.
  • Семейная терапия . Данный способ поможет в том случае, когда причины депрессии у ребенка связаны с конфликтной ситуацией между родителями. Любящие папа и мама должны забыть о своих взаимных претензиях для восстановления душевного равновесия у их чада.
  • Организация досуга . Следует, однако, при этом помнить, что акцент стоит сделать на очевидных увлечениях ребенка. Рассказы родителей о том, что их детям не нравится ничего конкретного - жалкая отговорка нерадивых воспитателей.
  • Откровенный разговор . Пора уже услышать наконец-то своих детей, которые иногда заходятся в безмолвном крике о своей проблеме. Перегибать палку при этом также не стоит, превращая общение по душам в допрос с пристрастием.
  • Терапия любовью . Кто-то скептически улыбнется, услышав озвученное, но мы все хотим быть кому-то нужны. Ребенок - это лакмусовая бумажка, что впитывает в себя эмоции дорогих для него людей. Любовь и только она поможет вашему чаду побороть свою депрессию.

Народные средства по уничтожению депрессии у ребенка


Народная медицина и в этом случае поможет депрессирующему ребенку. В ход стоит пустить следующие рекомендуемые еще нашими бабушками средства:
  1. Успокаивающие ванны . Полезным в этом случае станет стакан исходного сырья в виде корней валерианы, которые заливаются полулитрами крутого кипятка. Настой необходимо выдержать в течение двух-трех часов. Полученное вещество, добавленное в ванну, даст чудесный успокаивающий эффект. Отлично помогают при борьбе с депрессией у ребенка и водные процедуры с применением тополиных листьев. Готовятся они таким же способом, как и озвученный рецепт с корнями валерианы.
  2. Обтирания . В здоровом теле - здоровый дух. Никто не предлагает при этом заморозить ребенка до синевы и глубокого обморока. Однако ему совсем не помешает солевое обтирание, которое необходимо проводить каждое утро. Использовать при этом нужно не пуд соли, а всего лишь чайную ложку вещества на литр воды. Противопоказания в данном случае - различные дерматологические проблемы, агрессивно проявляющие себя.
  3. Успокоительные отвары . Действовать при этом необходимо крайне осторожно, чтобы не вызвать у ребенка аллергический отек. Отличным средством борьбы с депрессией станут запаренные листья мяты. Столовая ложка исходного сырья при этом заливается стаканом горячей воды. Устраивать подобное чаепитие нужно утром и вечером для достижения максимального успеха. Неплохим средством в случае детской депрессии станет запаренный сбор из люцерна, корней алтея с добавлением яблока. Три столовых ложки озвученного состава заливают полулитром воды, настаивают в течение получаса и добавляют тертое яблоко. Пить стаканами такое средство не нужно и даже нежелательно. Достаточно будет столовой ложки полученного снадобья, употребленного перед едой.
Как лечить депрессию у ребенка - смотрите на видео:


Детская депрессия - это не повод для скептицизма взрослых, когда речь заходит о важном для родителей благополучии их любимых чад. Часто случается так, что невнимательность занятых собой пап и мам может привести к госпитализации ребенка по причине тяжелого упадка душевных сил. Игнорирование проблемы способно не только сломать неокрепшую детскую психику, а и спровоцировать необъяснимое развитие физиологических заболеваний. Только любовь и внимание к своим детям помогут предотвратить тяжелые последствия.

Печаль, тревога, нервозность, апатия — эмоции естественные. Потому-то признаки депрессии у детей не сразу привлекают внимание родителей. В сложных житейских ситуациях они присущи всем, в том числе и взрослым. Не будет тяжелых обстоятельств — не будет и негативных эмоций. Но нельзя оставлять без внимания ситуации, когда депрессивные симптомы настолько интенсивны, что жизнь ребенка ни дома, ни в школе, ни среди сверстников не складывается, и фактор времени не срабатывает тоже. Выход один — обращение за профессиональной помощью.

Депрессия — состояние, выраженное длительным упадком настроения и другими психологическими и соматическими симптомами. Специалисты трактуют ее, как заболевание, являющееся сигналом тревоги об утрате способности радоваться жизни, о заниженной самооценке, усталости, превалировании пессимизма над другими эмоциями. Термин «депрессия» используется для описания трех уровней этого явления:

  • депрессия;
  • депрессивный синдром;
  • депрессивные расстройства.

Детская депрессия по базовым показателям не отличается от аналогичных проявлений у взрослых, но ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с подобным дисбалансом чувств и надеется на помощь близких.

Оставить его без внимания, относя его состояние к издержкам взросления и капризам, преступно.

С первого года жизни болезнь диагностируется у 2% мальчиков и девочек и примерно у 8% подростков (чаще у девочек). Депрессивные расстройства наблюдаются у 20% подростков, а симптомы депрессии встречаются у каждого третьего из них.

Табл.1. Возрастные различия в проявлении депрессии

Возраст Проявление
От рождения до 3 лет Проблемы с питанием, задержки развития (без видимых физических причин), истеричное поведение, отсутствие тяги к играм и др.
От 3 до 5 лет Наличие чрезмерных страхов и фобий

Остановка или регресс в развитии, гипертрофированное чувство вины за мелкие ошибки и просчеты

От 6 до 8 лет Жалобы на физическое состояние без конкретики, на агрессию иных лиц

Ребенок цепляется за родителей, сторонится новых людей

От 9 до 12 лет Болезненная реакция на школьные проблемы, чувство вины за разочарование в нем родителей и педагогов, отказ посещать школу
От 12 до 16-17 лет Нетерпимое отношение к конфликтам в семье, переживания о несправедливости в мире, бедности, насилии, лицемерии

Попытки «восстания», в итоге — страх, безнадежность, боязнь

Эти проявления не означают, что у ребенка депрессивное расстройство. Но если они усложняются, и увеличивается их протяженность по времени, нужно проконсультироваться у специалиста. Ранняя диагностика и лечение предотвратят членовредительство или суицид.

Причины

Причины депрессии у детей связаны с эмоциональной нестабильностью детской психики, физиологическими изменениями и трудностью осознания их новизны. В итоге они срабатывают, как разрыв сформировавшихся в неокрепшем сознании устоев с реальностью.

Дети — легкая добыча для болезни, когда теряют близких, любимых, домашних питомцев. На детей младшего возраста влияют семейные проблемы, на ребят постарше — переезды, расставания, предательство. Для подростка причиной депрессивных переживаний может стать отсутствие социальной группы, в которой его удовлетворяло бы все: родители друзей, модная одежда и гаджеты, деньги, интересы. Наиболее вероятна депрессия у ребенка, чьи эмоциональные потребности семьей не замечены из-за перегрузки родителей работой.

Конкретики причин не существует. Считается, что депрессия рождается из комплекса биологических причин:

  • генетических: частые заболевания, сбои в работе нейротрансмиттеров в головном мозге, гормональные нарушения;
  • психогенных: индивидуальная ментальная структура (низкая самооценка, незащищенность), депрессивные модели мышления, слабые социальные навыки.

К ним присоединяется внешняя окружающая среда с проблемами семейными и социальными, такими как развод, нехватка финансов, сексуальное насилие, школьные проблемы и т.п. Депрессия у детей — это следствие воздействия факторов окружающей среды и биологической предрасположенности.

Детская депрессия возможна и на фоне гормональных нарушений или заболеваний ЦНС. Ребенок может иметь иные психические расстройства, диагностированные еще до начала депрессии:

  1. Тревожные расстройства (75% детей и подростков).
  2. Отклонения в поведении, дистимия (дисфункции, схожие с депрессией).
  3. Синдром дефицита внимания.
  4. Расстройства пищевого поведения.

Сосуществование дополнительных психических расстройств и депрессивных факторов затрудняет лечение депрессии. Требуется поставить правильный диагноз.

Проявления

Признаки депрессии у детей, в отличие от взрослых, проявляются неспецифическими, чаще психосоматическими симптомами: боли в животе, головная боль, одышка, сухость во рту, тошнота, диарея, невралгия; или социально значимыми: отказ от контактов с родителями, сверстниками, проявление агрессии.

Табл.2. Симптомы депрессии и их проявления

Снижение интереса к жизни Нет стимула к активизации действий, исчезает способность радоваться, наслаждаться хобби, встречаться с друзьями и др.
Депрессивное мышление Потеря смысла жизни, пессимизм, низкая самооценка, чувство бесполезности, обвинение родителей в своих проблемах
Скука, уныние Сокращение или прекращение ранее важной деятельности, нежелание работать в доме, отказ выходить из него, ходить в школу, пренебрежение личной гигиеной и т.п.
Снижение активности Заторможенность, вялость, нежелание противостоять депрессии
Трудности с концентрацией внимания Ощущение «интеллектуальной инвалидности», проблемы с запоминанием
СХУ Чувство постоянной усталости, отсутствие энергии
Проблемы со сном Бессонница или повышенная сонливость
Тревога Чувство внутреннего напряжения, тревожность
Печаль Сопровождается плаксивостью в сочетании с раздражительностью, переходом к отчаянию
Неадекватная реакция на замечания Излишняя эмоциональность (от отчаяния до гнева) на критику, даже вполне деликатную
Потеря веса или его набор Одни «заедают» ситуацию, другие, наоборот, отказываются от пищи, запираясь в своей комнате

В тяжелых случаях депрессия у детей проявляется психотическими симптомами, характеризующимися аномальным, деформированным ощущением реальности:

  1. Галлюцинации: слуховые, зрительные и обонятельные.
  2. Бредовые идеи в сочетании с чувством вины, греховности, обреченности, ожиданием наказания.
  3. Психомоторное возбуждение — результат беспокойства и напряженности. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на конкретных действиях, непроизвольно осуществляя бессмысленные.
  4. Аутоиммунная активность: членовредительство (умышленное повреждение своего тела), прием сверх нормы препаратов, для того чтобы отравить себя, но без суицидальных мыслей.
  5. Суицидальные тенденции (планирование и подготовка), а в крайних случаях — попытка самоубийства.

У подростков наиболее часто наблюдаются изменения в поведении, у малышей — соматические симптомы. У детей младшего возраста диагноз установить сложнее: они они не могут рассказать, что с ними происходит.

Диагностика и лечение

У депрессивных расстройств детей и взрослых одинаковые диагностические критерии. Для оценки психического состояния маленького пациента психиатр проводит беседы с ним, его родителями, опекунами и тестирование. Результаты тестов обретают смысл, если они — часть полноценной психиатрической экспертизы.

Психологическое обследование позволяет посмотреть на ментальные характеристики ребенка и найти в них уязвимое место. Важно, чтобы психотерапевт, психолог и педиатр работали вместе. Их совместная оценка будет более объективной, поскольку депрессия у детей прогрессирует при отдельных заболеваниях соматического плана (гипотиреоз, опухоли мозга, эпилепсия), при применении ряда препаратов (стероиды, интерферон, противораковые препараты) или психотропных веществ.

Основные методы лечения — не медикаментозные, хотя иногда желателен и даже необходим прием лекарств.

Нефармакологические методы лечения:

  1. Психологические. Состоят в обеспечении ребенка и его опекунов знаниями о симптомах болезни, ее истоках в конкретике случая. Обучение действиям в определенных ситуациях, в случае ухудшения психического состояния, появления побочных реакций.
  2. Психотерапевтические. Проводятся в рамках индивидуальной терапии, семейной или групповой. По силе воздействия особое значение имеет семейная терапия, особенно в группе детей младшего возраста. Групповая — более всего подходит подросткам.

Медикаментозное лечение применяют лишь при симптомах, препятствующих нормальному функционированию организма ребенка, не отказываясь при этом от психотерапии. Это лекарства дополняют психотерапию, а не наоборот. Антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина относительно хорошо переносятся, побочные эффекты незначительны.

Родители должны знать, что:

  • препарат должен приниматься в одно и то же время ежедневно;
  • положительный эффект следует ожидать через 4-6 недель;
  • поначалу лекарство может ухудшить общую картину болезни;
  • лекарство принимают по назначению врача даже при улучшении состояния.

Иногда целесообразно использовать препараты с седативным эффектом или снотворные. Кроме того, нужны сбалансированная диета, физические упражнения, правильный режим и доброжелательная поддержка социума.

Депрессия — болезнь хроническая, и даже при эффективном лечении симптомы могут проявиться через год и более. Поэтому ребенок должен оставаться под системным контролем психиатра или психолога.

Каждый из думает и мечтает о том, чтобы дети, как свои собственные, так и те, которых мы воспитываем по роду своей деятельности были счастливыми, успешными, чтобы каждый из них занял свою нишу в этом мире. Но с каждым годом, с каждым десятилетием этот мир предъявляет к детям и подросткам очень сложные требования. Та среда, в которой находятся дети, является по своему содержанию психотравмирующей. Среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстрые изменения в социальном развитии общества, это и возрастающий информационный поток, в котором находятся современные школьники. И со всеми этими изменениями в обществе подросток должен справится, но какой ценой.
По некоторым данным, за последние 10 - 15 лет у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Превалируют такие заболевания, как заболевания органов дыхания, нервной системы и органов пищеварения. За счет ухудшения здоровья наблюдается устойчивое снижение годности призывников к военной службе. Кроме того, отмечается рост числа социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний: увеличивается количество детей употребляющих алкоголь и наркотики. Растет заболеваемость психическими болезнями.
Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка. Одним из наиболее ярких проявлений подобного неблагополучия является - депрессивное состояние.
Интерес к детским и подростковым депрессиям возник относительно недавно. Распространенность депрессии у детей оценивается различно в зависимости от особенностей возраста, определения депрессии. На сегодняшний день по одним исследованиям из 955 обследованных детей 9-летнего возраста обнаружили у 1,8 % большие депрессии и еще у 2,5 % - малые депрессии. Среди дошкольников, страдающих депрессией более 9%. Из детей с длительной депрессией более 75 % - школьники. А из них около половины - подростки 11-14 лет. Общепризнанным является тот факт, что депрессия у детей и подростков трудно распознаваема из-за обилия соматических расстройств. По данным Н.М. Иовчук и А.А.Северного (1999 г), только 27 % детей с депрессивным началом заболевания были проконсультированы психиатром при первой депрессии, остальные длительное время наблюдались педиатрами, хирургами и т.д. 15,5 % детей обследовались и лечились в условиях детского соматического стационара и диагнозом хронический холецистит, хронический гастрит, цистит, тонзиллит, ревматизм, вегето-сосудистая дистония. При первичном обращении к психиатру депрессивное состояние было установлено лишь в 23.6 %.
Однако подростковая депрессия таит в себе и другой риск, в буквальном слове - смертельный, риск совершения подростком попытки к самоубийству.
Задолго до совершения попыток самоубийства в большинстве случаев имеют место отрывочные высказывания о бессмысленности жизни, желании умереть или угрозы самоубийства. Подростки совершают разного рода суицидальные попытки, в значительной мере демонстративного характера. По данным статистики в России ежедневно совершают суицид 5-6 граждан в возрасте до 18 лет. Это почти 2000 человек в год - по данным профессора Сергея Львовича Сибирякова. По данным ВОЗ, во всем мире депрессией страдает в общей сложности около 121 млн. человек. В разных странах мира депрессии подвержено от 11,8% до 33,2 % подростков.

Так что же такое депрессия?
Депрессия - является одним из старейших по выявлению и наиболее распространенных нарушений. По данным Американской ассоциации психиатров, выявлено, что каждый десятый человек так или иначе в своей жизни испытывал угнетенное состояние.
Существуют различные определения депрессии, но все они в своей основе сводятся к тому, что Депрессия - это эмоциональное расстройство, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, боязливое или безразличное настроение.
Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в определенной действительности и своего будущего.
Классическая депрессия проявляется тоской, снижением жизненного тонуса, идеями неполноценности, заторможенностью мыслей и движений, а также разнообразными вегетативными расстройствами.

Ранний возраст: от 0 до 3 лет

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков - врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов - семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин - стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте - семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело - если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра - для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке - необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога - чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» - лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе - ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе - биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые - стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире - с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение - только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры - рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия - основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант - семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).